Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:15, дипломная работа
Цель дипломного проекта – анализ сущности, статуса и полномочий Международного валютного фонда.
Достижение поставленной цели в ходе исследования требует решения следующих задач:
1) изучить историю, цели, задачи и структуру МВФ;
2) рассмотреть деятельность МВФ в валютно-кредитной сфере;
3) определить роль и место МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.
СДР - иногда называемые «бумажным золотом», хотя они не имеют физической формы - распределяются между государствами-членами (в виде бухгалтерских записей) в определенном процентном отношении к их квотам. На сегодняшний день МВФ произвел распределения между государствами-членами на сумму 21,4 млрд. СДР (приблизительно 32 млрд. долларов США). Последнее распределение состоялось в 1981 году, когда 4,1 млрд. СДР было распределено между 141 государством, которые были тогда членами МВФ. В период после 1981 года государства-члены не считали необходимым проводить очередное общее распределение СДР, отчасти ввиду роста международных рынков капитала. Однако в сентябре 1997 года, учитывая увеличение числа членов МВФ (в числе которых были страны, не получавшие СДР по распределению), Совет управляющих предложил Четвертую поправку к Статьям соглашения. После утверждения требуемым большинством правительств государств-членов эта поправка будет санкционировать специальное единовременное распределение в размере 21,4 млрд. СДР «на принципах справедливости», с тем, чтобы поднять до общего целевого уровня отношение совокупных распределений СДР государств-членов к их квотам[8].
При вступлении в МВФ каждая страна делает взнос. Фонд в свою очередь выпускает СДР и распределяет их между странами пропорционально их взносам. В этот момент фактически происходит обмен части внесенных денег на СДР. По окончании этих операций у страны на счетах оказываются эти самые СДР. Если стране потребуются деньги, то она может продать часть СДР другой стране или непосредственно Фонду, получив назад доллары (или другую валюту). Выходит, что СДР - это потенциальное право забрать часть своего взноса из фонда МВФ. Это право является потенциальным, потому что страна может обменять СДР, только если у фонда есть в наличии свободные денежные средства.
Мы говорили, что страна может обменять СДР на доллары. Невольно возникает вопрос, по какому курсу это можно сделать. В этом случае СДР лучше представлять себе как «корзину» из четырех резервных валют (доллар США, йена, фунт стерлингов и евро), в которую каждая из них входит в определенном количестве. Таким образом, обменный курс СДР на доллары в точности равен стоимости в долларах вот такой «корзины» из валют.
Сегодня СДР в основном используются в качестве расчетной валюты МВФ и международной резервной валюты. Например, если Фонд выдает кредит какой-то стране, то номинирует он его в СДР и соответственно требует обратно его тоже в СДР - в этом и состоит расчетная функция. Кроме того, СДР во многих странах используется в качестве резервной валюты. Как видим, применение этой валюты сегодня крайне ограничено, однако так было не всегда.
Когда создавалась эта валюта, у нее было совсем другое предназначение. Она должна была поддержать систему фиксированных обменных курсов и золотой стандарт, так называемую бреттонвудскую систему, и после отмены золотого стандарта роль СДР стала значительно менее важной.
Если заглядывать в будущее, то некоторые прочат, что СДР как раз может стать именно той мировой резервной валютой, которой сейчас как раз не хватает мировой экономике для стабильности. Но пока это лишь мысли вслух, не более того.
Курс СДР публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.
Цена 1 СДР на период 2006-2010 гг. в разных валютах: USD – 0,6320; EUR – 0,4100; JPY – 18,4; GBP – 0,0903.
Процентная ставка СДР пересматривается еженедельно. Она базируется на средневзвешенной величине процентных ставок на краткосрочные займы на денежных рынках валютной корзины СДР.
В случае возникновения споров по вопросам толкования Соглашений право вынесения окончательного решения принадлежит Совету Управляющих. Согласно Внутренним Правилам Фонда и Банка, предварительно спор выносится для обсуждения на заседании Исполнительного Директората. Апелляция подается в Совет Управляющих, решение которого является окончательным[9].
Рекордные по объему заимствования по линии МВФ – 120 млрд.долл. США, пришлись на 1997-1999 гг. Крупнейшими реципиентами финансовой помощи в этот период стали страны, пострадавшие от финансовых кризисов: Ю. Корея, Индонезия, Бразилия, а также Россия.
