Оценка бизнеса в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:31, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является рассмотреть различные подходы к оценке бизнеса с точки зрения эффективного управления предприятием и охарактеризовать систему управления на основе результатов оценки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА. ОЦЕНКА БИЗНЕСА………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность оценки бизнеса……………………………………………………………………5
1.2. Виды стоимости и условия их применения………………………………………..
1.3. Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика………
2 ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА……………………………………………………
2.1. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса…………………………………..
2.2. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса……………………
2.3. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса………………………….
3 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………………………………………..
3.1. Виды систем управления на основе применения различных критериев.
3.2. Характеристика системы управления на основе результатов оценки бизнеса……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Оценка бизнеса в системе управления предприятием.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

лее значимый ресурс и выпускаемой продукцией компании (например, глинозем/ товарный алюминий, нефть/продукты перегонки и т.п.). 

Расчет  величины денежного  потока

  Расчет  денежного потока для каждого  прогнозного года производится в два этапа:

        1. Расчет величины скорректированной чистой прибыли.

       2.  Расчет величины чистого денежного потока.

  При расчете величины скорректированной  чистой прибыли анализируются и  прогнозируются следующие данные:

      •   прочие операционные расходы;

      •   отвлеченные средства.

  В прочих операционных расходах учитываются налоги, относимые на финансовые результаты, а также прочие налоги в соответствии с действующим законодательством. Необходимо отметить, что налоговое законодательство динамично, следовательно, требуется постоянное отслеживание изменений.

     Планируемые Отвлеченные средства включают в себя заработную плату работников социально-жилищной сферы с отчислениями на социальные нужды, а также расходы, связанные с содержанием объектов социально-жилищной сферы. Необходимо учитывать, что данные суммы частично льготируются при уплате налога на прибыль (нормы утверждаются местными органами власти, сверх норм расходы осуществляются за счет чистой прибыли). [4]

    Расчет величины чистого денежного потока осуществляется по формуле денежного потока для собственного капитала:

     Скорректированная чистая прибыль

      плюс

      • амортизационные отчисления.

     плюс (минус)

      увеличение собственного оборотного капитала + уменьшение   собственного оборотного капитала;

      – капитальные вложения;

      + увеличение долгосрочной задолженности;

      – уменьшение долгосрочной задолженности.

     Итого:

      Денежный поток.

Метод капитализации дохода

  Капитализация — это превращение денежного  потока в стоимость путем деления или умножения (чаще деления) рассчитанной величины потока дохода на коэффициент капитализации или мультипликатор.

Базовые формулы:

где:

Vmоцениваемая стоимость.

Д — доход.

К — коэффициент капитализации.

М — мультипликатор.

  Суть  метода капитализации заключается  в определении величины ежегодных  доходов и соответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которой рассчитывается рыночная стоимость компании.      Использование данного метода заставляет оценщика решать следующие задачи:

      1. Определить продолжительность анализируемого периода.

     2. Определить капитализируемую базу.

     3. Определить коэффициент капитализации.

     4. Рассчитать рыночную стоимость.

  Существует  множество методов капитализации  дохода предприятия, различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, на который делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить:

        • капитализацию чистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат);

        •  капитализацию чистого дохода (после налогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат);

    •   капитализацию фактических дивидендов;

    •   капитализацию потенциальных дивидендов;

       •   использование мультипликаторов: цена/прибыль, цена/выручка и др.

     При расчете чистого дохода важно правильно выбрать период времени, за который производятся расчеты. Это может быть несколько периодов в прошлом, обычно пять, а могут использоваться данные о доходах за несколько периодов в прошлом и прогнозы на ближайшее будущее. Например, могут быть использованы данные о доходах за 2 ближайших периода в прошлом, за текущий период и за 2 года в будущем.

  В качестве анализируемого периода можно выбрать  три периода в прошлом, либо два  периода в прошлом, один в настоящем  и два прогнозных периода. Особое внимание следует обращать на сопоставимость используемых показателей.

  Капитализируемой  базой, как правило, является скорректированная прибыль компании, тем не менее, в практике иногда не используется выручка, либо финансовый результат до налогообложения.

  Показатель чистой прибыли обычно используется для оценки компаний, в активах которых преобладает быстроизнашивающееся оборудование. Для компаний, обладающих значительной недвижимостью, балансовая стоимость которых уменьшается, а фактическая остается почти неизменной, предпочитают использовать денежный поток.

