Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:11, курсовая работа
Цель анализа финансового состояния - дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятие, но заинтересованных в его финансовом состоянии, - сведения, необходимые для беспристрастного суждения.
Введение ...................................................................................3
1.Методологические аспекты анализа и управления финансовой устойчивостью предприятия …………………..................................................................5
2.Экономическая и финансовая оценка предприятия ..……….............................8
2.1. Место расположения и юридический статус ……...................................9
2.2. Размеры производства и специализация ………..............................10
2.3. Финансовые результаты от продаж продукции ...............................12
3.Анализ финансовой устойчивости предприятия ................................13
3.1. Горизонтальный и вертикальный баланс предприятия ............14
3.2. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия …........18
3.3. Показатели структуры баланса ....................................................23
3.4. Анализ наличного и безналичного денежного потока ......................24
3.5. Анализ продолжительности финансового цикла ................................26
3.6. Анализ текущих финансовых потребностей ................................27
3.7. Анализ деловой активности и доходов ..........................................29
3.8. Определение запаса финансовой устойчивости ................................31
3.9. Отечественный опыт прогнозирования банкротства ................................33
4.Управление финансовой устойчивостью ..........................................39
4.1. Дилемма управления финансами ....................................................39
4.2. Стратегическое управление финансовой устойчивостью .....................41
4.3. Текущее управление финансовой устойчивостью ................................43
Заключение ........................................................................47
3.6. Анализ текущих финансовых потребностей
Утверждение
о том, что темпы роста затрат
в обследованном хозяйстве част
Таблица 6 - Динамика затрат на основное производство
Показатели |
Годы |
2008 |
г. в % к | ||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 г. |
2007 г. | |
1. Затраты на оплату труда с начислениями по ЕСН |
28366 |
25063 |
21112 |
74,4 |
84,2 |
Удельный вес оплаты труда, % |
22,6 |
15,8 |
12,5 |
55,3 |
79,1 |
2. Материальные затраты, включенные в себестоимость, в т.ч.: |
84363 |
101323 |
93151 |
110,4 |
91,9 |
семена |
8364 |
7581 |
8429 |
100,8 |
111,1 |
корма |
27549 |
34452 |
29766 |
108,1 |
86,4 |
минудобрения |
5668 |
16173 |
14520 |
256,2 |
89,8 |
электроэнергия |
2604 |
2938 |
2780 |
106,8 |
94,6 |
нефтепродукты |
14448 |
17223 |
13092 |
90,6 |
76,0 |
запасные части и ремматериалы |
6903 |
5981 |
7097 |
102,8 |
118,7 |
услуги сторонних организаций - всего |
18657 |
16684 |
17188 |
92,1 |
103,0 |
Удельный вес материальных затрат, % |
67,3 |
63,8 |
55,2 |
82,0 |
86,5 |
Удельный вес нефтепродуктов, % |
11,5 |
10,9 |
7,8 |
67,8 |
71,6 |
3. Амортизация основных средств |
9972 |
6965 |
14120 |
141,6 |
202,7 |
Удельный вес амортизации, % |
8,0 |
4,4 |
8,4 |
105,0 |
190,9 |
4. Прочие затраты |
2564 |
25350 |
40462 |
1578,1 |
159,6 |
Итого затрат |
125265 |
158701 |
168845 |
134,8 |
106,4 |
Из таблицы 6 видно, что материальные затраты, подавляющая часть которых формируется на основе приобретения товарно-материальных ценностей промышленного производства, а также услуг сторонних организаций, увеличивались медленнее роста выручки, а иногда и прибыли хозяйства. Так, материальные затраты в 2007 г. против 2005 г. в целом возросли на 10,4 %, затраты на запасные части и ремонтные материалы - в тез же или еще меньших размерах.
