Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений разработать бизнес-план развития предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Развитие как экономическая категория 7
1.2. Организация процесса прогнозирования на предприятии 13
1.3. Планирование на предприятии: сущность и виды 22
2. МЕТОДИКА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 31
2.1. Система прогнозов и планов: основы их сопряжения 31
2.2. Методы прогнозирования и планирования 39
2.3. Разработка бизнес-плана предприятия 51
3. РАЗРАБОТКА ПЛАНА-ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГЕОМАШ») 56
3.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Геомаш» 56
3.2. Разработка бизнес-плана предприятия ОАО «Геомаш» 62
3.3. Расчет эффективности плана развития ОАО «Геомаш» 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 106
Приложение А. Структура пассива баланса ОАО «Геомаш» 109
Приложение Б. Структура актива баланса ОАО «Геомаш» 110
Приложение В. Резюме ОАО «Геомаш» 111
Приложение Г. Поставщики ОАО «Геомаш» 114
Приложение Д. Конкуренты ОАО «Геомаш» 116
Приложение Ж. SWOT-анализ ОАО «Геомаш» 118
Окончание таблицы 8
Буровые установки | 2010 г. (1,32 х цена 2009 г.) | 2011 г. (1,42 х цена 2010 г.) |
ББУ-000 (ЭД) | 374,3 | 531,5 |
ББУ-000 (ДВС) | 506,6 | 718,5 |
На
основании таблиц 7 и 8 рассчитаем объемы
продаж в денежном выражении (таблица
9).
Таблица 9 - Объем продаж в денежном выражении, тыс.руб.
Буровые
установки
Буровые установки |
2010 г. | ||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | |
24776,3 | 24776,3 | 24776,3 | 28662,8 | 28662,8 | 28662,8 | 30927 | |
2010 г. | |||||||
Август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Всего | ||
30927 | 30927 | 28618,6 | 28618,6 | 28618,6 | 338954,1 | ||
2011 г. | |||||||
1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | Всего | |||
|
108306 | 133983 | 120475 | 139408 | 502173 | ||
|
Продвижение товаров на рынок производится за счет участия в выставках, размещения рекламы в печатных изданиях и на электронных носителях, а также в ходе телефонных переговоров при проведении маркетинговых исследований. Для потенциальных потребителей проводятся презентации, а также адресная рассылка рекламных буклетов и видео материалов. Выставочные мероприятия и размещение рекламы в печати недостаточно взаимосвязаны с географической сегментацией. В настоящее время в ОАО «Геомаш» отсутствуют буклеты, листовки, видеоматериалы должного качества и соответствующие фирменному стилю предприятия.
Реализация
произведенной продукции
Для
ОАО «Геомаш» основным каналом сбыта
являются прямые продажи. Помимо этого
у предприятия имеется
ЗАО «Геомаш-Центр» является одним из ведущих дилеров ОАО «Геомаш», много лет ЗАО «Геомаш-Центр» остается крупнейшим реализатором продукции ОАО «Геомаш» в Поволжье, Центральном и Центрально-Чернозёмном регионах России. Региональное представительство, расположенное в Краснодаре осуществляет поставки в Южном Федеральном округе. ЗАО «Геомаш-Север» и ООО «Потенциал Центральной Сибири» осуществляют реализацию продукции ОАО «Геомаш» в Сибирь и на Дальний Восток. Значительный территориальный охват предполагает большие объёмы поставок: в Тюмень в среднем за год уходит 40 единиц техники, а в Томск - 25.
Все остальные компании приобретают продукцию ОАО «Геомаш» не для свободной продажи, а для собственных нужд. Крупнейшими потребителями здесь являются ОАО «Газпром», ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Славнефть». Поставки в ОАО «Волгагеология», ОАО «Востокгазпром» и ЗАО «Геофизика» не только не регулярны, но и в последнее время крайне незначительны.
Предприятие реализует широкий спектр буровых установок и инструмента, применяемых в различных сегментах рынка для проведения буровых работ. Сегментация осуществляется как по географическому признаку, так и по видам работ. Имеется потенциал для расширения номенклатуры продукции, который зависит от выполнения двух задач. Во-первых, это широкомасштабное исследование рынка и определение ключевых направлений деятельности, во-вторых, оптимизация производственных процессов.
Жизненный цикл основных продуктов составляет несколько лет без модернизации, и более десяти лет с учетом внесения конструктивных изменений. Таким образом, по всей номенклатуре продукции можно определить жизненный цикл, на какой стадии жизненного цикла находится продукт, долю продукта в общем, продуктовом портфеле.
Несмотря на регулярную модернизацию продукции и разработку новой продукции формирование рынка под новую продукцию происходит слабо. Имеется ограниченная информация о доли рынка, которую занимает предприятие, насколько твердо предприятие удерживает свои позиции, каковы тенденции в изменении ее доли рынка. Проводимые исследования рынка не обеспечивают заинтересованных лиц информацией, о том насколько продукция предприятия удовлетворяет потребности покупателей, и не позволяют принимать обоснованные управленческие решения.