  Следующий важный вопрос, который возникает  при расчете чистого дохода — выбор способа его расчета. Простейшим способом является расчет по формуле средней арифметической чистого дохода. Более точно рыночную стоимость обычно удается рассчитать в случае определения чистого дохода по формуле средневзвешивания или тренду.

  Если  в динамике показателя чистого дохода за выбранный ретроспективный период не прослеживается какой-либо четкой тенденции, то базовый показатель чистого дохода компании может быть получен как среднеарифметическая за этот период.

  Если  предполагается, что тенденция динамики чистого дохода сохранится и на перспективу, то его величина определяется на основе тренда. Для этого используется уравнение трендовой прямой

                     у = а + b × х, где:

у — чистый доход в i-ом году;

х — вес i-го года;

а и b — к/ф, который рассчитывается:

n — число периодов наблюдения.

  В некоторых  случаях для оценки компаний используется объем валовой выручки. Он чаще всего  применяется для определения рыночной стоимости бизнеса в сфере услуг.[4]

  Иногда  для оценки АО используется капитализация  дивидендов. Этот метод предпочтителен для акционеров, не обладающих контрольным пакетом акций, а влиять на политику общества по вопросу выплаты дивидендов они не могут. Для акционеров, обладающих контрольным пакетом, предпочтительнее использование для определения рыночной стоимости п/п капитализации чистого дохода. В качестве коэффициента капитализации может быть использована:

     1. Норма прибыли, скорректированная на уровень риска.

     2. Ставка капитализации по сопоставимым компаниям.

Достоинства и недостатки метода капитализации

  Основное  преимущество — простота расчетов. Другое преимущество состоит в том, что метод прямой капитализации так или иначе непосредственно отражает рыночную конъюнктуру. Однако метод не следует применять, когда:

      •   Отсутствует информация о рыночных сделках или не проведен их экономический анализ.

     •   Если бизнес находится в стадии становления (еще не построен): не вышел на режим стабильных доходов или отсутствует информация о них.

  •   Когда объект требует серьезной реструктуризации. 

  2.2. Сравнительный подход  к оценке стоимости  бизнеса

  Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.

  Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а  также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.

     Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.

  Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.

  В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

  Сравнительный подход предполагает использование трех основных методов, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:

Рис. 2.2. Методы сравнительного подхода

  Метод рынка капитала (или метод компании-аналога) основан на рыночных ценах акций аналогичных компаний. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Поэтому данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок должны послужить ориентиром для определения цены оцениваемой компании.

  Метод сделок основан на анализе цен  приобретения контрольных пакетов  акций сходных компаний.

  Метод отраслевых коэффициентов позволяет  рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.

  В своей  курсовой работе я подробно рассмотрю  метод компании-аналога. Это связано с тем, что технология применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадает, различие заключается только в типе исходной ценовой информации: либо цена 1 акции, не дающей никаких элементов контроля, либо цена контрольного пакета, включающая премию за элементы контроля.

  Определенную  сложность представляет ситуация, в  которой объект оценки и имеющаяся у оценщика достоверная исходная информация не совпадают. Например, надо оценить контрольный пакет предприятия в условиях, когда ценовая информация по аналогам представлена только фактически проданными миноритарными пакетами. Следовательно, в данном случае оценщик должен провести необходимую корректировку и увеличить предварительно рассчитанную стоимость на величину премии за контроль.

     Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике, поскольку отсутствует необходимая информация, накопленная за период достаточно длительного наблюдения в условиях относительно стабильного рынка.

  Суть  сравнительного подхода к определению стоимости компании заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемой фирме, которое было недавно продано. Затем рассчитывается соотношение между рыночной ценой продажи предприятия-аналога и каким-либо его финансовым показателем. Данное соотношение называется ценовым мультипликатором. Для получения рыночной стоимости собственного капитала необходимо умножить аналогичный финансовый показатель оцениваемой компании на расчетную величину ценового мультипликатора.[4]

  Например, необходимо оценить предприятие, получившее в последнем финансовом году чистую прибыль в размере 100 млн. руб. Аналитик располагает достоверной информацией о том, что недавно была продана сходная компания за 3000 млн. руб., ее чистая прибыль за аналогичный период составила 300 млн. руб.

Информация о работе Оценка бизнеса в системе управления предприятием