Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:25, дипломная работа

Описание

Целью работы является исследование формирования венчурного финансового потенциала Российской Федерации, а также разработка практических рекомендаций по его повышению.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
раскрыть содержание и особенности венчурного финансового потенциала;
рассмотреть такие понятия как венчурный капитал, венчурный фонд с государственным участием как составных элементов финансового потенциала;
выделить особенности организационной структуры венчурного финансового потенциала;
провести анализ развития венчурного финансового потенциала Российской Федерации и рассмотреть особенности управления венчурным финансовым потенциалом с государственным участием в Республике Башкортостан;
выделить проблемы и разработать рекомендации по созданию необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы формирования венчурного финансового потенциала 8
1.1 Понятие и особенности венчурного финансирования 8
1.2 Организационная структура венчурного финансового потенциала
13
1.3 Венчурный капитал как основа венчурного финансового потенциала
20
2 Современное состояние венчурного финансового потенциала Российской Федерации
27
2.1 Мировая практика венчурного финансирования и применение ее в России
27
2.2 Проблемы формирования венчурного финансового потенциала Российской Федерации 44
2.3 Особенности управления венчурным финансовым потенциалом с государственным участием в Республике Башкортостан
48
3 Направления повышения венчурного финансового потенциала Российской Федерации
53
3.1 Государственная поддержка венчурного финансирования 53
3.2 Формирование необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации
59
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Приложение А «Существующие институты развития инновационной деятельности на региональном уровне в Российской Федерации» 77

Работа состоит из  1 файл

Образец ВКР 1.doc

— 1.28 Мб (Скачать документ)

По данным РАВИ (Российской Ассоциации Венчурного инвестирования), средняя внутренняя норма доходности инвестиционных проектов венчурных фондов, действующих в России, равняется 35 %, что совпадает с заявляемым самими фондами типичным минимумом доходности интересующих их проектов (30-40%), а среднеевропейский показатель IRR венчурных фондов составляет 12-14%41.

Нами рассчитан совокупный объем  венчурного финансового потенциала Российской Федерации (рисунок 17) и  произведена оценка соотношения  венчурного финансового потенциала к ВВП за 2001-2010гг. (рисунок 18).

Совокупный объем венчурного финансового потенциала Российской Федерации за 2001-2010гг.  составляет 80396 млн. долл. США.

 

Рисунок 17 – Объем  венчурного финансового потенциала Российской Федерации за 2004-2010гг., млн. долл. США

 

Рисунок 18 – Соотношение  венчурного финансового потенциала к ВВП в Российской Федерации  за 2004-2010гг.

 

Как видим, процентное соотношение  венчурного финансового потенциала к ВВП в Российской Федерации за 2004-2010гг. колеблется от 0,6 до 1,2%. Это очень небольшой показатель, необходимо увеличить его хотя бы до 10%.

Одной из основных проблем  развития системы венчурного финансирования в Российской Федерации является отсутствие правовой базы, которая бы четко регулировала деятельность венчурных компаний и инвестиционных институтов.

Существует ряд иных существенных проблем:

  • объем платежеспособного спроса в России невелик, а высокотехнологичные изделия, как правило, весьма дорогостоящи;
  • в России нет отработанной системы коммерциализации научных разработок, а ее выстраивание занимает десятилетия;
  • российские венчурные инвесторы предпочитают инвестировать на более поздних стадиях, где требуются большие вложения при меньших рисках;
  • низкие приоритеты предпринимательской деятельности  в области малого и среднего бизнеса42;
  • недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе компаний венчурного капитала) и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса;
  • использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского,  что  резко  снижает привлекательность

данной сферы для  зарубежных инвесторов;

  • неэффективное использование средств венчурных фондов;
  • неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;
  • неразвитость фондового рынка, его отрыв от производства, низкая ликвидность венчурных инвестиций;
  • отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;
  • отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами43.

Все это привело к  тому, что в условиях ограниченной ликвидности имеющиеся инвесторы не хотят рисковать и вкладывают средства в компании на более поздних этапах развития, которые создают продукцию, уже пользующуюся спросом. Инноваторы же, не видя реальных источников финансирования своих проектов и перспектив их развития, либо продают свои идеи зарубежным компаниям, которые могут с достоинством оценить их перспективность, либо совсем перестают заниматься изобретательской деятельностью.

