Международный валютный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:15, дипломная работа

Описание

Цель дипломного проекта – анализ сущности, статуса и полномочий Международного валютного фонда.
Достижение поставленной цели в ходе исследования требует решения следующих задач:
1) изучить историю, цели, задачи и структуру МВФ;
2) рассмотреть деятельность МВФ в валютно-кредитной сфере;
3) определить роль и место МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Международный валютный фонд.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

- не являясь гражданами страны пребывания, пользуются таким же иммунитетом от иммиграционных ограничений, от требований регистрации иностранцев, государственной воинской обязанности и такими же льготами в отношении валютных ограничений, которые предоставляются государствами - членами представителям, должностным лицам и служащим других государств - членов соответствующего ранга;

- имеют такой же статус в отношении перемещений, какой предоставляется государствами - членами представителям, должностным лицам и служащим других государств - членов соответствующего ранга.

Здесь следует пояснить, что природа иммунитета международной организации по-разному характеризуется в литературе. Так, с точки зрения М.М. Богуславского, в основе иммунитета международных организаций лежат те же принципы, что и в основе иммунитета государства, причем иммунитет международной организации является производным от иммунитета государств-членов[28].

В данном случае МВФ предоставляется иммунитет лишь в отношениях, которые соответствуют его уставным целям.

Международная организация на территории всех государств-участников обладает такой правоспособностью, которая необходима для достижения целей ее деятельности. Поэтому из факта места регистрации организации или внесения ее в реестр нельзя выводить признаки ее гражданской правосубъектности. Центральный офис Фонда находится в Вашингтоне, а его отделения в Женеве и Париже.

Основы правосубъектности организации заложены в ее уставе, конкретизируются в дополнительных соглашениях, а также во внутренних правилах в силу того, что к ним отсылают устав и дополнительное соглашение, «каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу…»[29].

Завершая первую главу, следует подчеркнуть, что МВФ в понимании творцов послевоенной мировой экономики представлял собой регулирование таможенных тарифов и других торговых барьеров таким образом, чтобы условия выхода стран на международный рынок были равными, и, при этом, не отдавалось бы предпочтение движению товаров и капиталов одних стран в ущерб другим. В результате должны были достигаться равные экономические возможности для всех стран. Однако с самого основания Фонда было очевидно, что наибольшим влиянием на политику МВФ будут оказывать США и страны Западной Европы, что, в принципе, ставит страны - членов МВФ в неравные позиции по отношению друг к другу на международном рынке капиталов. Не подвергая сомнению в целом саму идею создания данного международного института, в чьи задачи входит конструктивное решение валютных проблем и налаживание экономического сотрудничества между странами, следует признать, что МВФ оказывал серьезное воздействие на внутреннюю денежно-кредитную политику некоторых государств-членов. В ряде случаев такое вмешательство привело к возникновению в этих странах серьезных финансовых кризисов, прежде всего к обесценению национальных валют[30].


Глава 2. Структура и полномочия Международного валютного фонда

 

2.1. Система органов Международного валютного фонда, их внутренняя структура и принципы формирования

 

Одним из главных признаков, отличающих международные организации от других правовых форм международного сотрудничества, является наличие у них постоянно функционирующего внутриорганизационного механизма, который присущ международной организации как институту независимо от ее юридической природы. Внутриорганизационный механизм можно определить как «систему различного рода органов, созданных в соответствии с учредительным и другими актами международной организации, находящихся в постоянном взаимодействии на основе принципов и норм международного права. Его понятие включает следующие элементы: 1) система, принципы и порядок формирования органов; 2) их компетенция (предметная и юрисдикционная); 3) взаимодействие органов; 4) процедура принятия решений в органах организации»[31].

Организационная структура МВФ изложена в ст. XII Устава, которая предусматривает наличие Совета управляющих (Board of Governors), Исполнительного совета (Executive Board), директора-распорядителя (Managing Director) и штата международных гражданских служащих. С середины 70-х годов в структуре МВФ существуют Временный комитет[32] и Комитет по развитию (Приложение 1). Высшим органом МВФ является Совет управляющих, который состоит из представителей государств-членов: управляющего и заместителя управляющего, являющихся обычно министрами финансов или председателями центральных банков государств-участников. Один из управляющих избирается председателем Совета на пятилетний срок. Совет управляющих собирается раз в год на ежегодные совещания для рассмотрения работы МВФ, но может также проводить совещания или голосования по почте. Кворум любого заседания Совета управляющих составляет большинство управляющих, представляющих не менее двух третей общего числа голосов всех управляющих, имеющих право голоса. В остальное время года управляющие доводят мнения своих правительств по поводу повседневной деятельности МВФ через своих представителей, из которых формируется Исполнительный совет, базирующийся в штаб-квартире в Вашингтоне.

