Кредитование малого бизнеса: сущность, особенности организации и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – проанализировать организацию работы банка по кредитованию субъектов малого предпринимательства, а также предложить направления совершенствования системы кредитования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитования: сущность, функции, формы кредита; рассмотреть сущность малого предпринимательства, определить его роль в экономике страны;
- определить особенности взаимодействия банков с субъектами предпринимательства; проанализировать современное состояние системы кредитования; исследовать методы анализа кредитоспособности малого предприятия; проанализировать кредитную политику данного банка;
- выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты кредитования 6
1.1 Сущность кредита, его экономическое значение,
функции и формы кредита 6
1.2 Банковский кредит. Принципы и виды банковского
кредитования 15
1.3 Экономическая сущность малого бизнеса и предпосылки
необходимости его кредитования 23
1.4 Современное состояние системы кредитования малого
бизнеса в РФ 33
2 Анализ организации кредитования субъектов малого
предпринимательства (на примере филиала ОАО «Уралтрансбанк») 43
2.1 Краткая характеристика ОАО «Уралтрансбанк» 43
2.2 Анализ кредитной политики 46
2.3 Анализ кредитного процесса 67
2.4 Анализ работы с просроченной задолженностью 78
3 Основные проблемы и перспективы развития системы
кредитования малого бизнеса 85
3.1 Основные проблемы и пути развития системы
кредитования малого бизнеса в РФ 85
3.2 Основные проблемы и пути совершенствования системы
кредитования МБ в ОАО «Уралтрансбанк» 101
Заключение 108
Список использованных источников 111

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

- размещает указанные в предшествующем абзаце настоящего пункта привлеченные средства от своего имени и за свой счет;

- открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц;

- осуществляет расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;

- привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;

- выдает банковские гарантии;

- осуществляет переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

ОАО «Уралтрансбанк» - один из немногих банков в Свердловской области, акционером которого является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

«Уралтрансбанк - сильный региональный банк с хорошей долей рынка, которому нужен дополнительный капитал, поэтому мы его и поддерживаем» - заявил Директор ЕБРР по работе с финансовыми институтами Курт Гайгер. Иностранные инвестиции позволяют банку предлагать предприятиям кредиты по более выгодным условиям, гарантируют стабильность банку вне зависимости от экономической ситуации в России.

Кредитование малого и среднего бизнеса – основное стратегическое направление Уралтрансбанка. Он предлагает кредиты на развитие бизнеса от 1 тыс. до 6 млн. рублей на выгодных для клиента условиях. Уже сейчас банк выдает в среднем 70 кредитов в месяц, а в 2008 планируется не меньше 100. «Это наша ниша, которую совместно с ЕБРР мы очень серьезно освоили. Я считаю, что сегодня в Свердловской области по кредитованию нам просто нет равных!» - пояснил председатель Правления Уралтрансбанка Заводов В.Г.

Широкий спектр услуг Уралтрансбанка удовлетворяет растущие потребности как юридических, так и физических в современном, технологичном, доступном банковском обслуживании. Новейшие технологии, формирование выгодных комплексных предложений, а также возможность индивидуального подхода к клиенту – позволило Уралтрансбанку занять достойное место в лидирующей пятерке уральских банков.

По состоянию на 01.11.2007 года акционерами, владеющими более 5% уставного капитала ОАО «Уралтрансбанк» являются:

Рисунок 5 – Структура акционеров ОАО «Уралтрансбанк»

на 01.10.2007 года

Уралтрансбанк в настоящее время активно расширяет каналы продаж своих услуг, совершенствуют информационные технологии, тратит много усилий на маркетинговые мероприятия, включая рекламу. Здесь очень важно то, что вложенные средства работают не только на бизнес банка, но и на развитие всех его услуг в комплексе, на его имидж. Банк такого уровня, как ОАО «Уралтрансбанк», тратит на свое развитие несколько десятков миллионов долларов в год, и это объективно обоснованные затраты.

Темпы роста привлеченных средств физических лиц у Уралтрансбанка значительно выше, чем в среднем по банковской системе. За три последних года остатки на счетах вкладов Уралтрансбанка увеличились в 9 раз. За счет этого он в 2 раза увеличил свое присутствие на рынке частных вкладов. В настоящее время Уралтрансбанк уверенно занимает 1 позицию в рейтинге уральских банков по абсолютному объему привлеченных средств.

Развитая филиальная сеть Уралтрансбанка – делает его услуги доступными в 23 городах области. Для обеспечения доступности своих продуктов для клиентов банк стремительно наращивает инфраструктуру, вкладывает средства в развитие сети продаж своих продуктов. 

В рамках Программы кредитования малого бизнеса применяется специально разработанная технология, в основу которой положена международная практика предоставления услуг в сфере малого бизнеса. Один из ключевых аспектов данной технологии – финансовый анализ, проводимый на основе данных о реальном состоянии бизнеса заемщика. Стандартная кредитная процедура позволяет проводить оценку кредитоспособности и принимать решение о предоставлении кредита в сжатые сроки. Программа кредитования малого бизнеса действует в 11 филиалах ОАО «Уралтрансбанк» по уральскому региону.

 

2.2     АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

Стратегия и тактика банка в сфере получения и предоставления кредитов составляет суть его кредитной политики.

Банк, будучи самостоятельным кредитным учреждением, проводит свою кредитную политику с учетом политических и экономических условий, уровня развития банковского законодательства, межбанковской конкуренции, степени развития банковской инфраструктуры и др.

