Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
В данной работе изложены только общие положения концепции бюджетного управления и составления прогнозных балансов, отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств как важнейших составляющих этого процесса. В действительности не существует каких-либо обязательных требований к тому, как нужно использовать бюджеты для управления предприятием. В отличие от бухгалтерского учета здесь нет утвержденных рекомендаций и правил. Внедрение технологии бюджетного управления - это творческий процесс, в котором следует руководствоваться пониманием механизмов управления, знанием собственного бизнеса и здравым смыслом.
Введение 3
Задание на курсовое проектирование 4
Раздел 1. Составление бюджета предприятия 11
1.1. Бюджет продаж 14
1.2. Бюджет производства 16
1.3. Бюджет прямых затрат на материалы 19
1.4. Бюджет прямых затрат на оплату труда 23
1.5. Бюджет производственных накладных расходов 25
1.6. Бюджет запасов 29
1.7. Бюджет коммерческих расходов 32
1.8. Бюджет административных затрат 34
Выводы по разделу 1 35
Раздел 2. Составление прогнозных отчетов 36
2.1. Отчет о прибылях и убытках 36
2.2. Отчет о движении денежных средств 38
2.3. Прогнозный баланс 43
Анализ плановых финансово-экономических показателей 48
1. Экспресс-анализ оценки ликвидности баланса организации 49
2. Анализ финансовой устойчивости строительного предприятия 50
3. Анализ платежеспособности и ликвидности строительного предприятия 51
4. Прогнозирование вероятности банкротства на основе Z-счета Э. Альтмана (зарубежный опыт) 55
Раздел 3. Прогноз результатов хозяйственной деятельности по переменным затратам 56
3.1. Расчет переменных затрат на единицу продукции 56
3.2. Составление отчета о прибылях и убытках по методу Direct costing 58
Раздел 4. Углубленный операционный анализ деятельности предприятия 62
4.1. Расчет основных показателей углубленного операционного анализа 62
4.2. Рекомендации по совершенствованию товарной политики предприятия 68
Заключение 70
Список литературы
Бюджетное управление является инструментом управления финансовым состоянием предприятия, и как управленческая технология базируется на трех основных компонентах - на технологии бюджетирования, организации бюджетного процесса, автоматизации деятельности предприятия в целом и бюджетного управления в частности.
Ключевая цель бюджетирования — обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми как по объему, так и по структуре денежными ресурсами. Для достижения этой главной цели должны быть решены следующие основные задачи:
определение объектов бюджетирования;
разработка системы бюджетов — операционных и финансовых;
вычисление соответствующих показателей бюджетов;
расчет необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
определение величины внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов их дополнительного привлечения;
прогноз доходов, расходов и капитала предприятия;
анализ и оценка деятельности отдельных подразделений осуществляют на базе показателей, утвержденных для каждого из них.
Разработка бюджета требует значительного объема нормативной информации - норм расхода, расценок, тарифов и т.п. Для ее получения проводится значительная подготовительная аналитическая работа. В ее процессе осуществляется тщательная инвентаризация доходов и затрат предприятия. Выявляются резервы и потери.
Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей в течение текущего финансового года (до наступления планового периода) разрабатывают систему квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляют месячные бюджеты (с подекадной разбивкой показателей). Такое скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность оперативного финансового планирования на предприятии.
Система бюджетирования на любом предприятии состоит из двух ключевых подсистем:
• бюджетов структурных подразделений (цехов, участков, отделов, служб и др.), составляемых по центрам финансовой ответственности (центрам финансового учета);
• сквозного (сводного) бюджета, характеризующего деятельность предприятия в целом.
Систему бюджетов подразделяют также на операционные и финансовые.
Операционный бюджет включает в себя сводный бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются более частные (локальные) бюджеты: производства; продажи продукции; закупок материальных ресурсов; прочих доходов; затрат на материалы и энергию; оплаты труда; амортизационных отчислений; общепроизводственных и общехозяйственных расходов; налоговый и др.
Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу).
Существенно не отличается от приведенной классификации позиция авторов Руководства по технике эффективного менеджмента. Они включают в основной (общий) бюджет предприятия три основных документа:
1) прогноз отчета о прибылях и убытках;
2) прогноз отчета о движении денежных средств;
3) прогноз бухгалтерского отчета (баланса).
Разрабатывают также бюджеты с нулевым уровнем, которые составляют каждый раз заново, с нуля, что требует дополнительных усилий и времени. Однако они предотвращают повторение одних и тех же ошибок, которые могут присутствовать в преемственных бюджетах.
