Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:31, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотреть различные подходы к оценке бизнеса с точки зрения эффективного управления предприятием и охарактеризовать систему управления на основе результатов оценки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА. ОЦЕНКА БИЗНЕСА………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность оценки бизнеса……………………………………………………………………5
1.2. Виды стоимости и условия их применения………………………………………..
1.3. Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика………
2 ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА……………………………………………………
2.1. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса…………………………………..
2.2. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса……………………
2.3. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса………………………….
3 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………………………………………..
3.1. Виды систем управления на основе применения различных критериев.
3.2. Характеристика системы управления на основе результатов оценки бизнеса……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………………………..
► На втором этапе оценщик выбирает наиболее приемлемый метод оценки для каждой группы (подгруппы) активов, выполняет необходимые расчеты.
► Определяется итоговая величина стоимости предприятия.
Ликвидационная
стоимость предприятия
Расчет ликвидационной стоимости осуществляется следующим образом:
1. Анализируется ряд статистических и бухгалтерских документов, к которым относятся: бухгалтерские отчеты на конец каждого квартала, статистические отчеты, промежуточный ликвидационный баланс инвентарные карточки. На основании комплексного финансового анализа делается экспертный вывод о достаточности средств на покрытие задолженности.
2. Формируется оцениваемая масса имущества. Отдельно рассматриваются следующие группы активов:
• Наиболее ликвидные (оборотные активы).
• Менее ликвидные (необоротные активы).
3. Формируется сумма задолженности компании.
4. Разрабатывается календарный график ликвидации. При этом необходимо учитывать, что продажа различных видов активов компании (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временных периодов исходя из степени ликвидности и требуемого уровня экспозиции на рынке.
5. Обосновываются размеры затрат.
Выделяются: затраты, связанные с ликвидацией, и затраты, связанные с владением активы до их реализации. К числу затрат, связанных с ликвидацией, в первую очередь относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, а также налоги и сборы, которые платятся при продаже. К числу затрат, связанных с владением активами до их продажи, относятся расходы на охрану объектов, управленческие расходы по поддержанию работы компании до завершения его ликвидации и т.п.
6. Оценивается реализуемое имущество. Оценка имущества, подлежащего реализации, осуществляется с помощью использования всех подходов оценки.
7. Определяется ставка дисконтирования с учетом планируемого срока реализации. Причем ставка дисконтирования может устанавливаться для каждого вида оцениваемого актива индивидуально с учетом ликвидности (значительны скидки на низкую ликвидность) и риска возможной «непродажи».
8. Строится график реализации имущества, на основании которого определяется совокупная выручка от реализации текущих, материальных и нематериальных активов.
9. По итогам реализации погашается накопленная сумма текущей задолженности за период ликвидации (электроэнергия, отопление и т.п.) и осуществляются выплаты по обязательствам.
При этом требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с которой распределение имущества каждой следующей очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди.
10. Конечным
действием является оценка ликвидационной
стоимости, приходящейся на долю собственников
(акционеров). Федеральный закон от 26.12.95
г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
(с изменениями от 13.06.96 г.) предусматривает
четкий порядок распределения оставшихся
сумм.
3 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.1. Виды систем управления на основе применения различных критериев
На основе применения
1. Управление капиталом (пассивами) – определение потребности в капитале для финансирования формируемых активов организации; оптимизация структуры капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования.
2. Управление оборотными и внеоборотными активами – формирование необходимого объема ресурсов организации, полученных за счет инвестированного в них капитала, способных обеспечить получение устойчивого дохода и рост рыночной стоимости организации, с учетом фактора времени и ликвидности.
3. Управление инвестициями – определение параметров инвестиционной деятельности организации; оценка инвестиционной привлекательности финансовых инструментов; выбор наиболее эффективных инвестиционных решений; определение источников финансирования инвестиций; формирование оптимального инвестиционного портфеля организации; мониторинг инвестиционного портфеля; поддержание оптимального уровня рисков и доходности по портфелю.