Кредитная политика коммерческого банка – это комплекс его мероприятий, цель которых – повышение доходности кредитных операций и снижение кредитного риска.

Кредитная политика ОАО « Уралтрансбанк» (далее - «Банк») на  2007 год (далее – «Кредитная политика») определяется в соответствии со Стратегическим планом развития ОАО «Уралтрансбанк» в 2007 – 2010 годах.

Основная цель Кредитной политики на 2007 г. – получение максимальных доходов от кредитных операций, за счет продажи конкурентоспособных кредитных продуктов.

В условиях все более усиливающейся конкуренции на финансовом рынке банк будет специализироваться в кредитных продуктах. Определены ниши, в которых Уралтрансбанк занял лидирующие позиции (Таблица 3):

 

Таблица 3 – Регламент кредитной политики в разрезе продуктов [66, С.5]

Виды кредитных продуктов

Общее увеличение

портфеля за год (млн.руб.)

Кредитование малого бизнеса

892

Потребительское кредитование

1421

Инвестиционное кредитование малых и средних предприятий

782

Международное финансирование

346

Микрокредитование малого бизнеса (экспресс-кредиты)

852

Среднесрочное кредитование малого и среднего бизнеса

360

Потребительское кредитование

987

 

Поставлена цель стать лидерами рынка:

-                     в Уральском федеральном округе – по продукту «экспресс-кредитование» малого бизнеса

-                     в Свердловской области – по продукту «Доступный кредит» (потребительское кредитование)

Продукт «Экспресс-кредитование» (микрокредитование) является уникальным продуктом для уральского рынка. Кроме банков, работающих в регионе по программе ЕБРР (Челиндбанк, Уралсиб, КМБ-Банк, УТБ), никто не предоставляет подобные услуги на рынке. Учитывая накопленный опыт и широкую филиальную сеть Уралтрансбанк имеет все возможности для выхода на ведущие позиции по данному продукту

Отраслевым целевым группам будут предлагаться следующие кредитные продукты (Таблица 4):

 

Таблица 4 - Регламент кредитной политики в разрезе по отраслям [66, С.5]

Целевые группы по отраслевому признаку

Продукты

Электроэнергетика

Лизинг, потребительское кредитование

Агропромышленный комплекс

МФ, кредитование под гарантию Правительства Свердловской области

Лесопромышленный  и деревообрабатывающий комплекс

МФ, лизинг, кредиты по программе ЕБРР, инвестиционные кредиты

Авиационный транспорт/туристические фирмы

Овердрафт,  потребительское кредитование

Железнодорожный транспорт

Лизинг, потребительское кредитование

Автосалоны

Овердрафт, инвестиционный кредит

Машиностроение и военно-промышленный комплекс

МФ, лизинг, потребительское кредитование

Металлургия

МФ, лизинг, инвестиционный кредит, потребительское кредитование

Строительный комплекс

МФ, лизинг, инвестиционный кредит

Страховые компании

потребительское кредитование

Предприятия связи

МФ, овердрафт, потребительское кредитование

Торговля – розница

овердрафт, инвестиционный кредит, потребительское кредитование

Учебные и научные  учреждения

потребительское кредитование

Администрации муниципальных образований

потребительское кредитование

Подразделения  Пенсионного фонда

потребительское кредитование

Особо значимые клиенты, не вошедшие в указанные группы

МФ, лизинг, инвестиционный кредит, потребительское кредитование

 

Совершенствование структуры кредитного портфеля производится по следующим направлениям:

1)    Вывод из портфеля кредитов с повышенным кредитным риском. К таким следует относить ссуды заемщиков при наличии одного из следующих факторов:

        неудовлетворительное финансовое состояние заемщика – наличие незапланированных, длительные задержки в расчетах с кредиторами;

        низкий уровень менеджмента на предприятии.

2)     Вывод из портфеля неработающих и малоработающих активов:

- диверсификация за счет увеличения объемов кредитования предприятий относящихся к категории малого и среднего бизнеса.

- снижение в портфеле доли крупных кредитов, в т.ч., и по группам экономически взаимосвязанных заемщиков (с суммой задолженности свыше 5% от капитала банка).

Оценка кредитного риска – это оценка Банком состояния заемщика с точки зрения его возможности рассчитываться по своим обязательствам, целесообразности предоставления ему кредита и анализ вероятности своевременного возврата основного долга и уплаты процентов.

Решение о проведении кредитной сделки принимается после комплексной оценки заемщика. В ходе оценки Банк анализирует:

1)     При оценке заемщика – юридического лица:

        финансовое состояние, тенденции его развития и наличие у заемщика реальных первичных источников погашения;

         кредита, репутацию, деловой рейтинг, благонадежность клиента;

         отраслевые риски;

         валютный риск;

        кредитную историю и объем движения денежных средств по счетам заемщика в Банке;

         способы обеспечения исполнения обязательств заемщиком.

2)     При оценке заемщика – физического лица:

-   платежеспособность, определенная  из доходов по справке с места работы. Допускается использование неподтвержденных доходов заемщика. Неподтвержденные доходы принимаются в расчет с разумной долей осторожности;

-   кредитная история;

-   приемлемое и достаточное обеспечение.

3)                       Критериями оценки заемщиков – субъектов малого и среднего бизнеса являются:

-   платежеспособность, определенная исходя из социально-экономического анализа бизнеса заемщика;

-   ликвидное, достаточное и комбинированное обеспечение;

-   положительная кредитная история;

-   благонадежность и репутация заемщика.

Информация о работе Кредитование малого бизнеса: сущность, особенности организации и перспективы развития