Оценка бизнеса в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:31, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является рассмотреть различные подходы к оценке бизнеса с точки зрения эффективного управления предприятием и охарактеризовать систему управления на основе результатов оценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА. ОЦЕНКА БИЗНЕСА………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность оценки бизнеса……………………………………………………………………5
1.2. Виды стоимости и условия их применения………………………………………..
1.3. Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика………
2 ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА……………………………………………………
2.1. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса…………………………………..
2.2. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса……………………
2.3. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса………………………….
3 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………………………………………..
3.1. Виды систем управления на основе применения различных критериев.
3.2. Характеристика системы управления на основе результатов оценки бизнеса……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Оценка бизнеса в системе управления предприятием.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрим другие виды стоимости, отличные от рыночной (табл.1.2.)

Таблица 1.2. Виды стоимости, отличные от рыночной

Вид стоимости Характеристика
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком Стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке  невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке

товаров

Стоимость воспроизводства Сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, аналогичного оцениваемому, с применением идентичных материалов и технологий
Стоимость замещения Сумма затрат в существующих на дату проведения оценки рыночных ценах  на создание объекта, аналогичного

оцениваемому  с учетом существующих на дату оценки цен и требований к аналогичным объектам (дизайн, материалы и т.п.)

Стоимость при существующем использовании Стоимость объекта  оценки, которая определяется исходя из существующих условий и цели его использования. Расчет основан на предположении продолжения формы функционирования объекта

и возможности  его продажи на рынке

Утилизационная  стоимость Стоимость объекта  оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом

затрат на утилизацию объекта оценки

Инвестиционная  стоимость Стоимость объекта  оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях
Ликвидационная  стоимость Стоимость объекта  оценки, если он должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции

аналогичных объектов

Стоимость для целей налогообложения Стоимость объекта  оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая

в соответствии с положениями нормативных правовых актов, в том числе инвентаризационная стоимость

Специальная стоимость Стоимость, для определения  которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной

или иной стоимости, указанной в стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности

 

    1.3. Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика

       Для определения рыночной или другого вида стоимости оценщики применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

     «Оцениваемая стоимость» — понятие многократное, ее величина зависит от множества различных факторов. Все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Поэтому при построении той или иной модели определения стоимости бизнеса ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие — за переменную.

  В зависимости  от факторов стоимости, являющихся основными  переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода, во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

  Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

  Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, так как, применяя данный подход, оценщик должен собрать достоверную информацию о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в неустойчивом состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада.

  Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов.

  Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины и экономического разделения.

  В целом, все три подхода связаны между  собой. Каждый из них предлагает использование  различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициентов капитализации, которые также рассчитываются по данным рынка.[4]

  Каждый  из трех подходов открывает перед  оценщиком различную перспективу. Хотя эти подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

  Каждый  из трех рассмотренных подходов предопределяет использование при оценке внутренне присущих ему методов.

  ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

  2.1. Доходный подход  к оценке стоимости  бизнеса

Рис. 2.1. Методы доходного подхода

  Согласно  методу капитализации дохода рыночная стоимость бизнеса определяется по формуле:

V = D/R, где:

D — чистый доход бизнеса за год;

R — коэффициент капитализации.

  Метод дисконтирования денежных потоков  основан на прогнозировании потоков от данного бизнеса, которые затем дисконтируются по ставке дисконта, соответствующей требуемой инвестором ставке дохода.

  Основными этапами оценки компании методом  дисконтированных денежных потоков являются:

     1. Сбор требуемой информации.

     2. Выбор модели (типа) денежного потока.

  3. Определение длительности прогнозного периода и его единицы измерения.

   4. Проведение ретроспективного анализа валовой выручки от реализации и ее прогноз.

  5. Проведение ретроспективного анализа и подготовка прогноза расходов.

     6. Проведение анализа и подготовка прогноза инвестиций.

     7. Расчет величины денежного потока для каждого года.

     8. Определение ставки дисконтирования.

     9. Расчет величины стоимости компании в постпрогнозный период;

  10. Расчет текущей стоимости будущих денежных потоков и стоимости компании в постпрогнозный период, а также их суммарного значения;

     11. Внесение итоговых поправок.

     12. Согласование полученных результатов. Выбор модели (типа) денежного потока.

  Основным  показателем, используемым в рамках Метода дисконтирования денежного потока, является денежный поток, рассчитываемый как разница между притоком и оттоком денежных средств за определенный период.

     Различают  следующие основные виды денежного  потока:

       1. Номинальный или реальный.

     2. Приносимый собственным капиталом, приносимый всем инвестированным капиталом.

  В практике наиболее часто применяемым является использование модели денежного потока собственного капитала.

     Использование модели денежного потока для инвестированного капитала (бездолгового денежного потока) в российских условиях в текущей ситуации малоприменимо и может быть использовано для крупных холдинговых компаний, в связи с крайне ограниченным использованием основной массой российских компаний схем привлечения финансовых ресурсов, аналогичных западным.

  В общем  виде схема расчета денежного  потока для собственного капитала выглядит следующим образом:

  1.  Расчет показателя прибыли используемого в модели денежного потока.

     Выручка от реализации минус

      •   себестоимость продукции;

      •   амортизационные отчисления;

      •   налог на прибыль.

     Итого: Чистая прибыль, налоги, относимые на финансовый результат;

      •   отвлеченные средства (затраты на социальную сферу и т.п.)

     2. Расчет денежного потока.

      Скорректированная чистая прибыль Плюс амортизационные отчисления

      плюс (минус)

      – увеличение собственного оборотного капитала;

      + уменьшение собственного оборотного капитала;

     капитальные вложения;

      + увеличение долгосрочной задолженности;

     уменьшение долгосрочной задолженности.

     Итого: Денежный поток

  В практических расчетах используется расчет денежного  потока компании по трем возможным  сценариям развития: пессимистическому, наиболее вероятному и оптимистическому. Основными показателями прогнозируемых сценариев могут являться:

  Таблица 2.1. Основные показатели и прогнозируемые сценарии развития

Показатель Пессимистичный  прогноз Наиболее  вероятный прогноз Оптимистический прогноз
Объем производства Снижение объемов  производства Стабильные объемы производства Рост объемов  производства
Цены  на производимую продукцию Стабильные цены Ограниченный рост цен Рост цен до уровня к концу прогнозного периода
Соотношение цен* Рост соотношения  до уровня 25% к концу прогнозного  периода Стабильное соотношение на сложившемся уровне Снижение соотношения  до уровня к концу прогнозного  периода

*используется  в случае, если существует прямая  зависимость между ценой на  наибо-

Информация о работе Оценка бизнеса в системе управления предприятием