Исправить сложившуюся  ситуацию в России способно лишь государство.

Россия может добиться успеха благодаря значительным сырьевым и энергетическим запасам, огромному научному потенциалу и возможности создания на их основе продукта с большой долей добавочного капитала.

 

2.3 Особенности управления  венчурным финансовым потенциалом  с государственным участием в Республике Башкортостан

 

В рамках государственной поддержки  малых предприятий, действующих  в научно-технической сфере, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 декабря 2006г. № 338 создана некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан» (Фонд) путем выделения из  республиканского  бюджета  денежных  средств  в размере  100  млн. руб. и бюджетных ассигнований из федерального бюджета также в размере 100 млн. руб.44.         

 Целью деятельности  Фонда является развитие в  Республике Башкортостан инфраструктуры  венчурного (рискового) финансирования  субъектов малого предпринимательства  в научно-технической сфере, комплексная  поддержка инновационной технологической деятельности в регионе.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 5 марта 2007г. № 75 «О мерах по реализации в 2007г. мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства» денежные средства, полученные Фондом в качестве имущественного взноса за счет средств федерального и республиканского бюджетов, передаются в доверительное управление выбранной на конкурсной основе Управляющей компании и направляются на формирование закрытого паевого инвестиционного фонда (ЗПИФ).

По итогам открытого  конкурса победителем признано ЗАО  Управляющая компания «Сбережения  и инвестиции» (г. Москва). В сентябре 2009г. имущество Фонда, в размере 200 млн. руб., было перечислено в ЗПИФ особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан», Управляющая компания также перечислила в ЗПИФ 200 млн. руб. частных инвестиций. Общая сумма средств, направленных на развитие венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан, составляет 400 млн. руб.        

 Фондом совместно  с Управляющей компанией регулярно  проводятся информационно-разъяснительные  семинары с приглашением предпринимателей, представителей органов государственной власти, администраций районов и городов, руководителей предприятий, научных организаций и ВУЗов республики.

По итогам 2010г. в Фонд содействия  развитию  венчурных  инвестиций  в

малые предприятия в  научно-технической сфере РБ (Венчурный фонд РБ) обратилось 129 субъектов малого предпринимательства, от них подано 39 заявок для рассмотрения и принятия решения о финансировании инновационных проектов.

В июне, сентябре и декабре 2010г. ЗАО Управляющая компания «Сбережения  и инвестиции» из средств закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан» (ЗПИФ) профинансировала 4 венчурных проекта в области нефтедобычи, производства полимерных труб, нефтепереработки, обнаружения дефектов в трубопроводе на общую сумму порядка 70 млн. руб.

В рамках мероприятий по поддержке  предприятий малого и среднего предпринимательства  Венчурный фонд РБ:

  • ведет открытый прием заявок от предпринимателей для рассмотрения и принятия решений о финансировании инновационных проектов;
  • осуществляет выезды на места для ознакомления с реальными условиями реализации инновационных проектов;
  • проводит семинары, посвященные практике работы Фонда;
  • оказывает консультационную помощь по условиям инвестирования и критериям отбора инновационных проектов45.

Нами произведена оценка соотношения  затрат на технологические инновации  к ВРП в Республике Башкортостан (рисунок 19).

 

Рисунок 19 – Соотношение объема отгруженной инновационной продукции к ВРП в Республике Башкортостан за 2004-2010гг.

 

По рисунку 16 видно, что процентное соотношение затрат на технологические  инновации к ВРП в Республике Башкортостан за 2004-2010гг. чуть выше, чем  по Российской Федерации.

В мае 2009г. в целях создания благоприятной среды для участия государства в развитии наиболее перспективных фондо- и наукоемких технологий на территории республики было создано ОАО «Башкирская венчурная компания». Правительство Башкортостана внесло в уставный капитал компании (9,15 млрд. руб.) госпакеты 13 обществ, в т.ч. ОАО «Газ-сервис», ОАО «НефАЗ», ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ОАО «Салаватнефтемаш», ОАО «Уфимский завод эластомерных материалов и конструкций» (УЗЭМИК), ОАО «Уральские камни», ОАО «Уфимкабель», ОАО «Уфимский машиностроительный завод».

В конце 2011г. Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан признала экономически неэффективным создание холдингов  «Региональный фонд» и «Башкирская  венчурная компания». Выборочная проверка предприятий, входящих в холдинги, показала, что итоги деятельности управляющих компаний, созданных для повышения эффективности управления слитых в них активов и реализации инновационных проектов, оказались прямо противоположными: управление активами было неэффективным, а сама деятельность холдингов не отвечала целям, определенным уставами.

В частности основная масса денежных средств (около 21 млрд. руб.), полученных от продажи акций  и имущества, управляющие компании не вкладывали в инвестиционные проекты, а размещали на депозитах с целью получения прибыли. Шесть инвестиционных проектов, в т.ч. приобретение долей в акционерных обществах «Башкирский трактор», «Башсантехмонтаж», ООО «Аэромакс», «Авиакомпания «Аркаим», «Свой дом», «ИБК», в которые были вложены 2,8 млрд. руб., оказались неудачными46.

Таким образом,  венчурные  фонды с государственным участием являются эффективным средством  стимулирования инновационного развития экономики, прежде всего, венчурного финансового  потенциала.

По результатам второй главы  можно сделать следующие выводы:

  1. Одним из основных источников финансирования инноваций во всем мире является венчурный капитал, который подвержен характерной цикличности как на американском, европейском, так и на российском рынке. При этом венчурный финансовый потенциал Российской Федерации только формируется и еще явно недооценена потенциальными потребителями кредитных ресурсов. Таким образом, изучение мирового опыта финансирования инноваций и на его основе предложение мер по становлению и развитию венчурного бизнеса в России являются своевременной задачей.
  2. В рамках решения стратегических задач развития российской экономики, перед государством особенно остро стоит вопрос формирования венчурного финансового потенциала страны, способного обеспечить необходимый приток инвестиций в приоритетные отрасли. Венчурные фонды с государственным участием являются эффективным средством стимулирования инновационного развития экономики, прежде всего, венчурного финансового потенциала.
  3. Венчурный финансовый потенциал в России, несмотря на активное развитие в последние годы, находится на начальной стадии развития. Проблема состоит в несовершенстве правового, технического, информационного и организационного обеспечения различных аспектов инвестиционной поддержки инновационной деятельности. В Российской Федерации только зарождаются отдельные элементы венчурного финансового потенциала.

Для решения данных проблем  необходимо ряд целенаправленных действий в сферах, определяющих конъюнктуру  венчурного рынка. В третьей главе  рассмотрим государственную поддержку  венчурного финансирования, направления повышения венчурного финансового потенциала Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ   ВЕНЧУРНОГО   ФИНАНСОВОГО  ПОТЕНЦИАЛА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Государственная поддержка  венчурного финансирования

 

Заинтересованность государства в развитии венчурного бизнеса начинает четко прослеживаться в США со второй половины 70-х гг., а в Западной Европе – с начала 80-х гг. Основная причина возникновения этого интереса была связана с осознанием важных функций, которые может эффективно выполнять венчурный капитал в современной рыночной экономике. Речь идет о содействии освоению в промышленности новых, передовых научно-технических разработок и о создании новых рабочих мест в малом бизнесе с целью снижения общего уровня безработицы.

С тех пор в этой области был предложен и апробирован  на практике целый ряд мер прямого  и косвенного вмешательства государства. В самом общем виде они делятся на две группы.

Косвенные методы направлены на формирование экономической среды, благоприятной для функционирования венчурного механизма. К ним, в частности, относятся:

  • создание благоприятного режима налогообложения доходов от операций с ценными бумагами;
  • устранение двойного налогообложения инвесторов, участвующих в формировании венчурных фондов;
  • выработка эффективной системы защиты  интеллектуальной собственности, которая является во многих случаях единственным капиталом инновационных фирм на ранних стадиях их развития;
  • содействие повышению ликвидности рисковых капиталовложений на основе развития рынка капиталов, в том числе путем создания специальных бирж для торговли ценными бумагами новых фирм, которые не могут получить доступа на традиционные фондовые биржи из-за отсутствия финансовой истории и по каким-то другим формальным признакам (NASDAQ, национальные биржи некотируемых официально акций);
  • обучение  предпринимателей,  консультирование,  распространение информации о перспективных проектах и потенциальных инвесторах.

Прямые методы предполагают непосредственное участие государства в венчурном инвестировании. Такое участие осуществляется в трех основных формах:

Информация о работе Формирование венчурного финансового потенциала Российской Федерации