Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта – анализ сущности, статуса и полномочий Международного валютного фонда.
Достижение поставленной цели в ходе исследования требует решения следующих задач:
1) изучить историю, цели, задачи и структуру МВФ;
2) рассмотреть деятельность МВФ в валютно-кредитной сфере;
3) определить роль и место МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Международный валютный фонд.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)


7

Введение

 

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в условиях галопирующей или гиперинфляции, расстройства финансовой системы и острого дефицита финансовых ресурсов управлять государственными финансами непросто. Страна не может свести концы с концами. Массовая безработица, скачущие цены еще более драматизируют ситуацию. Необходимо быстро выйти из кризиса. Но как? Нужны реформы. Какие? Как их грамотно разработать и осуществить? Откуда взять дешевые кредиты с тем, чтобы в ближайшей перспективе их можно было погасить.

Именно в этих условиях неоценима консультационная и кредитная помощь международных финансовых организаций (МФО). Она становится как бы эликсиром жизни для страны, оказавшейся в тяжелом финансовом недуге.

Среди МФО видную роль играет Международный валютный фонд (МВФ). Его достижения солидны. Это снижение инфляции, разработка программ рыночных реформ, финансовый мониторинг, кредитные вливания в «больные» экономики и т. д.

МВФ был задуман в июле 1944 года на международной конференции, проводившейся в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хемпшир, США, на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов.

МВФ начал свое существование в декабре 1945 года, когда первые 29 стран подписали его Статьи соглашения.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году:

- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере;

- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов;

- содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами;

- сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Анализ эволюции МВФ в работе дает возможность показать трансформацию фонда из органа межгосударственного регулирования валютных курсов и мировой валютной системы в орган регулирования финансовой системы. Активную роль играет МВФ в процессе глобализации. Эта функция реализуется через либерализацию международных валютных и кредитных отношений стран – заемщиков, устранении ими внешнеторговых и валютных ограничений.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, классических и современных ученых по проблемам международных валютно-финансовых отношений, определяющие место, роль и функции МВФ в современной валютно-финансовой системе.

Среди отечественных авторов можно выделить: Ерпылевой Н.Ю., Казакевича В.П., Короткина Е.Р., Красавину Л.Н., Кузнецова В.С., Левиной Л.А., Шибаевой Е.А., Шестакова С.А.; среди иностранных: Бэрд Г., Гилберт М., Фишер С., Эбке В.

При разработке темы были использованы работы российских экономистов, посвященных МВФ: Горбунова С.В., Евстегнеева В.Р., Чижова К.Я.; зарубежных экономистов: Геллера П, Кана М., Найта М., Сакса Дж, Фитцджеральда Е.

В исследованиях ученых в различных аспектах рассматриваются основные исторические этапы развития Международного валютного фонда, его стратегии в различных регионах мира, даны оценки его деятельности, а также возможные направления развития.

Цель дипломного проекта – анализ сущности, статуса и полномочий Международного валютного фонда.

Достижение поставленной цели в ходе исследования требует решения следующих задач:

1) изучить историю, цели, задачи и структуру МВФ;

2) рассмотреть деятельность МВФ в валютно-кредитной сфере;

3) определить роль и место МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

 


Глава 1. Понятие и международно-правовой статус Международного валютного фонда

 

1.1. История создания Международного валютного фонда

 

Международный валютный фонд (далее МВФ) был учрежден на мировой валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла статьи соглашения МВФ, которые исполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г., практическую деятельность фонд начал в мае 1946 г., имея в своем составе 39 стран членов, а к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947г[1].

В целях сохранения истощающихся золотовалютных резервов некоторые страны ограничили для своих граждан возможность покупать за рубежом, другие девальвировали свою валюту, третьи установили сложные ограничения на право граждан владеть иностранной валютой. Однако эти решения оказались непродуктивными, и ни одна страна не смогла за их счет надолго вырваться вперед. Такая «политика разорения соседа» подорвала международную экономику; объем мировой торговли резко сократился, и во многих странах снизились занятость и уровень жизни.

С приближением конца Второй мировой войны ведущие государства-союзники начали рассматривать различные планы восстановления порядка в международных валютно-финансовых отношениях; в результате на Бреттонвудской конференции было принято решение о создании МВФ. Представители стран разработали устав (или Статьи соглашения) международной организации для надзора за международной валютно-финансовой системой, а также для содействия устранению валютных ограничений, связанных с торговлей товарами и услугами, и укреплению стабильности обменных курсов.

Уставные цели МВФ сегодня остаются теми же, что были сформулированы в 1944 году[2]:

- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;

- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики;

- содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

- за счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

- в соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений[3].

С тех пор в мире произошел беспрецедентный рост реальных доходов. И хотя выгоды экономического роста не распределяются равномерно (как внутри стран, так и между ними), в большинстве стран уровень благосостояния резко возрос по сравнению, в частности, с периодом между двумя мировыми войнами. Это отчасти объясняется совершенствованием проводимой экономической политики, в том числе политики, которая стимулировала рост международной торговли и помогла сгладить экономический цикл чередующихся подъемов и спадов. МВФ гордится своим вкладом в эти достижения.