Многовариантный бюджет предполагает несколько сценариев развития событий, и в зависимости от складывающейся ситуации выбирают наиболее реальный вариант. В этом случае отдельные статьи бюджета доходов и расходов имеют несколько значений, из которых в итоге выбирается одно.
Традиционная структура системы бюджетов на предприятии представлена на рисунке 1. Этот рисунок также отражает взаимосвязи между отдельными бюджетами и логику разработки общего (консолидированного) бюджета предприятия.
Рис. 1. Традиционная структура системы бюджетов.
Представленная на рисунке 1 система может быть дополнена следующими аспектами классификации бюджетных документов:
А. по функциональному назначению:
бюджет имущества;
бюджет доходов и затрат;
бюджет движения денежных средств;
бюджет операционной деятельности;
Б. по отношению к уровню интеграции управленческой информации:
бюджет центра первичного учета;
консолидированный бюджет;
В. в зависимости от временного интервала:
стратегический бюджет;
оперативный бюджет;
в зависимости от этапа бюджетного процесса:
плановый бюджет,
фактический (исполненный) бюджет.
В условиях рынка первым показателем, с которого необходимо начинать любое планирование, является прогноз продаж. Бюджетирование начинается с составления бюджета продаж, основанного, на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота компании в предстоящем бюджетном периоде. Определить объем спроса продукции равный бюджету продаж - одно из допустимых условий при составлении бюджета.
Бюджет продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности предприятия. Определение и обоснование объема продаж и его товарной структуры является ключевым в системе бюджетирования любого предприятия, ориентированного на достижение стратегических планов.
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
какую продукцию выпускать;
в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на определенные промежутки времени);
какую установить цену продукции;
какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задолженность.
В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.
На объем реализации продукции влияют следующие факторы:
макроэкономические показатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровень заработной платы, темп роста производства продукции по отраслям, уровень безработицы и т.д.);
долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
ценовая политика, качество продукции, сервис;
конкуренция;
сезонные колебания;
объем продаж предшествующих периодов;
производственные мощности предприятия;
относительная прибыльность продукции;
масштаб рекламной кампании.
Важно помнить, что даже незначительное отклонение запланированного объёма продаж от фактического может привести к серьёзным отклонениям основного бюджета от факта.
Выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании. В соответствии с исходными данными рассчитаем бюджет продаж.
Таблица 2. Бюджет продаж на 2009 год компании «Строй Блок»
Вид продукции | Объем реализации, единиц | Цена единицы, тыс. руб. | Доход от реализации, тыс. руб. |
Пеноблок D1000 | 9500 | 100 | 950000 |
Пеноблок D800 | 2600 | 120 | 312000 |
Всего: | 1262000 |
Пеноблок D1000: 9 500*100 = 950 000 Пеноблок D800: 2 600*120 = 312 000
Всего: 950 000+312 000 = 1 262 000
Диаграмма 1. Продажи
Из диаграммы 1 видно, что реализация Пеноблок D1000 приносит более высокий доход = 75%.
Бюджет производства – это производственная программа, которая определяет запланированную номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде. Бюджет формируется только в натуральных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства. Целью его разработки является обеспечение объема производства, достаточного для удовлетворения покупательского спроса и создание экономически целесообразного уровня запасов.
Бюджет производства основывается на данных бюджета продаж, учитывает производственные мощности, уменьшение или увеличение запасов и объем внешних закупок.
Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.
Бюджет производства формируется на основе представленного алгоритма расчета производственной программы и является результатом согласования следующих целей:
полное удовлетворение потребностей рынка сбыта;
потребность в продукции для внутреннего использования;
максимально возможная загрузка оборудования;
учет ресурсных возможностей.
Рассчитывая программу производства на предстоящий период, предприятия учитывают следующие бизнес-прогнозы и справочники:
Контракты с покупателями по основной и прочей деятельности определяют потребность рынка;
Постоянные затраты на производство формируют потребность в производстве продукции для внутреннего использования;
Производственные нормы, указанные в Спецификациях, устанавливают необходимые ресурсы на основе рецептур производства продукции и определяют выпуск полуфабрикатов и побочной продукции;
Складские запасы формируют нормативный прирост продукции для обеспечения страхового запаса и устанавливают сверхнормативные запасы;
Незавершенное производство используется для выпуска продукции, находящейся в незавершенном производстве на начало года;
Маршруты определяют приоритетность производственного оборудования и максимальные мощности по выпуску продукции;
Контракты с поставщиками определяют предложения и возможные ограничения по расходным компонентам и продуктам в случаях использования их для перепродажи.
Информация о работе Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия