Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание

Проблема низкой ликвидности дебиторской и кредиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Введение ………3
1.Экономическое содержание дебиторской и
кредиторской задолженности…………………………………………………………6
1.1.Принцип формирования активов организации ………6
1.2 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности…...11
1.3. Роль и оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности
на управление оборотными активами……………………………………………….15
2. Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………20
2.1 Алгоритм формирования политики управления дебиторской
задолженностью организации………………………………………………………..20
2.2. Формирование политики управления кредиторской задолженности.
Расчет отдельных этапов политики управления задолженностью
предприятия ООО «N»………………………………………………………………26
Заключение ……...37
Список литературы ……...40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИН.МЕН. ОТЛ.555.doc

— 504.50 Кб (Скачать документ)

Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности, в частности бухгалтерского баланса и расшифровок к балансу.

 

1.3. Роль и оценка влияния дебиторской и кредиторской  задолженности на управление оборотными активами

Один из важнейших критериев финансового состояния предприятия — его платежеспособность. При анализе финансо­вого состояния предприятия различают долгосрочную и теку­щую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособно­стью понимается способность предприятия рассчитаться по сво­им долгосрочным обязательствам.

Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам принято называть ликвидностью (текущей пла­тежеспособностью). Иначе говоря, предприятие считается лик­видным, когда оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства.

Любых внешних партнеров предприятия (кредиторов, инве­сторов, собственников, фискальные службы) прежде всего инте­ресует его возможность своевременно и в полной сумме рассчи­тываться по текущим обязательствам.

Как отмечает в работе профессор Э.И. Крылова, в финансовом анализе применяются две концепции ликвидности.

1.           Под краткосрочной ликвидностью (до 1 года) понимается способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства.

2.           Под ликвидностью понимается готовность и скорость, с которой текущие активы могут быть превращены в денежные средства.

              Существует несколько степеней ликвидности. Более значительная недостаточность ликвидности означает не­способность предприятия оплатить свои текущие обязательства и долги. Это может повредить кредитному рейтингу предпри­ятия, привести к отказу от дополнительной деятельности, к про­даже долгосрочных вложений и активов, а при ухудшении поло­жения – к неплатежеспособности и банкротству. [16, c.70]

              Таким образом, замедление оборачивае­мости активов, снижение их ликвидности, рост просроченных обязательств, является причиной неплатежеспособности пред­приятий

              Дебиторская задолженность — один из элементов (как пра­вило, количественно значительный) оборотных активов пред­приятия, кредиторская задолженность — один из заемных ис­точников покрытия оборотных активов (также,  как правило, значительный по сумме).

              По мнению А.А. Володина, современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторско-кредиторской задолженности и очень высокий ее уровень. При этом как отмечает автор, пока не будут сокращены неплатежи и дебиторско-кредиторская задолжен­ность, добиться серьезного экономического роста будет невозмож­но. Зависимости здесь следующие: в одном направлении — спад производства, неплатежи, рост дебиторско-кредиторской задол­женности, что становится тормозом развития предприятий и эко­номики, в другом — сокращение и ликвидация неплатежей и за­долженности как основа повышения эффективности деятельнос­ти предприятий и появление у них возможности использования рыночных механизмов, а затем уже есте­ственный экономический рост. [14, c.121]

              Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия. Отсюда и необходимость серь­езного внимания к ней, к анализу ее, к управлению ею.

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженнос­тью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятие обычно следят за соотношением между ними. В то же время в ус­ловиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторское задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:

                  задолженность покупателей и заказчиков;

                  векселя к получению;

                  задолженность дочерних и зависимых обществ;

                  задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

                  авансы выданные;

                  прочие дебиторы.

              В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчи­ков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для пред­приятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебитор­ской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное полу­чение этой задолженности

Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность является, фактором, который оп­ределяет следующее:

                  размер и структуру оборотных активов предприятия;

                  размер и структуру выручки от продаж;

                  длительность финансового цикла предприятия;

                  оборачиваемость оборотных активов и активов в целом;

                  ликвидность и платежеспособность предприятия;

                  источники денежных средств предприятия.

В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятий сильно изменены за счет большой доли дебиторской за­долженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%. Такой же разброс между полученной и неполучен­ной частями выручки от продаж. Естественно, значительные раз­меры дебиторской задолженности замедляют ее оборачиваемость, а также оборачиваемость оборотных активов и активов в целом, увеличивают длительность финансового цикла предприятия. К. тому же увеличенная дебиторская задолженность требует дополнительных источников денежных средств

              При всем выше сказанном, мы не можем не отметить, что в отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны и не могут быть резки изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, суще­ственно зависящий от принятой в компании политики в отноше­нии покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолжен­ность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т. е. она в принципе невыгодна предприятию, как спра­ведливо отмечает В.В. Ковалев, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. И теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, од­нако этого не происходит по многим причинам, в частности указанным нами выше.. [8, c.284]

              Почему из всех элементов оборотных активов и источни­ков их финансирования мы выбрали для сопоставления обора­чиваемости лишь дебиторскую и кредиторскую задолженность? Особая важность такого сопоставления состоит в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам кредиторам. Как мы отмечали выше дебиторская задолженность — это главным образом долги покупателей, т.е. те долги, на базе ко­торых формируется выручка от продаж. Кредиторская задол­женность — это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному налогу, т.е. те долги, на базе которых в значительной степени формируют­ся затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при ус­ловии рентабельности продаж нормальная дебиторская задол­женность за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение верно только в случае, когда оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности равны.

              При соблюдении всех выше перечисленных условий проблемы просроченной задолженности просто не было бы. Она возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгод­ного для предприятия соотношения установленных сроков пла­тежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т. д.

              Тогда появляются просроченные долги предприятия, управ­лять которыми необходимо уже не финансовыми, а юридичес­кими методами.

              Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости де­биторской и кредиторской задолженности — это одно из усло­вий отсутствия сбоев в деятельности предприятия и осуществ­ления им нормальных циклов деятельности.

              Однако, на практике описанных идеальных условий, как правило, не бывает. В связи с чем, финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, так как мы отмечали выше, чрезмерное увеличение приводит к падению платежеспособности предприятия.

 


2. Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

 

              2.2. Алгоритм формирования политики управления дебиторской задолженностью организации

 

В деятельности любого предприятия всегда присутствует дебиторская задолженность, разница состоит лишь в том, что для одних предприятий удельный вес задолженности занимает незначительный вес в активах, для других, наоборот, ее наличие является серьезной проблемой.

              Как мы указывали выше, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общей системы управления оборотными активами предпри­ятия, и заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности, по мнению М.Г. Лапуста с соавторами, определяется не только стремлением к максими­зации денежных потоков предприятия (получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие), но и желанием снизить его издержки, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской за­долженности должно быть профинансировано каким-либо способом. [8, c.285]

Политику управления дебиторской задолженностью назы­вают еще кредитной политикой предприятия, хотя это по мнению Ю.А. Арутюнова, не со­всем верно. Кредитная политика — это принятие решения  том, кому из покупателей предоставлять платежный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.

Управление дебиторской задолженностью, по мнению автора, намного шире и включает в себя систему методов проведения расчетов за отгру­женную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами [1, c.243]

                            Процесс управления дебиторской задолженностью В. А. Щербаков представил следующим алгоритмом:

 организация учета и анализ дебиторской задолженности за предыдущий и отчетный периоды;

 формирование кредитной политики предприятия;

 формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

 выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности;

 разработка системы контроля за состоянием и своевременной    инкассацией дебиторской задолженности;

 разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью. [18]

                            Рассмотрим каждый из этапов более подробно. Итак, анализ дебиторской задолженности компании в предшествующем периоде включает оценку состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры; формирование аналитической информации, позволяющей прогнозировать дебиторскую задолженность; разработку порядка расчетов и  обоснование условий предоставления кредита отдельным покупателям; определение реальной стоимости дебиторской задолженности в условиях меняющейся покупательной способности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

                            В табл. 2.1 представим изменение структуры дебиторской задолженности организации ООО «N» используя данные приложения 1

Таблица 2.1

Динамика структуры дебиторской задолженности ООО «N»

 

 

На начало

На конец

Изменения за

Наименование показателя

периода

периода

период (+,-)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс.

в%к

тыс.

в%к

тыс.

в %

итог

 

руб.

итогу

руб.

итогу

руб.

Дебиторская задолженность

 

 

 

 

 

 

(платежи  ожидаются в течение

 

 

 

 

 

 

12 мес. После отчетной даты)

52163

100

121172

100

69009

132,3

В том числе

 

 

 

 

 

 

Покупатели и заказчики

52043

99,7

88421

72,9

36378

69,9

Авансы выданные

120

0,3

32751

27,1

32631

27192,5

Информация о работе Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью