Оборотный капитал предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание

Являясь источником финансирования для Российской экономики, иностранные инвестиции и займы также несут риск для страны зависимость от иностранного капитала. Поэтому для рыночной экономики России в целях её эффективного и стабильного развития так важно развитие рынка собственных инвестиционных средств (денежные ресурсы предприятий и организаций). Одним из направлений решения проблем финансирования субъектов хозяйствования Российской экономики является повышение эффективности процессов управления в финансовой системе. Этим занимается финансовый менеджмент.

Содержание

Введение……………………………………………………………….стр.
Глава 1. Управление оборотным капиталом……………….………..стр.
1.1. Финансовый менеджмент и его задачи на предприятии……….…………………………………………….стр.
1.2. Собственный капитал предприятия……………………………….стр.
Глава 2. Оборотный капитал предприятия……………………………….стр.
2.1. понятие и назначение оборотного капитала и его классификация……………………………………………………..…..стр.
2.2. методы, применяемые в управлении оборотным капиталом……………………………………………………….. …….стр.

Заключение…………………………………………………………….стр.

Список литературы……………………………………………………...стр.

Работа состоит из  1 файл

Финансовый менеджмент курсовая Управдение оборотным капиталом..doc

— 353.00 Кб (Скачать документ)

 

Как было сказано выше для собственников предприятия  рентабельность важна с позиций  решения финансовой политики. Понятие  фиктивности для собственников (акционеров) предприятия связано с разнообразными показателями рентабельности. Например, коэффициенты прибыльности: маржа валовой прибыли;

моржа (сумма образующееся между ценой продаваемого фирмой и покупаемого покупателем товара) чистой прибыли; доходность активов  равная отношению чистой прибыли  к среднему размеру активов; и  др.

Все эти показатели, в  конечном итоге, сводятся к соотношению получаемой прибыли и размеру вложенного капитала. В частности к таким показателям относятся рентабельность собственного капитала: , где  

- рентабельность собственного  капитала, показывающая его увеличение за год в долях денежной единицы.

- чистая прибыль руб./год;

- собственный капитал в руб.

Данный показатель непосредственно  имеет отношение к оборотному капиталу предприятия, т.к. оборотный капитал является частью собственного капитала предприятия. Чем больше величина собственного капитала, тем больше возможности для финансирования производственных средств для увеличения выпуска продукции и развития предприятия в целом.

Деловая активность.

  В управлении оборотным капиталом финансовый менеджмент предприятия занимается вопросами деловой активности.

   Финансовое состояние  предприятия во многом зависит  от оборачиваемости оборотных активов. Ускорение оборачиваемости всех оборотных ресурсов. Высвобождённые денежные ресурсы попадают на расчётный счёт, улучшая финансовое положение предприятия. Для определения или вовлечения в оборот дополнительных оборотных средств используются два варианта расчёта:

Первый вариант –  рассчитывается как разность между величиной оборотного капитала в отчётном периоде и его величиной в периоде, принятом за базу сравнения, скорректированный на коэффициент роста продукции:

Прирост = оборотные активы отчётного периода – оборотные  активы базисного периода Х коэффициент роста продукции.

Второй вариант: высвобождение  или вовлечение в оборот дополнительных средств может быть определено также  путём умножения величины однодневной  реализации на разницу в днях оборота  отчётного и базисного периодов. Оборачиваемость оборотных средств складывается из оборачиваемости их отдельных элементов. Она характеризуется продолжительностью одного оборота, количеством оборотов и коэффициентом закрепления оборотных средств. Продолжительность одного оборота оборотных средств в днях определяется путём деления средней стоимости всех оборотных средств, на частное от деления выручки от реализации продукции, на количество дней в периоде. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов рассчитывается как частное от деления объёма реализации на среднюю величину оборотных активов и отражает скорость оборота материальных и нематериальных мобильных средств предприятия. Следующим коэффициентом, который называется – обратный коэффициент оборачиваемости или «коэффициент загрузки средств в обороте»  - является коэффициент закрепления всех оборотных средств на 1 рубль реализованной продукции. Он рассчитывается: средняя стоимость всех оборотных активов делится на выручку от реализации продукции. Это показатели для нормируемых оборотных средств (сырьё, материала, незавершённое производство, готовая продукция, товары отгруженные).

Коэффициент оборачиваемости  капитала имеет вид:

 

;

Обратный показатель называется коэффициентом капиталоёмкости  и рассчитывается по формуле:

 

;

Интенсивность использования  средств, вложенных в оборотный  капитал, характеризует длительность оборота, которая соответствует  времени от инвестирования средств  в сырьё и материалы до получения  денежных средств за отгруженную  продукцию. Длительность оборота определяется по формуле: ;

 

 

         Деловая активность предприятия характеризуется также наличием (нормой) такого вида оборотных активов как запасы. Производственные запасы – это сырьё и материала, незавершённое производство, расходы будущих периодов, готовая продукция на складе. Управление оборотным капиталом предприятия включает решение задачи по определению потребности предприятия в финансовых ресурсах для создания конкретных видов запасов. Для этого устанавливаются нормы, но при этом затраты, авансируемые в конкретные виды запасов должны быть минимальными, т.е. чтобы предприятие имело устойчивое финансовое состояние – надо знать необходимую минимальную величину собственного капитала. Величина запасов должна быть оптимальной. Если запасов больше установленной нормы – происходит замораживание оборотного капитала, замедляется оборачиваемость оборотного капитала предприятия. Также увеличивается налог на имущество и расходы на хранение материалов, снижается ликвидность. При величине запасов меньше нормы – происходит перебой в процессе производства; недогрузка производственной мощности; рост себестоимости; убытки. Поэтому предприятие должно стремиться  к тому, чтобы размер запасов обеспечивал бесперебойный ход производства и одновременно не приводил к их залёживанию на складах. Существует показатель, характеризующий интенсивность использования средств, вложенных в запасы – это длительность оборота. Длительность оборота запасов (оборачиваемость) – соответствует времени хранения запасов на складе от момента поступления до передачи их в производство и определяется в днях по формуле:

 

 

Для оперативного управления запасами делается детальный анализ их оборачиваемости по каждому виду, включая нормы на транспортные расходы, перевозки, охрану и т.п. под управлением понимается контроль за состоянием запасов и принятие решений, нацеленных на экономию времени и средств за счёт минимизации затрат по содержанию запасов, необходимых для своевременного выполнения производственной программы. Общие затраты по поддержанию запасов состоят из затрат на хранение запасов; затрат на оформление заказов. Для производства определяется оптимальная партия заказа (Economic Ordering Quantity) – количество единиц конкретного ресурса, при заказе которого суммарные затраты предприятия на оформление заказа, покупку, доставку и хранение материалов будут за определённый период минимальными. Величина запасов зависит от потребности и от количества поставок ресурса:

, где 

 

А – величина запаса;

S – годовая потребность в ресурсе

N – число поставок;

Зная эту величину А можно рассчитать общие годовые  расходы на хранение запасов (Total Carrying Cost) – ТСС:

, где

С – годовые затраты  по хранению запасов в %;

Р – цена за единицу  ресурса, в руб.;

А – величина запаса

Затраты на оформление заказа – ТКС, как правило, являются постоянными (не зависят от размера запасов).

, где 

F – постоянные затраты на оформление заказа, руб.;

N – число размещений в год заказов; или: ;

Общие затраты на поддержание  запасов (Total Inventory Costs) – TIC определяется: , если Q – величина заказа, то , а , т.е. средняя величина (оптимальная) запасов какого-либо ресурса для производства из данного ресурса продукции должна составлять – 50% от размера заказа ресурса;

Размер заказа может  быть определён по формуле:

, где 

 – постоянные затраты на  оформление одного заказа (размещение, доставка, приёмка);

- годовая потребность в ресурсе,  единиц;

- издержки хранения запасов  в % от стоимости запасов;

- цена покупки единицы запаса.

Современные рыночные отношения  в экономике диктуют предприятиям уделять значительное внимание готовой  продукции. Конкуренция, низкая платежеспособность клиентов, проблемы с выпуском и  отгрузкой продукции приводят к тому, что готовая продукция занимает большой удельный вес в оборотных активах предприятия (до 60 %). Увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия приводит не только к замораживанию оборотного капитала, но и к сокращению денежной наличности; к потребности в кредитах; к росту задолженности поставщикам, бюджету, работникам предприятия по оплате труда. Это становится основной причиной спада производства и низкой платёжеспособности предприятий. Длительность оборота капитала в запасах готовой продукции на складах предприятия с момента поступления из производства до отгрузки покупателям рассчитывается по формуле:

 

 

Анализ и постоянный учёт запасов на основе бухгалтерского баланса даёт возможность финансовому менеджменту оценить стоимость запасов предприятия, чтобы рассматривать вопросы, решаемые предприятием. Существуют несколько методов оценки материально-производственных запасов:

- по себестоимости  каждой единицы (дорогостоящие  предметы, реализация которых происходит медленно: оборудование, драгоценные металлы);

- по средней себестоимости;

- по себестоимости  первых по времени приобретения  производственных запасов (метод  ФИФО);

- по себестоимости последних по времени приобретения производственных запасов (метод ЛИФО). Независимо от того какая методика оценки запасов готовой продукции выбрана – выручка от продаж не меняется, но меняются показатели прибыли, ликвидности, себестоимости. Рассмотрим пример: пусть некоторая фирма «Нота» выпустила в течение отчётного периода (за отчётный период может быть взят месяц, квартал, полугодие, год и т.д. 5 партий изделий  (например скрипок) по одинаковой технологии, но при этом затраты на сырьё и материалы, рабочую силу постоянно возрастали (инфляция, закупка более дорогого материала, транспортные услуги и т.п.), что привело к разным фактическим затратам на производство каждой партии скрипок.

 

№ партии

1

2

3

4

5

всего

Затраты в руб.

20000

22000

24000

26000

28000

120000


 

Пусть в течении года были проданы № партий 1,3,5. при применении метода индивидуальной оценки себестоимость реализованной продукции составит 20000+24000+28000=72000 руб. стоимость запасов на конец года будет равна 120000-72000=48000 руб.

