Механизм финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение механизма финансового анализа, и его практическое применение на примере ООО «АЗПИ». Для решения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
Изучить определения механизма финансового анализа
Выявить основную цель и задачи финансового анализа
Систематизировать методы финансового анализа
Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую механизм финансового анализа в рамках процедур банкротства.
Исследовать исторические предпосылки появления финансового анализа
Применить полученные теоретические знания на примере ООО «АЗПИ»
Проанализировать финансовое состояние организации.
Сформулировать выводы и предложения по данным проведённого финансово анализа.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты механизма финансового анализа 5
1.1.Понятие, цели и основные этапы финансового анализа 5
1.2.Классификация методов финансового анализа 11
1.3.Правовое регулирование финансового анализа в рамках процедур банкротства 19
1.4.История развития финансового анализа 22
2. Механизм финансового анализа на примере ООО «АЗПИ» 24
2.1. Общая характеристика организации 24
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «АЗПИ» 29
2.2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ отчетности ООО «АЗПИ» 29
2.2.2. Анализ ликвидности баланса ООО «АЗПИ» 31
2.2.3. Анализ коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности ООО «АЗПИ» 33
2.2.4. Оценка вероятности наступления банкротства ООО «АЗПИ» 39
3. Выводы и предложения, сделанные на основании проведенного финансового анализа ООО «АЗПИ». 40
Заключение 44
Библиографический список 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)

В любом случае данные должны соответствовать следующим  требованиям [5, с. 45]:

  • Подготовка данных должна вестись на регулярной основе и по единой методике.
  • Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.
  • Активы должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и степени ликвидности).
  • Данные об источниках финансирования должны быть должны быть разделены по принципу собственности и срокам привлечения.

Всем перечисленным  выше требованиям отвечает аналитический  баланс. 
Одним из способов построения этого документа является преобразование (укрупнение или разукрупнение) и уточнение стандартного бухгалтерского баланса [14, с. 65].

Ниже перечислен ряд  процедур, которые при этом необходимо провести[14, 69]:

  • Уменьшить уставный капитал предприятия на величину неоплаченного капитала (задолженности учредителей).
  • Проставить реальную стоимость внеоборотных активов.
  • Скорректировать стоимость оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, свободные денежные средства) и обязательств (кредиторская задолженность, кредиты) на суммы, по какой-либо причине не попавшие в бухгалтерский баланс.
  • Скорректировать возникшую разницу меджду стоимостью активов и пассивов удобнее всего через специально созданную статью аналитического баланса «Накопленный капитал». Эта аналитическая статья объединяет в себе все виды нераспределенной прибыли, резервов, образованных за счет прибыли, фондов накопления и потребления и других подобных статей баланса. Она показывает, что фактически заработало предприятие за всю историю своего существования (для приватизированных предприятий - с момента акционирования).

Этапы финансового анализа [5,10,16]:

1. Определение цели финансового анализа. На данном этапе определяется круг  вопросов, которые необходимо решить с помощью финансового анализа, и, исходя из этого, определяется объём информации, который необходимо исследовать для достижения целей анализа.

2. Сбор данных, необходимых для финансового анализа. 

3.  Проверка корректности собранных данных, производится переоценка и корректировка показателей, используемых при проведении анализа.

4. Обработку информации (составление аналитических таблиц и агрегированных форм отчетности).

5.  Расчет показателей изменения статей финансовых отчетов.

6.  Выбор методов анализа исходя из целей.

7. Расчет финансовых коэффициентов по основным аспектам финансовой деятельности или промежуточным финансовым агрегатам (финансовая устойчивость, платежеспособность, рентабельность).

8. Сравнительный анализ  значений финансовых коэффициентов  с нормативами (общепризнанными  и среднеотраслевыми).

9. Анализ изменений  финансовых коэффициентов (выявление тенденций ухудшения или улучшения).

10. Подготовка заключения о финансовом состоянии компании на основе интерпретации обработанных данных.

 

 

1.2.Классификация  методов финансового анализа.

Под методом финансового  анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии [17, с. 74].

К характерным особенностям метода относятся: использование системы  показателей, выявление и изменение  взаимосвязи между ними.

В процессе финансового  анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового  анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных  и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок [5, 14,18].

Прием сравнения заключается  в составлении финансовых показателей  отчетного периода с их плановыми  значениями и с показателями предшествующего  периода.

Прием сводки и группировки  заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок  применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе  их воздействия на уровень совокупного  финансового показателя. Сущность приёмов  ценных подстановок состоит в  том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные.

В литературных источниках о финансовом анализе приводятся самые различные методы финансового  анализа и их классификации. Их можно разбить на три основные группы [14, с. 89]:

1) Методы, прямо или  косвенно заимствованные из других  наук;

2) Модели, используемые  при проведении финансового анализа;

3) Методы чтения финансовой  отчетности.

Существуют различные  классификации методов, которые  могут быть применимы в финансовом анализе. Первый уровень классификации  выделяет неформализованные и формализованные  методы анализа [7,9.17]. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом.

Ко второй группе относятся  методы, в основе которых лежат  достаточно строгие формализованные  аналитические зависимости.

Также можно выделить следующие методы [5, 9,11]:

  • Классические методы анализа хозяйственной деятельности и финансового анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, выделения изолированного влияния факторов, процентных чисел, дифференциальный, логарифмический, интегральный, простых и сложных процентов, дисконтирования.
  • Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент, ковариационный анализ, метод объекто-периодов, кластерный анализ и др.
  • Эконометрические методы: матричные методы, гармонический анализ, спектральный анализ, методы теории производственных функций, методы теории межотраслевого баланса.
  • Методы экономической кибернетики и оптимального программирования: методы системного анализа, методы машинной имитации, линейное программирование.
  • Методы исследования операций и теории принятия решений: методы теории графов, метод деревьев, методы байесовского анализа, теория игр, теория массового обслуживания, методы сетевого планирования и управления.

Безусловно, не все из перечисленных методов могут  найти непосредственное применение в рамках финансового анализа, поскольку  основные результаты эффективного анализа  и управления финансами достигаются  с помощью специальных финансовых инструментов, тем не менее, некоторые их элементы уже используются [5,9,11].

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и  идентифицировать взаимосвязи между  основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные [8,9].

Дескриптивные модели, известные также как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности [8,9].

Предикативные модели - это  модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для  прогнозирования доходов предприятия  и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них  являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа [8,9].

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов [8,9].

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный  метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно [9,10,14]. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового  анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов [14, с. 124]:

  1. горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  3. трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  4. анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  5. сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  6. факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.

Отдельно можно выделить методы по прогнозированию возможности  наступления банкротства. Рассмотрим отдельно некоторые из таких методов.

Одной из простейших моделей  прогнозирования вероятности банкротства  считается двухфакторная модель. Она основывается на двух ключевых показателях (например, показатель текущей ликвидности и показатель доли заемных средств), от которых зависит вероятность банкротства предприятия. Эти показатели умножаются на весовые значения коэффициентов, найденные эмпирическим путем, и результаты затем складываются с некой постоянной величиной (const), также полученной тем же (опытно-статистическим) способом. Если результат (С1) оказывается отрицательным, вероятность банкротства невелика. Положительное значение С1 указывает на высокую вероятность банкротства [6,9,13].

В американской практике выявлены и используются такие весовые  значения коэффициентов:

  • для показателя текущей ликвидности (покрытия) (Кп) - (-1,0736)
  • для показателя удельного веса заемных средств в пассивах предприятия (Кз) - (+0,0579)
  • постоянная величина - (-0,3877)
  • Отсюда формула расчета С1 принимает следующий вид [6, с. 34]:

                                         (1)

Рассмотренная двухфакторная  модель не обеспечивает всестороннюю оценку финансового состояния предприятия, а потому возможны слишком значительные отклонения прогноза от реальности [6,9,13].

Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов [6, с. 67].

При построении индекса  Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась  в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид [9, с. 124]:

,                                                     (2)                                            

Где Х1 - оборотный капитал/сумма активов;

Х2 - нераспределенная прибыль/сумма активов;

Х3 - операционная прибыль/сумма активов;

Х4 - рыночная стоимость акций/задолженность;

Х5 - выручка/сумма активов.

Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z>2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z<1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности [9,12].

Информация о работе Механизм финансового анализа