В
настоящее время структура
Система оформления заказов от потребителя функционирует в целом хорошо и включает в себя получение заказов, их обработку и выполнение. Заказы поступают по почте, телефону, через компьютерную сеть, в результате личных визитов представителей заказчика. Обрабатываются заказы своевременно. Выполнение заказа очень часто осуществляется несвоевременно. Отрицательным фактором являются изменения в спецификации поставки, которые вносятся после подписания договора. В запасах предприятия не всегда присутствуют необходимые инструменты и запасные части, поэтому возможность осуществления срочных поставок ограничена. Вопросы местонахождения готовой продукции (на складе производителя, на складах предприятия) урегулированы. Логистические цепочки поставки продукции отработаны, существуют различные формы доставки продукции потребителю в зависимости от его потребностей. Выполнение гарантийного и послегарантийного обслуживания в целом производится своевременно, но в связи с ростом количества отгрузок на ОАО «Геомаш» необходимо создать сервисную службу для своевременного реагирования на запросы покупателей.
Закрепление персональных менеджеров службы продаж за клиентами осуществляется в настоящее время по сегментам рынка. Информация об имеющихся потребителях и географическая сегментация недостаточно систематизирована. Мероприятия по формированию прикладной аналитики о структуре рынка и потребителях проводятся.
На ОАО «Геомаш» отсутствует эффективная система управления товарными запасами, учитывающая как продукцию, находящуюся в изготовлении, так и продукцию, находящуюся в собственности предприятия.
Взаимодействие службы сбыта и отдела маркетинга в целом соответствует решению задач по продвижению продукции на рынок.
Ценообразование строится по принципу себестоимость плюс доля прибыли. В политике ценообразования предприятие имеет возможность регулировать уровень себестоимости как по закупаемой продукции, так по расходам на содержание компании. При формировании цен на отпускаемую продукцию предприятие в меньшей степени ориентируется на цены конкурентов. Предприятие самостоятельно устанавливает цены на буровые установки потому, что его продукция отличается по конструктивным решениям и исполнению от продукции конкурентов. Буровой инструмент, кроме крупных конкурентов производят множество мелких производителей, и поэтому при установлении цены на инструмент предприятие в большей степени ориентируется на цены рынка. Реализация продукции производится по ценам, зафиксированным в прайс-листах. При формировании цен учитывается покупательская способность потребителей. При повышении цены на закупаемую продукцию, сырье и материалы предприятие производит корректировку отпускной цены.
На предприятии существует процедура установления обратной связи с покупателями посредством сайта, письменных и телефонных запросов. Реализация продукции производится по ценам, зафиксированным в прайс-листах. При формировании цен учитывается покупательская способность потребителей. При повышении цены на закупаемую продукцию, сырье и материалы предприятие производит корректировку отпускной цены.
Послегарантийное обслуживание продукции производится заводом-производителем. Покупатели имеют возможность вызвать представителей завода в относительно короткие сроки для устранения неполадок.
Отслеживание проданного товара по номенклатуре и датам поставки не носит систематического характера. Отношение к торговой марке у покупателей хорошее.
Основным недостатком маркетинга на предприятии является недостаточная плановость и завершенность проводимых мероприятий.
Составим план производства продукции на ОАО «Геомаш» (таблица 10).
Планируемая доля запасов составляет 13%, а доля потерь – 5%.
Планируемое рабочее расписание:
- режим работы – 2 смены;
- продолжительность смены – 8 часов;
- количество рабочих дней в месяц – 21 день;
- количество рабочих дней в году – 249 дней;
- регламентированные простои – 2%;
- производительность труда – 26 буровых установок в месяц.
Таким
образом, максимально возможный
объем выпуска в месяц
в
квартал: (8 часов х 2 смены х 3 месяца
х 26 штук) – 2% = 1223 шт.
Таблица 10 - План производства на 2010 -2011 годы
Период | План. объем продаж, шт. | План. объем запасов, шт. | План. объем потерь, шт. | Расчетный объем
производства, шт. |
Максимально возможный объем выпуска, шт. | Загрузка производ. мощностей, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 = 2+3+4 | 6 | 7 = 5/6*100 |
| ||||||
янв. | 26 | 3 | 1 | 30 | 408 | 7,4 |
февр. | 26 | 3 | 1 | 30 | 408 | 7,4 |
март | 25 | 3 | 1 | 29 | 408 | 7,1 |
апр. | 27 | 4 | 1 | 32 | 408 | 7,8 |
май. | 28 | 4 | 1 | 33 | 408 | 8,1 |
июнь. | 27 | 3 | 1 | 31 | 408 | 7,6 |
июль. | 27 | 3 | 1 | 31 | 408 | 7,6 |
авг. | 27 | 3 | 1 | 31 | 408 | 7,6 |
сент. | 26 | 3 | 1 | 30 | 408 | 7,4 |
окт. | 33 | 4 | 2 | 39 | 408 | 9,5 |
нояб. | 32 | 4 | 2 | 38 | 408 | 9,3 |
дек. | 33 | 4 | 2 | 39 | 408 | 9,5 |
ИТОГО: | 337 | 41 | 15 | 393 | 4896 | 8,1 |
2011 год | ||||||
1 кв. | 77 | 10 | 4 | 91 | 1223 | 7,4 |
2 кв. | 83 | 11 | 4 | 98 | 1223 | 8,1 |
3 кв. | 94 | 12 | 5 | 111 | 1223 | 9,1 |
4 кв. | 101 | 13 | 5 | 119 | 1223 | 9,7 |
ИТОГО: | 29700 | 355 | 46 | 18 | 419 | 14676 | 2,9 |
Информация о работе Планирование и прогнозирование на предприятии