Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 06:31, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотреть различные подходы к оценке бизнеса с точки зрения эффективного управления предприятием и охарактеризовать систему управления на основе результатов оценки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………..3
1 ГЛАВА. ОЦЕНКА БИЗНЕСА………………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность оценки бизнеса……………………………………………………………………5
1.2. Виды стоимости и условия их применения………………………………………..
1.3. Подходы к оценке бизнеса и их сравнительная характеристика………
2 ГЛАВА. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА……………………………………………………
2.1. Доходный подход к оценке стоимости бизнеса…………………………………..
2.2. Сравнительный подход к оценке стоимости бизнеса……………………
2.3. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса………………………….
3 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ………………………………………………………………………………………………..
3.1. Виды систем управления на основе применения различных критериев.
3.2. Характеристика системы управления на основе результатов оценки бизнеса……………………………………………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………………………..
1. Рассчитаем по компании-аналогу соотношение рыночной цены и чистой прибыли:
3 000 : 300 = 10.
2. Определим стоимость оцениваемой компании:
100 х 10 = 1 000 млн руб.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует высокой квалификации и профессионализма оценщика, т.к. предполагает внесение достаточно сложных корректировок для обеспечения максимальной сопоставимости оцениваемой компании с аналогами. Кроме того, оценщик должен определить приоритетные критерии сопоставимости, исходя из конкретных условий, целей оценки, качества информации.
Сравнительный подход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В обоих случаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину дохода кампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины дохода в стоимость компании. Метод капитализации предполагает конвертацию годового дохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации. Коэффициент капитализации, построенный на основе рыночных данных, используется как делитель. Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величиной дохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном случае доход умножается на величину соотношения между ценой и доходом.
Основные этапы оценки предприятия методом компании-аналога:
I этап. Сбор необходимой информации.
II этап. Сопоставление списка аналогичных предприятий.
III этап. Финансовый анализ.
IV этап. Расчет ценовых мультипликаторов.
V этап. Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании.
VI этап. Определение итоговой величины стоимости методом взвешивания промежуточных результатов.
VII этап. Внесение итоговых корректировок.
Оценка
бизнеса методом компании-
1. Рыночная (ценовая) информация.
2. Финансовая информация.
Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении. Число акций, на которое поделен собственный капитал компании, оказывает прямое влияние на стоимость одной акции. Две компании, имеющие одинаковую ценность собственного капитала, могут иметь различную стоимость одной акции, если их число в сравниваемых компаниях различно.
Финансовая информация прежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Дополнительная информация позволит определить степень сходства аналогов с оцениваемой компанией. На ее основе оценщик может провести необходимые корректировки, устраняющие различия в финансовых и производственных параметрах, методах ведения учета и составления отчетности, выявить излишек или недостаток собственного оборотного капитала, наличие нефункционирующих активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д.
Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период. Ретроинформация собирается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия будут существенно отличаться от тех, в которых оно работает на момент оценки. Следует подчеркнуть, что финансовая информация должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по аналогам. Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных оценщиком, поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика, тщательный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сходства и невозможности применения данного метода, хотя время и деньги потрачены.
Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в три этапа.
На первом этапе определяется так называемый круг «подозреваемых». В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемой фирмой. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год.
На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официальной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприятиях-аналогах. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведений, а также из-за плохого качества, недостоверности представленной информации.
На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тщательном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости и оценивает такие факторы, как уровень диверсификации производства, положение на рынке, характер конкуренции и т. д.
Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает использование уже существующих в российской практике приемов и методов финансового анализа. Оценщик анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты. Финансовый анализ является важнейшим компонентом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемым предприятием.
Отличительные черты финансового анализа при сравнительном подходе проявляются в следующем:
во-первых, только по результатам финансового анализа оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов;
во-вторых, финансовый анализ позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;
в-третьих, финансовый анализ является основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами;
в-четвертых, финансовый анализ позволяет обосновать степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и в конечном счете определить вес каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.
Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности.
В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментные.
К первому типу можно отнести мультипликаторы:
1. «Цена/прибыль».
2. «Цена/денежный поток».
3. «Цена/ дивидендные выплаты».
4. «Цена/выручка от реализации».
К моментным мультипликаторам относят:
1. «Цена/балансовая стоимость».
2. «Цена/ чистая стоимость активов».
Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса.
Сравнительный
подход, несмотря на достаточную сложность
и трудоемкость расчетов и анализа, является
неотъемлемым приемом определения обоснованной
рыночной стоимости. Результаты, полученные
данным способом, имеют наиболее объективную
рыночную основу, качество которой зависит
от возможности привлечения широкого
круга компаний-аналогов. Следовательно,
основным фактором, сдерживающим применение
в российской практике метода компании-аналога
и метода сделок, является отсутствие
достаточной и достоверной ценовой и финансовой
информации по отечественным компаниям-аналогам.
Однако появление в последние годы фирм,
специализирующихся на сборе и анализе
подобной информации, а также различных
электронных источников является существенным
прорывом в данном направлении. Таким
образом, дальнейшее развитие оценочной
инфраструктуры будет способствовать
расширению сферы использования сравнительного
подхода.
2.3. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса
Затратный (имущественный) подход в оценке бизнеса рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.
Собственный капитал = активы — обязательства
Базовой формулой в имущественном (затратном) подходе является: Собственный капитал = Активы — Обязательства.
Данный подход представлен двумя основными
методами:
Рис. 2.3. Методы затратного подхода
• методом стоимости чистых активов;
• методом ликвидационной стоимости.
Метод стоимости чистых активов включает несколько этапов:
1. Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости.
2. Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.
3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
4. Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.
5. Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.
6. Оценивается дебиторская задолженность.
7. Оцениваются расходы будущих периодов.
8. Обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость.
9. Определяется
стоимость собственного
Применяется метод стоимости чистых активов в случае, если:
Показатель стоимости чистых активов введен первой частью Гражданского кодекса РФ для оценки степени ликвидности организаций.
Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его обязательств, принимаемых к расчету.
Проведение оценки с помощью методики чистых активов основывается на анализе финансовой отчетности. Она является индикатором финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.
Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:
• бухгалтерский баланс;
• отчет о финансовых результатах;
• отчет о движении денежных средств;
• приложения к ним и расшифровки.
Кроме
того, могут использоваться и другие
официальные формы
Предварительно оценщик проводит инфляционную корректировку, цель которой — приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду; учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконта.
Простейшим способом корректировки является переоценка всех статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты, например, американского доллара.[4]
Отличительной особенностью затратного подхода при оценке стоимости предприятия является то, что для целей оценки активы предприятия разбивают на группы, оценивают каждую часть, затем суммируют полученные стоимости.
Алгоритм данного подхода следующий:
► На первом этапе производят анализ активов предприятия и выделяют составные части, оценка стоимости которых будет производиться. Например, при оценке стоимости предприятия могут быть выделены следующие составные части: земля, здания, коммуникации, нематериальные активы, финансовые активы, сырье, материалы, машины и оборудование и т.п. В каждой группе активов можно выделить подгруппы.
Информация о работе Оценка бизнеса в системе управления предприятием