4. Управление денежными потоками – синхронизация и обеспечение сбалансированности притоков и оттоков денежных средств организации, оптимизация использования денежных ресурсов для обеспечения ликвидности и финансовой устойчивости организации.
5. Управление финансовыми рисками – выявление, классификация и оценка финансовых рисков; определение величины допустимого уровня финансового рисков, принимаемых организацией; определение наиболее эффективных способов, методов и процедур минимизации рисков; разработка и реализация мероприятий по устранению и минимизации рисков.[6]
Финансовый менеджмент как система управления представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов организации и их кругооборота, между структурными и функциональными подразделениями внутри самой организации и между организацией и ее внешними контрагентами.
Основными элементами системы управления финансовой деятельностью организации являются субъекты управления, объекты управления, принципы и функции управления, инструменты управления (финансовые методы, приемы и модели), используемые в практике управления финансами.
Рис. 3.1. Система управления финансовой деятельностью
В качестве субъектов управления (управляющая подсистема) финансовой деятельностью организации – выступают ее структурные и функциональные подразделения, деятельность которых взаимосвязана, взаимообусловлена и подчинена единой стратегической цели и задачам управления финансами (организационная структура управления финансами).
В зависимости от размеров организации и масштабов ее деятельности, организационная структура может существенно видоизменяться. Общепринятым является создание в организации самостоятельных финансовых служб и дирекций, реализующих, в частности:
· финансовую стратегию и финансовую политику организации;
· составление и выполнение текущих финансовых планов и бюджетов;
· контроль оперативных финансовых решений.
В качестве объектов управления (управляемая подсистема) финансовой деятельностью организации выступают совокупность финансовых ресурсов организации и источники их формирования, а также финансовые отношения, возникающие в процессе движения финансовых ресурсов и их кругооборота. В частности, объектами являются:
· активы и пассивы организации, формирующиеся в процессе текущей деятельности и осуществления инвестиций;
· денежные потоки, размеры которых зависят от внешних и внутренних факторов;
· финансовые результаты деятельности организации;
· финансовые риски.[7]
Сложность формирования и функционирования
системы управления финансовой деятельностью
организации определяется неоднородностью
составляющих ее элементов, воздействием
на нее факторов внешней среды, а также
внутренних факторов, в частности, качеством
финансового менеджмента организации,
уровнем рисков, интересами собственников.
3.2. Характеристика системы управления на основе результатов оценки бизнеса
Для российских экономистов, менеджеров, банкиров оценка и управление стоимостью предприятия являются сегодня актуальными и важными как никогда. Многие российские компании, составляющие фундамент реальной экономики, не создают добавленную стоимость, но иногда, наоборот, разрушают стоимость. Исправить ситуацию возможно, если менеджеры в своей деятельности будут ориентированы на рост стоимости как основной критерий успешного функционирования фирмы.
Широко известные и используемые в деловом мире концепции и модели управления можно подразделить на две большие группы: балансовые (или бухгалтерские) и стоимостные (или рыночные). Бухгалтерские концепции и модели управления ориентируют менеджеров, главным образом, на получение максимальной величины прибыли, зачастую в ущерб достижению других важных результатов. Максимизация прибыли не дает компании возможности обеспечить конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе и, кроме того, основывается на бухгалтерских показателях, не позволяющих учесть индивидуальные стоимостные характеристики компании и имеющих ретроспективный характер, т.е. отражающих прошлое, а не будущее. Следовательно, балансовые (бухгалтерские) модели управления, несмотря на свою простоту и «понятность», не способны ответить на вопросы акционеров относительно будущего предприятия: как долго они сохранят свои конкурентные преимущества и насколько инвестиционно привлекательными будут в ближайшем будущем, а ведь в основном именно от этого зависят рост курса акций и, значит, рост капитала акционеров.