При применении метода ФИФО себестоимость реализованной продукции  составит 20000+22000+24000=66000 руб., а стоимость запасов составит 120000-60000=54000 руб.

При применении метода ЛИФО себестоимость реализованной продукции (скрипки) составит 24000+26000+28000=78000 руб., а стоимость запасов 120000-78000=42000 руб.

При применении метода средней себестоимости себестоимость реализованной продукции рассчитывается так: берётся средняя величина партии – 120000:5=24000 руб., продано 3 партии (№1,2,3) – находим сумму реализованной продукции – 24000Х3=72000 руб. остаток на складе будет – 120000-72000=48000 руб. Допустим, что выручка от реализации 3-х партий скрипок составила 140000 руб. рассмотрим, как каждый метод расчета влияет на состояние компании с позиций прибыли и ликвидности.

 

Метод оценки

выручка

затраты

прибыль

запасы

индивидуальный

140000

72000

68000

48000

ФИФО

140000

66000

74000

54000

ЛИФО

140000

78000

62000

42000

средний

140000

72000

68000

48000


 

Денежные поступления  в виде выручки от реализации не меняются в зависимости от выбранной  методики оценки запасов готовой продукции, но остальные показатели меняются. Так при применении метода ФИФО наблюдается наиболее низкая себестоимость (66 тыс. руб.) и соответственно, наиболее высокая прибыль (74 тыс. руб.), но при этом наибольшая величина запасов (54 тыс. руб.), что способствует снижению ликвидности. Метод ЛИФО даёт максимальную себестоимость (78 тыс. руб.) и минимальную прибыль (62 тыс. руб.), но и минимальное количество запасов (42 тыс. руб.), что способствует улучшению показателя ликвидности.

Размер товарных запасов с позиции финансового менеджмента для любого предприятия на сегодняшний день один из главных вопросов в деловой политике предприятия. Поэтому, после принятия изделия отделом технического контроля, с целью анализа причин образования излишних запасов готовой продукции (если такие есть на предприятии) необходимо по каждому виду товара использовать данные аналитического и складского учёта; инвентаризации; оперативных сведений отделов маркетинга (почему продукция не продаётся) и службы сбыта. Разрабатываются меры по поиску новых рынков сбыта, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

   Норматив оборотных  средств на остатки готовой  продукции определяется как произведение  нормы оборотных средств в  днях и однодневного выпуска  товарной продукции в предстоящем году по производственной себестоимости по формуле:

 

, где 

 

- норматив оборотных средств  на готовую продукцию, руб.;

-  выпуск товарной продукции  в IV квартале предстоящего года (при равномерно нарастающем характере производства) по производственной себестоимости, руб.;

- количество дней в периоде  (90);

- норма оборотных средств  на готовую продукцию, дней.

 

Нормы оборотных средств  на готовую продукцию рассчитываются раздельно по готовой продукции на складе и по товарам, отгруженным, на которые расчётные документы сданы в банк на инкассо.

Нормы оборотных средств  по запасу готовой продукции на складе определяется по каждой номенклатурной группе (если какой то из видов товара преобладает в количестве 70-80% от всего выпуска берётся расчёт по средневзвешенной норме оборотных средств. Расчёт включает: подборку видов и марок изделий; упаковку и маркировку, хранения на складе до отгрузки; комплектование размеров партии; подготовку расчётных документов и сдачу их в банк; и т.п.

При расчёте величины товаров отгруженных финансовые службы отслеживают:

- товары, отгруженные срок оплаты по которым не наступил;

- отгруженные, но неоплаченные  в срок (они могут находиться на хранении у покупателя до выяснения срока оплаты). Возникновение группы готовой продукции отгруженной, но неоплаченной в срок невыгодно предприятию и ведёт к финансовой напряжённости и снижению платёжеспособности предприятия. Рассмотрим пример: норматив оборотных средств на готовую продукцию на складе – 200тыс. руб., а на отгруженную готовую продукцию, находящуюся в оформлении – 80 тыс. руб. Выпуск готовой продукции в IV квартале по производственной себестоимости составляет сумму 3 тыс. руб. норма оборотных средств составит: (200тыс. руб. + 80 тыс. руб.)/3 тыс. руб./90 дней = 8,4 дня.

Управление оборотными средствами (в результате оборотным  капиталом) на основе норм и нормативов способствует минимизации затрат по содержанию запасов, сокращению их излишков, а в результате, высвобождению денежных средств и ускорению оборачиваемости оборотного капитала предприятия. 12

 

       Управление оборотным капиталом для финансового менеджмента предприятия включает также решение задачи по управлению дебиторской задолженностью. Задача управления данным видом оборотных активов (относится к фондам обращения, которые обслуживают производственный цикл). Заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной инкассации долга. Дебиторская задолженность – это сумма долгов предприятию со стороны других юридических и физических лиц. Наличие дебиторской задолженности характеризуется тремя параметрами:

Информация о работе Оборотный капитал предприятия