В 1974 г. был учрежден Временный комитет (ныне - МВФК), в который входят руководители финансовых ведомств государств-членов и который является консультативным органом Совета управляющих. МВФК собирается обычно два раза в год. МВФК докладывает Совету управляющих о состоянии международной валютной системы и ее функционировании, а также о предложениях по внесению поправок в Устав МВФ. В одно время с МВФК заседает объединенный Комитет министров по передаче реальных ресурсов развивающимся странам (Комитет по развитию), который был также создан в 1974 г. Советами управляющих МВФ и Всемирного банка и который состоит из 24 министров финансов или других официальных лиц стран - членов МВФ и МБРР. Комитет по развитию консультирует Совет управляющих о финансовых потребностях развивающихся стран[33].

Многие свои полномочия Совет управляющих делегировал Исполнительному совету, который является постоянным исполнительным органом МВФ. Он состоит из 24 исполнительных директоров (executive directors), пять из которых назначаются странами с наибольшими квотами в бюджете МВФ (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция)[34], а остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципа справедливого географического представительства. Заседания Исполнительного совета проходят обычно три раза в неделю в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне под председательством директора-распорядителя. Исполнительный совет занимается широким кругом политических и административных вопросов, включая надзор за политикой государств-членов в отношении обменных курсов, предоставление финансовой помощи МВФ государствам-членам, а также обсуждение проблем мировой финансовой системы.

Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя[35], который возглавляет последний и выступает в качестве руководителя персонала организации. Директор-распорядитель отвечает за осуществление повседневной работы МВФ, он избирается на пятилетний срок и может быть переизбран на последующие сроки. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением тех случаев, когда голоса в Исполнительном совете разделяются поровну. Директор-распорядитель возглавляет штат сотрудников МВФ, который насчитывает свыше 2716 человек из 165 государств. Большинство сотрудников работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя помимо этого существуют 4 отделения в Париже, Женеве, Токио и Нью-Йорке. Представительства МВФ функционируют во всех государствах - членах МВФ. В отличие от исполнительных директоров, которые представляют определенные страны, сотрудники МВФ - международные государственные служащие; они ответственны за проведение политики МВФ в целом и не представляют национальных интересов государств, гражданами которых являются.

Следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от общих универсальных межгосударственных организаций традиционного типа, в которых действует принцип суверенного равенства государств-членов, выраженный формулой «одно государство - один голос», при принятии решений в МВФ и других международных организациях валютно-финансового характера действуют принципы наибольшего финансового вклада и справедливого географического представительства при формировании управленческих органов ограниченного членства. Принцип наибольшего финансового вклада является порождением международных организаций валютно-финансового характера. Формирование Исполнительного совета МВФ (исполнительного органа ограниченного членства) происходит именно на основе принципов наибольшего финансового вклада и справедливого географического представительства.

Важное место в системе органов МВФ занимает директор-распорядитель МВФ. Как уже упоминалось, это должностное лицо назначается Исполнительным советом МВФ и не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. С момента создания МВФ было назначено восемь директоров-распорядителей[36].

Директор-распорядитель председательствует в Исполнительном совете и возглавляет административный аппарат МВФ. Согласно п. 4 ст. XII Устава МВФ директор-распорядитель и сотрудники МВФ при выполнении своих функций подчиняются только МВФ и обязаны уважать международный характер своего труда. В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своих заместителей[37], секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и т.д. Директор-распорядитель несет ответственность за подготовку материалов и докладов в Исполнительном совете МВФ. Сотрудники МВФ набираются только из числа граждан государств - членов МВФ. Сотрудники МВФ должны выполнять свои обязанности эффективно и с высокой степенью профессионализма. Работники набираются с учетом принципа справедливого географического представительства.