Преодолеть эти недостатки позволяют экономические (рыночные) концепции и модели управления бизнесом. Они ориентированы прежде всего на максимизацию стоимости предприятия (компании). Созданная стоимость — важнейший показатель результатов деятельности управляющих предприятия, для его достижения необходимо сосредоточиться на денежных потоках в долгосрочной перспективе, а не на краткосрочных изменениях прибыли в расчете на акцию. Результаты деятельности корпорации оцениваются исходя из стоимостных показателей. Критерий целесообразности инвестиций: приносимая прибыль превышает альтернативные издержки привлечения капитала. Концепции (все модели) управления стоимостью имеют два основных аспекта: во-первых, это структурная перестройка, позволяющая реализовать внутренний потенциал роста стоимости; и во-вторых, после реорганизации приоритеты развития бизнеса осуществляются исходя из принципов создания стоимости, переориентации системы планирования, учета, анализа и оценки результатов деятельности и материального поощрения на показатель стоимости для акционеров; установление взаимоотношений с инвесторами на основе стоимости.
Концепция стоимости базируется на следующих принципах:
• Наиболее приемлемый показатель, позволяющий адекватно оценить деятельность компании, — это поток денежных средств, генерируемый компанией.
• Новые капиталовложения компании должны осуществляться только при условии, что они создают новую стоимость. А создают стоимость новые инвестиции только тогда, когда рентабельность этих вложений выше затрат на привлечение капитала на эти вложения.
• В изменяющихся условиях окружающей экономической среды сочетание активов компании должно меняться с целью обеспечения максимального роста стоимости компании.
• Отказ от традиционных бухгалтерских показателей, выражающих текущее финансовое состояние компании и ее финансовые результаты.
Оценка стоимости учитывает долгосрочные перспективы деятельности компании, так как в основе концепции стоимости — прогнозирование денежных потоков, которые в будущем принесут активы копании. Таким образом, в отличие от других показателей, стоимость — всегда долгосрочный показатель. Постановка во главу краткосрочных показателей (прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала) может привести к практике «выжимания соков» из компании и ее финансовой несостоятельности в будущем. Денежные потоки различных временных периодов могут быть приведены к единой базе путем дисконтирования по ставке, отражающей стоимость денег во времени, и риски их получения.
В качестве примера, свидетельствующего об эффективности управления, ориентированного на стоимость, приведем следующую таблицу:
Таблица 3.1. Увеличение стоимости бизнеса посредством эффективного управления
Сфера бизнеса | Изменение в деятельности | Эффект |
Розничная торговля бытовыми товарами | Переход от программы роста в масштабах всей страны к стратегии укрепления региональных позиций перед дальнейшим ростом | Увеличение потенциальной стоимости на 30-40% |
Страхование | Реорганизация портфеля услуг с особым упором на те, что обладают наивысшим потенциалом создания стоимости | Увеличение потенциальной стоимости на 25% |
Нефтедобыча | Внедрение новых методов планирования и контроля, способствующих проведению коренных преобразований; значительной улучшение взаимопонимания между корпоративным центром и бизнес единицами | Многомиллионное сокращение
расходов, связанных с планированием,
благодаря рационализации этого процесса.
Поглощение, которое, скорее всего, не
произошло бы при иных обстоятельствах.
Увольнение отстающих менеджеров |
Банковское дело | Выбор в пользу стратегии роста перед стратегией «выдаивания» при аналогичных показателях рентабельности инвестированного капитала за 5 лет | Увеличение потенциальной стоимости на 124% |
Телекоммуникации | Выявление новых возможностей создания стоимости: новые услуги; надбавки к цене; прекращение 40% запланированных проектов развития одной из бизнес единиц; полный пересмотр планов расширения торговой службы после выявления их разрушительного воздействия на стоимость | Увеличение потенциальной стоимости на 240% |
Информация о работе Оценка бизнеса в системе управления предприятием