Сотрудничество между Всемирным банком и МВФ активизировалось в 2002 финансовом году. Оба учреждения существенно продвинулись в процессе утверждения мер по сокращению долгового бремени бедных стран с высоким уровнем задолженности в рамках Инициативы ХИПК. Исполнительные советы утвердили пакеты мер по сокращению задолженности 16 стран и обсудили стратегии сокращения бедности для 29 стран[10]. В контексте сотрудничества каждое из двух учреждений сосредоточило внимание на тех областях деятельности, в которых у него имеются сравнительные преимущества: МВФ отвечает за поддержание диалога с властями стран по вопросам макроэкономической политики и связанным с ними вопросам структурной политики, в то время как Всемирный банк выступает инициатором диалога по вопросам социальной и структурной политики.
В августе 2001 года советы Банка и Фонда приняли решение повысить эффективность сотрудничества между двумя учреждениями в процессе наблюдения за реализацией странами своих программ и выполнения ими условий выделения финансовых ресурсов. Эта стратегия имеет целью укрепление сотрудничества между двумя учреждениями на всех стадиях цикла разработки и реализации программ путем координации деятельности, начиная с самых первых стадий, четкого разделения обязанностей, назначения учреждения, руководящего деятельностью в конкретной области, и представления полной информации о позициях каждого из двух учреждений в документах, представляемых на рассмотрение советов[11]. Тем не менее, каждое из двух учреждений в конечном итоге отвечает за собственные решения относительно кредитования и за обеспечение сохранности своих ресурсов. В рамках работы над Документами по стратегии сокращения бедности (ПРСП) для стран с низкими доходами, финансируемой МВФ в рамках Механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, Банк и Фонд и впредь намерены тесно взаимодействовать, поддерживая реализацию общей стратегии сотрудничества со странами, в то же время, уделяя основное внимание тем областям деятельности, за которые они отвечают. Что касается стран со средними доходами, необходимо будет сотрудничать с ними более гибко, учитывая различия между странами, однако ожидается, что повышение эффективности координации и обмена информации между Банком и Фондом принесет существенную пользу процессу развития.
Долговые кризисы середины-конца 90-х послужили катализатором процесса реформирования деятельности Фонда. Суть реформ состоит в переходе к политике «помощи для самопомощи», направленной на раннее выявление уязвимых мест в финансовых системах стран-членов и предупреждение кризисов, главным образом, через механизмы мониторинга и экспертной помощи. Кредитование будет производиться лишь в случае возникновения серьезных трудностей с платежным балансом. При этом повышаются процентные ставки по кредитам и ужесточаются требования к проведению определенной макроэкономической политики.
Среди новых направлений деятельности Фонда выделяются сотрудничество с другими международными финансовыми организациями (МФО) в области борьбы с отмыванием капиталов, финансированием терроризма, а также регулирование деятельности оффшорных финансовых центров.
1.2. Институт членства в Международном валютном фонде
Институт членства предполагает вступление в членство, приостановление членства и прекращение членства путем выхода или исключения. Процедура вступления в членство МВФ заключается в следующем[12]. Подается письменное заявление, адресованное директору-распорядителю МВФ. Это заявление подписывает уполномоченное официальное лицо страны, желающей вступить в МВФ. В заявлении должна быть помещена информация, требуемая секретарем МВФ. Получив заявление, директор-распорядитель МВФ передает его в Исполнительный совет МВФ. Последним создается комиссия из 5 - 6 исполнительных директоров, которая в течение не более чем 6 месяцев подготавливает меморандум об экономике страны, обращая внимание на структуру экспорта и импорта, режим национальной валюты, правовой режим валютного регулирования и т.д. Исполнительный совет устанавливает квоту для страны и передает свои доводы Совету управляющих для принятия окончательного решения путем голосования. После одобрения Советом управляющих резолюции о приеме в члены государство, в чей адрес вынесена резолюция, должно в течение 6 месяцев принять Устав МВФ 1978 г. (т.е. ратифицировать или присоединиться к нему).
Согласно Уставу приобрести членство в МВФ можно двумя путями: во-первых, относиться к «первоначальным членам». В эту категорию входят государства, которые принимали участие в выработке Бреттон-Вудского соглашения 1944 г. о создании МВФ и которые его ратифицировали до 31 декабря 1945 г. (п. 1 ст. II Устава МВФ). Таких государств было 39; во-вторых, относиться к другим, т.н. присоединившимся членам. Согласно п. 2 ст. II Устава к этой категории относятся государства, ставшие членами МВФ после начала деятельности МВФ посредством присоединения к его Уставу. Включение в уставы международных организаций специальных положений о первоначальных членах связано с объективными обстоятельствами. Государства, выполняя установленные требования, сразу становятся полноправными членами, что значительно ускоряет начало деятельности международной организации.
С другой стороны, участники учредительной конференции в результате положения о первоначальных членах оказываются в льготных условиях по сравнению с другими государствами, подлежащими специальной процедуре приема, поскольку быстрее становятся полноправными членами и могут сразу определить направление деятельности организации. Таким образом, присоединившиеся члены - это государства, ставшие членами организации после начала ее деятельности, посредством присоединения к учредительному акту, являющемуся по юридической природе многосторонним международным договором. Существует и другой аспект присоединения. Как указывал профессор А.Н. Талалаев, «государства получают возможность стать участником договора, ранее не имея на это права»[13]. Такое положение было актуально для Германии и Японии, которые в момент Бреттон-Вудской конференции 1944 г. не имели права вступать в МВФ. В целом вступление в члены международной организации - двусторонний акт, и поэтому термин «присоединившиеся члены» выглядит слегка условным.
Практика МВФ показывает, что существуют следующие требования для приема в члены этой организации различных государств:
- государство, желающее вступить в МВФ, должно обладать свойством суверенитета;
- государство должно обладать формальным контролем над своей внешней политикой;
- государство должно добровольно принять на себя все обязательства по Уставу МВФ.
Важно отметить следующее: Устав МВФ не знает понятия ассоциированного, частичного или коллективного членства. Ни признание или непризнание государства другими государствами - членами МВФ, ни наличие или отсутствие членства в ООН и других международных организациях, ни размер территории, ни отсутствие собственного денежного знака не могут служить основанием для отказа в принятии в члены МВФ.
Приостановление членства в международной организации может использоваться и как санкция, и как волеизъявление самого государства-члена. Приостановление означает отстранение государства от участия в деятельности международной организации и ее органов. Приостановление членства как санкция опирается на определенные основания. В уставах специализированных учреждений ООН, коим является и МВФ, можно проследить следующие основания для приостановления членства: нарушение финансовых обязательств; нарушение других уставных обязательств; приостановление прав в другой международной организации системы ООН. Устав МВФ говорит о нарушении любых обязательств как основании для приостановления членства (п. 2 ст. XXVI). Порядок приостановления членства в МВФ предусматривает право государства-нарушителя быть заслушанным перед принятием решения о приостановлении его членства. Хотя из всех специализированных учреждений ООН только Уставы МВФ и МБРР закрепляют такой порядок, можно предположить, что это лишь формальное закрепление, т.к. очевидно, что во всех международных организациях перед приостановлением членства проходит разбирательство дела[14].
Особый интерес представляет степень утраты прав при приостановлении членства в международной организации. Обычно сюда включают приостановление права голосования, права на обслуживание, на пользование привилегиями и иммунитетами и др. В п. 2 ст. XXVI Устава МВФ использован термин Устава МВФ «приостановление членства», раскрытие содержания которого можно найти в других статьях Устава. Так, в его содержание включается утрата права пользоваться денежными ресурсами МВФ. Приостановление членства как волеизъявление самого государства-члена, по своей сути являющееся односторонним приостановлением членства, рассматривается как неучастие государства в работе международной организации при наличии согласия на приостановление других государств - членов организации.
Прекращение членства в международных организациях - достаточно редкое явление, однако его исследование имеет большое значение особенно в связи с теми последствиями, которые поступают при этом для государств-членов и для самой организации. Существуют два способа прекращения членства в международных организациях - выход и исключение[15]. Теория международного права выделяет еще и третий способ: ликвидацию государства либо роспуск международной организации. Согласно п. 1 ст. XXVI Устава МВФ любое государство - член МВФ может выйти из МВФ в любое время путем подачи письменного заявления. Анализ данной статьи приводит к вопросу об условиях для выхода из членства той или иной организации. Международная практика выделяет несколько условий выхода из членства:
- необходимость письменного заявления государства о выходе;
- установление определенного периода в начале деятельности организации, когда выход из членства невозможен;
- установление определенного периода для вступления заявления о выходе в силу;
- выполнение перед процедурой выхода всех финансовых обязательств перед международной организацией.
В МВФ существует только одно условие - наличие письменного заявления о выходе, которое вступает в силу с момента его подачи в организацию.
Исключение из членства означает полное лишение государства-нарушителя возможности пользоваться привилегиями и преимуществами участия в международной организации[16]. В отличие от приостановления государство при исключении полностью утрачивает статус члена. Исключение может рассматриваться и как санкция, и как защитная мера международной организации. Согласно п. 2 ст. XXVI Устава МВФ государство - член МВФ может быть исключено из МВФ, если оно неоднократно и продолжительно не выполняет любые обязательства, налагаемые на него Уставом. Исключение из членов МВФ входит в компетенцию Совета управляющих.