Внутриорганизационный механизм обеспечивает деятельность международной организации, которая состоит из обсуждения вопросов, принятия по ним соответствующих решений, контроля за их соблюдением, наконец применения санкций к государствам-членам, не выполняющим постановлений и соответствующих положений уставов организации. Достижение единства внутриорганизационного механизма без взаимодействия органов невозможно, что, однако, не означает подмены предметной и юрисдикционной компетенции одного органа другим[38]. Так, в МВФ центральным звеном всей организационной структуры является Исполнительный совет, которому подчиняется секретариат МВФ. Исполнительный совет имеет право представлять проекты решений в Совет управляющих и обсуждать повестку заседаний МВФК. МВФК является совещательным органом при Совете управляющих и обязан предоставлять материал Совету. В свою очередь директор-распорядитель подготавливает материал для Исполнительного совета и для МВФК.

МВФ в соответствии со ст. IX Устава обладает всеми правами юридического лица. Кроме того, для обеспечения МВФ возможности выполнять порученные ему функции на территории всех государств-членов ему предоставляется особый статус, иммунитеты и привилегии. Сам МВФ, его собственность и активы пользуются иммунитетом в отношении любых форм судебного производства; собственность и активы МВФ не могут подвергаться обыску, реквизиции, конфискации, экспроприации или любым иным формам изъятия путем исполнительных или законодательных действий; архивы МВФ неприкосновенны; вся собственность и активы МВФ свободны от ограничений, регулирования, контроля и мораториев любого характера; МВФ пользуется привилегиями в отношении связи; должностные лица и служащие МВФ обладают определенным иммунитетом и привилегиями; МВФ, его активы, имущество, доходы, его операции и сделки, обязательства и ценные бумаги, им выпускаемые, а также оклады и вознаграждения исполнительных директоров, их заместителей, должностных лиц и служащих МВФ освобождаются от любого налогообложения и таможенных пошлин[39]. МВФ может быть ликвидирован только решением Совета управляющих (ст. XXVII).

Каждое государство - член МВФ имеет квоту, выраженную в специальных правах заимствования - СДР (Special Drawing Rights) и определяющую его финансовые и организационные отношения с МВФ. От размера квоты зависит размер взноса в МВФ, число голосов, максимальный объем финансирования со стороны МВФ, а также доля государства-члена при распределении СДР. Величина квоты выражается в СДР и равна взносу, который государство-член должно полностью выплатить МВФ. До 25% взноса подлежит выплате в резервных активах, определяемых МВФ (СДР или свободно конвертируемых валютах), а остальная часть - в собственной валюте государства-члена. Подписка каждого государства-члена равна его квоте, и она полностью выплачивается в МВФ через соответствующий депозитарий.

В соответствии с требованиями Казначейства МВФ для ведения дел с МВФ каждое государство-член должно назначить фискальное агентство и банк-депозитарий. В роли фискального агентства может выступать казначейство государства-члена (министерство финансов, центральный банк, государственное валютное учреждение, стабилизационный фонд или иная аналогичная организация). МВФ может вести дела только с этим фискальным агентством, наделенным соответствующими полномочиями выполнять все операции и сделки от имени государства-члена. Кроме того, каждое государство-член должно назначить свой центральный банк депозитарием всех активов МВФ в валюте данного государства.

Величины квот первоначальных членов были установлены в Уставе МВФ. Они определялись на основе Бреттонвудской формулы, включавшей такие экономические переменные, как стоимость среднегодовых импортных и экспортных потоков, размер авуаров в долларах и золоте, национальный доход. До начала 60-х годов эта формула применялась в качестве основы для определения исходной квоты новых членов. В апреле 1963 г. был принят ряд других формул исчисления квот, которые использовались для определения изначальных квот новых государств-членов и их увеличения. Эти формулы применяли экономические данные, связанные с валовым внутренним продуктом (ВВП), операциями по текущим счетам, колебаниями текущих поступлений и официальными резервами.

Когда какое-либо государство подает заявление о вступлении в МВФ, персонал МВФ рассчитывает квоту нового государства-члена и сопоставляет ее с квотами существующих членов, имеющих аналогичное экономическое положение и показатели. Затем персонал готовит документ для рассмотрения комитетом Исполнительного совета. После того как государство соглашается с предложенными комитетом условиями его членства (в том числе с суммой изначальной квоты), Исполнительный совет в своем полном составе рассматривает рекомендации комитета и после их одобрения направляет Совету управляющих резолюцию о членстве. После одобрения резолюции о членстве Советом управляющих и принятия соответствующих правовых и процедурных шагов государство подписывает Устав и становится членом МВФ. Общая сумма квот 186 членов МВФ на сегодняшний день составляет 216720300000 СДР[40].

Информация о работе Международный валютный фонд