Стоимость услуг сторонних организаций, от которых хозяйство не может отказаться, - иногда сокращались, а если и росли - то не столь значительно. Вопреки распространенному мнению об опережающем росте цен и тарифов на энергоносители, рост затрат предприятия на нефтепродукты и электроэнергию оказался меньше темпов роста выручки и официально зарегистрированных темпов инфляции в 2005-2007 гг.
Следует отметить, что в 2007 г. относительно сильно выросли расходы на амортизацию. Это явилось следствием замены старой техники на новую, более долговечную и относительно большим увеличением стоимости основных средств, тем не менее доля амортизации в 2007 г. была почти такой же, как и в 2005 г. - 8,4 % против 8,0 %. Негативным является существенное увеличение прочих затрат (с 2,6 млн.руб. до 40,4 млн.руб.). Такой большой рост прочих затрат связан с необходимостью выплачивать большие суммы процентов по предоставленным хозяйству кредитам и займам.
Особого внимания заслуживает первая строка таблицы 4. В ней показаны расходы предприятия на оплату труда с начислениями по единому социальному налогу. Этот элемент расходов - второй по величине и удельному весу после материальных затрат. Однако данный элемент отражает не только расходы предприятия, но и доходы его работников, значительная часть которых одновременно является собственниками используемых им земель. Поэтому сдерживать темпы роста расходов по этой статье предприятие может исходя лишь из необходимости увеличивать материальные и особенно - инвестиционные расходы.
Рассматривая динамику затрат, доходов и расходов предприятия, необходимо также приять во внимание масштабы и динамику дебиторской и кредиторской задолженности. Ведь все предшествующие годы были временем неплатежей. В целом значительные суммы задолженности агропредприятий не погашены до настоящего времени.
3.7. Анализ деловой активности и доходов предприятия
Анализ деловой активности характеризует результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности фирмы. К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся следующие показатели:
· Ресурсоотдача (коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как благоприятная тенденция.
· Коэффициент устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.
Анализ рентабельности является важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и позволяет дать ответ на вопрос насколько прибыльно функционирует фирма и как эффективно она использует вложенный капитал. К основным показателям этого блока, относятся рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна, — сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансированного (собственного) капитала. Могут быть рассчитаны и другие аналогичные показатели.
Для того чтобы предприятие имело возможность наращивать стоимость своих активов, прибегая к заимствованию привлеченных финансовых ресурсов в относительно небольших размерах (т.е. не удлиняя плечо финансового рычага более чем на рекомендуемые 30 % общей величины пассивов баланса), нужно всемерно увеличивать объемы реализуемой продукции, товаров, работ, услуг. При этом речь идет не только об объемах в натуральных показателях, но и в их денежном выражении, т.е. в виде реально полученной выручки от покупателей и заказчиков.
В связи с указанным дальнейший анализ бухгалтерской отчетности хозяйства построен на изучении динамики и структуры товарной продукции обследованного предприятия. Для этого воспользовались данными, которые до 2007 г. входили в состав специализированной формы бухгалтерской отчетности предприятий АПК, называемой формой № 7-АПК "Отчет о реализации продукции", а с 2007 г. - в форму № 9-АПК и № 13-АПК. Кроме того, рассчитали удельный вес выручки от продажи каждого вида товарной продукции в общей величине выручки от продаж. В нее не были включены лишь показатели доходов, получаемых от продажи основных средств. Эти доходы общей суммой отражаются в составе выручки, показываемой по строке 010 формы № 2 Отчета о прибылях и убытках. Однако в соответствии с положениями по составлению годовой бухгалтерской отчетности в специализированные отчеты о реализации продукции доходы от продажи имущества не включаются. Они отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Поэтому между показателями выручки, отраженными в Отчете о прибылях и убытках (строка 010 формы № 2) и итоговой суммой реализации, показанной в последней строке (графа 3) формы № 7-АПК в обследованном хозяйстве часто возникают большие несовпадения. Дело в том, что, приобретая новую технику, ОАО "Спартак" в больших масштабах продает старую технику. Ряды динамики товарной продукции хозяйство за 2005-2007 гг. показаны в таблице 7.
Таблица 7 - Динамика структуры товарной продукции в
Выручка от продаж по видам продукции |
Годы |
2008 г. в % к | |||
| 2005 |
2006 |
2007 |
2005 |
2007 |
Зерновые и зернобобовые, тыс.руб. |
19435 |
34571 |
53474 |
275,1 |
154,7 |
Удельный вес в общей выручке, % |
19,6 |
24,8 |
31,9 |
162,8 |
128,6 |
Подсолнечник, тыс.руб. |
4098 |
5635 |
19053 |
464,9 |
338,1 |
Удельный вес в общей выручке, % |
4,1 |
4,0 |
11,4 |
278,0 |
285,0 |
Сахарная свекла, тыс.руб. |
11944 |
28391 |
19120 |
160,1 |
67,3 |
Удельный вес в выручке, % |
12,0 |
20,4 |
11,4 |
95,0 |
55,9 |
Продукция растениеводства после переработки, тыс.руб. |
21957 |
12238 |
7717 |
35,1 |
63,1 |
Удельный вес в общей выручке, % |
22,1 |
8,8 |
4,6 |
20,8 |
52,3 |
Итого продукции растениеводства, тыс.руб. |
57525 |
80918 |
99403 |
172,8 |
122,8 |
Удельный вес в общей выручке, % |
58,0 |
58,2 |
59,2 |
102,1 |
101,7 |
КРС, тыс.руб. |
2423 |
6930 |
9873 |
407,5 |
142,5 |
Удельный вес в общей выручке, % |
2,4 |
5,0 |
5,9 |
425,8 |
118,0 |
Свиньи, тыс.руб. |
9276 |
13606 |
19363 |
208,7 |
142,3 |
Удельный вес в общей выручке, % |
9,4 |
9,8 |
11,5 |
122,3 |
117,3 |
Молоко, тыс.руб. |
25762 |
23002 |
24161 |
93,8 |
105,0 |
Удельный вес в общей выручке, % |
26,0 |
16,5 |
14,4 |
55,4 |
87,3 |
Итого продукции животноводства, тыс.руб. |
40408 |
55637 |
66862 |
165,5 |
120,2 |
Удельный вес в общей выручке, % |
40,8 |
41,8 |
39,8 |
97,5 |
95,2 |
Прочая продукция, работы, услуги, товары |
1227 |
- |
1550 |
126,3 |
- |
Удельный вес в общей выручке, % |
1,2 |
- |
1,0 |
33,3 |
- |
Всего выручки |
99160 |
139143 |
167815 |
169,2 |
120,6 |
Темп роста, % |
100 |
140,3 |
120,6 |
- |
- |
Из таблицы 7 видно, что в целом по всем видам реализованной продукции предприятию удалось нарастить выручку с 99,2 млн.руб. в 2005 г. до 167,8 млн. руб. в 2007 г., т.е. более чем в 1,69 раза. При этом по отдельным важным видам продукции рост выручки значительно превзошел средние показатели. Это относится к растениеводству. Продажа продукции растениеводства в 2007 г. увеличилась против 2005 г. на 72,8 %, а от продажи продукции животноводства - на 65,5 %. Правда, от продажи молока выручка уменьшилась на 6,2 %, что можно считать временным явлением (идет модернизация отрасли).
Как видно из табл.7, резко увеличилась выручка от продажи подсолнечника (более чем в 4,6 раза), КРС (более чем в 4,0 раза). Правда, наивысшие объемы получения выручки от продажи переработанной продукции растениеводства пришлись в хозяйстве на 2006-й год (22,1 млн.руб. против 7,7 млн.руб. в 2008 г.). В 2008 году на такую продукцию пришлось менее 4,6 % общей выручки, тогда как в 2006 г. аналогичный показатель был равен 22,1 %, т.е. он был почти в 5 раз больше.
Как можно предполагать, абсолютное и относительное увеличение выручки от продаж продукции растениеводства произошло вследствие усиления конкуренции на рынках такой продукции и приобретения обследованным предприятием части ранее незанятых им рыночных ниш.
Нельзя не отметить малых объемов выручки от продажи продукции подсобных производств (стройматериалы) и особенно работ и услуг по заявкам сторонних заказчиков. Представляется, что эту сторону в деятельности хозяйстве целесообразно увеличить до 28-30 % от общей выручки (сверх указанных пределов предприятие потеряет ряд льгот по налогам, установленным для сельхозпроизводителей - плательщиков ЕСХН).
.Таблица 8 - Результаты продажи основных видов сельскохозяйственной продукции в ОАО "За мир и труд" в 2006-2008 гг., тыс.руб.
Виды продукции |
Годы |
2008 г. в%к 2006 г. | ||
| 2006 |
2007 |
2008 |
|
Выручено от продажи зерна |
19435 |
34571 |
93474 |
275,1 |
Себестоимость проданного зерна |
18531 |
24326 |
25474 |
137,5 |
Прибыль от продажи зерна |
904 |
10245 |
28000 |
3097,3 |
Рентабельность продажи зерна, % |
4,7 |
29,6 |
52,4 |
1114,9 |
Выручено от продажи маслосемян |
4098 |
5635 |
19053 |
464,9 |
Себестоимость проданных маслосемян |
2760 |
1769 |
6363 |
230,5 |
Прибыль от продажи маслосемян |
1338 |
3866 |
12690 |
948,4 |
Рентабельность продажи маслосемян |
32,7 |
38,6 |
66,6 |
203,7 |
Выручено от продажи сахарной свеклы |
11944 |
28391 |
19120 |
160,1 |
Себестоимость проданной сахарной свеклы |
9396 |
16324 |
10281 |
109,4 |
Прибыль от продажи сахарной свеклы |
2548 |
12067 |
8839 |
346,9 |
Рентабельность сахарной свеклы, % |
21,3 |
42,5 |
46,2 |
216,9 |
Выручено от продажи переработанной продукции растениеводства |
21957 |
12238 |
7717 |
35,1 |
Себестоимость проданной переработанной продукции растениеводства |
15383 |
7704 |
4115 |
26,8 |
Прибыль от продажи переработанной продукции растениеводства |
6574 |
4534 |
3602 |
54,8 |
Рентабельность продажи переработанной продукции растениеводства, % |
29,9 |
37,0 |
46,7 |
156,2 |
Выручено от продажи КРС |
2423 |
6930 |
9873 |
407,5 |
Себестоимость проданного КРС |
1911 |
7221 |
12309 |
644,1 |
Прибыль от продажи КРС |
512 |
-291 |
-2436 |
- |
Рентабельность продажи КРС, % |
21,1 |
-4,2 |
-24,7 |
- |
Выручено от продажи свиней |
9276 |
13606 |
19363 |
208,7 |
Себестоимость проданных свиней |
5226 |
10457 |
17178 |
328,7 |
Прибыль от продажи свиней |
4050 |
3149 |
2185 |
54,0 |
Рентабельность продажи свиней, % |
43,7 |
23,1 |
11,3 |
25,9 |
Выручено от продажи молока |
25763 |
23002 |
24161 |
93,4 |
Себестоимость проданного молока |
18481 |
18790 |
18491 |
100,1 |
Прибыль от продажи молока |
7281 |
4212 |
5670 |
77,9 |
Рентабельность продажи молока, % |
28,3 |
18,3 |
23,5 |
83,0 |
Рентабельность продаж в целом по предприятию, % |
25,0 |
11,0 |
16,5 |
66,0 |
Информация о работе Финансовая устойчивость организации: анализ и управление