В течение десятилетий, прошедших со времени Второй мировой войны, в мировой экономике и валютно-финансовой системе, помимо роста благосостояния, произошли другие значительные изменения, которые усилили важность и актуальность задач, выполняемых МВФ, но в то же время потребовали от него адаптации и реформ. Быстрый прогресс в области технологии и средств связи способствовал росту международной интеграции рынков и формированию более тесных связей между экономиками стран. В результате этого возникающие финансовые кризисы теперь обычно быстрее распространяются между странами[4].

В условиях такой растущей интеграции и взаимозависимости в мире экономическое благополучие любой страны как никогда зависит от показателей экономики других стран и от наличия открытой и стабильной глобальной экономической среды. От экономической и финансовой политики, проводимой отдельными странами, в равной степени зависит, насколько хорошо или плохо функционируют мировая торговая и платежная система. Таким образом, глобализация требует развития более активного международного сотрудничества, которое, в свою очередь, возлагает дополнительную ответственность на международные учреждения, организующие такое сотрудничество, в том числе на МВФ.

Цели МВФ также приобрели более важное значение в связи с ростом числа его членов. Число государств-членов МВФ возросло более чем вчетверо по сравнению с 44 государствами, участвовавшими в его создании, что, в частности, было связано с обретением политической независимости многими развивающимися странами и позднее - с распадом советского блока.

Рост числа государств-членов, а также изменения в мировой экономике требуют от МВФ принятия различных мер адаптации, для того чтобы продолжать эффективно выполнять свои функции.

Страны, вступившие в МВФ в период с 1945 года по 1971 год, обязались поддерживать привязку своих валютных курсов (то есть фактически стоимость своих валют в долларах США, а в случае США - стоимость доллара США в золотом эквиваленте) на определенных уровнях, которые могли корректироваться, но только для устранения «фундаментального неравновесия» платежного баланса и с согласия МВФ. Эта так называемая Бреттонвудская система обменных курсов действовала до 1971 года, когда правительство США временно отменило конвертируемость доллара США (и долларовых резервов правительств других государств) в золото. С тех пор члены МВФ вправе выбирать любые формы курсовых режимов по своему усмотрению (кроме привязки своей валюты к золоту): одни теперь допускают свободное плавание своей валюты, другие привязывают свою валюту к иной валюте или группе валют, третьи приняли в качестве собственной валюты валюту другой страны, а некоторые участвуют в валютных блоках[5].

СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.

Вначале Фонд занимался конкретными проектами, и основная часть ресурсов этой организации по-прежнему выделяется на реализацию проектов, однако в настоящее время займы предоставляются также в порядке содействия повышению эффективности экономической политики в целом. Такие займы на проведение реформ предназначены, в частности, для того, чтобы направить ограниченные ресурсы на наиболее эффективные с точки зрения затрат инвестиции, позволяющие сокращать бюджетный дефицит, сдерживать рост инфляции или укреплять государственные институты. Помогая исправлять подобные искажения, такие бюджетозамещающие займы могут способствовать более эффективному использованию ресурсов в развивающихся странах и обеспечению ими долгосрочного экономического роста.

В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, ранее входившие в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г.[6], а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по сентябрь 1992 г.

В 1999 г. число стран - членов МВФ составляло 182. Постоянное место пребывания руководящих органов Фонда - Вашингтон. Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.

По мере эволюции мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи соглашения трижды пересматривались.

Первая серия поправок была утверждена на сессии Советов Управляющих Фонда и Банка в Рио-де-Жанейро 31 мая 1968 г. и вступила в силу 28 июля 1969 г.

Вторая серия поправок была утверждена 30 апреля 1976 г. и вступила в силу 01 января 1978 г. Она касалась изменений валютно-финансового механизма в связи с переходом на Ямайскую валютную систему (отказ от золотого паритета, введение СДР, принцип свободы выбора валютного курса и др.).

Третья серия поправок была утверждена 28 июня 1990 г. и вступила в силу 11 ноября 1992 г. Она внесла в Соглашения МВФ и МБРР положения, в соответствии с которыми Исполнительные Директораты получили возможность приостанавливать (при поддержке 70% голосов и более) права государства-члена участвовать в голосовании и связанные с этим права.

СДР, или специальное право заимствования, является международным резервным активом, который был введен МВФ в 1969 году (согласно Первой поправке к своим Статьям соглашения) из-за опасений государств-членов МВФ, что существующие международные резервы и их потенциальный рост могут оказаться недостаточными для обеспечения роста международной торговли. Основными резервными активами в тот период были золото и доллары США, и государства-члены МВФ не хотели ставить мировые резервы в зависимость от добычи золота, которой объективно присуща неопределенность, а также от сохранявшихся дефицитов платежного баланса США, которые были бы необходимы для обеспечения дальнейшего роста резервов в долларах США. СДР был введен в качестве дополнительного резервного актива, который МВФ мог периодически «распределять» между своими членами при возникновении такой потребности, а при необходимости аннулировать[7].

СДР - это потенциальное право на часть денег Международного валютного фонда. Нередко СДР еще называют синтетической валютой.

СДР расшифровывается как специальные права заимствования. Возникает резонный вопрос: почему СДР, ведь аббревиатура словосочетания «специальные права заимствования» должна быть СПЗ? Так произошло потому, что по-английски специальные права заимствования - Special Drawing Rights. Аббревиатура этого названия и есть SDR, что по-русски звучит как СДР.

Информация о работе Международный валютный фонд