Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа
Проблема низкой ликвидности дебиторской и кредиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской и кредиторской задолженности.
Введение ………3
1.Экономическое содержание дебиторской и
кредиторской задолженности…………………………………………………………6
1.1.Принцип формирования активов организации ………6
1.2 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности…...11
1.3. Роль и оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности
на управление оборотными активами……………………………………………….15
2. Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………20
2.1 Алгоритм формирования политики управления дебиторской
задолженностью организации………………………………………………………..20
2.2. Формирование политики управления кредиторской задолженности.
Расчет отдельных этапов политики управления задолженностью
предприятия ООО «N»………………………………………………………………26
Заключение ……...37
Список литературы ……...40
Анализ кредиторской задолженности предприятия проводится на основе использования его финансовой отчетности, в частности бухгалтерского баланса и расшифровок к балансу.
1.3. Роль и оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на управление оборотными активами
Один из важнейших критериев финансового состояния предприятия — его платежеспособность. При анализе финансового состояния предприятия различают долгосрочную и текущую платежеспособность. Под долгосрочной платежеспособностью понимается способность предприятия рассчитаться по своим долгосрочным обязательствам.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам принято называть ликвидностью (текущей платежеспособностью). Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, когда оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства.
Любых внешних партнеров предприятия (кредиторов, инвесторов, собственников, фискальные службы) прежде всего интересует его возможность своевременно и в полной сумме рассчитываться по текущим обязательствам.
Как отмечает в работе профессор Э.И. Крылова, в финансовом анализе применяются две концепции ликвидности.
1. Под краткосрочной ликвидностью (до 1 года) понимается способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства.
2. Под ликвидностью понимается готовность и скорость, с которой текущие активы могут быть превращены в денежные средства.
Существует несколько степеней ликвидности. Более значительная недостаточность ликвидности означает неспособность предприятия оплатить свои текущие обязательства и долги. Это может повредить кредитному рейтингу предприятия, привести к отказу от дополнительной деятельности, к продаже долгосрочных вложений и активов, а при ухудшении положения – к неплатежеспособности и банкротству. [16, c.70]
Таким образом, замедление оборачиваемости активов, снижение их ликвидности, рост просроченных обязательств, является причиной неплатежеспособности предприятий
Дебиторская задолженность — один из элементов (как правило, количественно значительный) оборотных активов предприятия, кредиторская задолженность — один из заемных источников покрытия оборотных активов (также, как правило, значительный по сумме).
По мнению А.А. Володина, современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторско-кредиторской задолженности и очень высокий ее уровень. При этом как отмечает автор, пока не будут сокращены неплатежи и дебиторско-кредиторская задолженность, добиться серьезного экономического роста будет невозможно. Зависимости здесь следующие: в одном направлении — спад производства, неплатежи, рост дебиторско-кредиторской задолженности, что становится тормозом развития предприятий и экономики, в другом — сокращение и ликвидация неплатежей и задолженности как основа повышения эффективности деятельности предприятий и появление у них возможности использования рыночных механизмов, а затем уже естественный экономический рост. [14, c.121]
Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия. Отсюда и необходимость серьезного внимания к ней, к анализу ее, к управлению ею.
Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятие обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторское задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.
В соответствии с бухгалтерской отчетностью в составе дебиторской задолженности учитывается следующее:
задолженность покупателей и заказчиков;
векселя к получению;
задолженность дочерних и зависимых обществ;
задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
авансы выданные;
прочие дебиторы.
В большинстве случаев задолженность покупателей и заказчиков является наибольшей и достигает 90% и более всей дебиторской задолженности. Именно поэтому при управлении дебиторской задолженностью для предприятия очень важно, во-первых, оптимизировать размер дебиторской задолженности, во-вторых, обеспечить своевременное получение этой задолженности
Это особенно важно с учетом того, что влияние инфляции в первую очередь отражается на дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность является, фактором, который определяет следующее:
размер и структуру оборотных активов предприятия;
размер и структуру выручки от продаж;
длительность финансового цикла предприятия;
оборачиваемость оборотных активов и активов в целом;
ликвидность и платежеспособность предприятия;
источники денежных средств предприятия.
В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятий сильно изменены за счет большой доли дебиторской задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%. Такой же разброс между полученной и неполученной частями выручки от продаж. Естественно, значительные размеры дебиторской задолженности замедляют ее оборачиваемость, а также оборачиваемость оборотных активов и активов в целом, увеличивают длительность финансового цикла предприятия. К. тому же увеличенная дебиторская задолженность требует дополнительных источников денежных средств
При всем выше сказанном, мы не можем не отметить, что в отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны и не могут быть резки изменены, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т. е. она в принципе невыгодна предприятию, как справедливо отмечает В.В. Ковалев, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. И теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, однако этого не происходит по многим причинам, в частности указанным нами выше.. [8, c.284]
Почему из всех элементов оборотных активов и источников их финансирования мы выбрали для сопоставления оборачиваемости лишь дебиторскую и кредиторскую задолженность? Особая важность такого сопоставления состоит в следующем: если дебиторы расплачиваются с предприятием своевременно и в полном объеме, предприятие имеет возможность столь же своевременно и полностью расплачиваться по своим долгам кредиторам. Как мы отмечали выше дебиторская задолженность — это главным образом долги покупателей, т.е. те долги, на базе которых формируется выручка от продаж. Кредиторская задолженность — это в основном долги поставщикам, работникам предприятия, бюджету и по единому социальному налогу, т.е. те долги, на базе которых в значительной степени формируются затраты на продаваемую продукцию. Как правило, при условии рентабельности продаж нормальная дебиторская задолженность за какой-то период выше нормальной кредиторской задолженности. Но это утверждение верно только в случае, когда оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности равны.
При соблюдении всех выше перечисленных условий проблемы просроченной задолженности просто не было бы. Она возникает либо из-за нарушения сроков платежей дебиторами, либо из-за невыгодного для предприятия соотношения установленных сроков платежей дебиторов и сроков расчетов с кредиторами, либо из-за убыточности продаж и т. д.
Тогда появляются просроченные долги предприятия, управлять которыми необходимо уже не финансовыми, а юридическими методами.
Таким образом, нормальное состояние оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности — это одно из условий отсутствия сбоев в деятельности предприятия и осуществления им нормальных циклов деятельности.
Однако, на практике описанных идеальных условий, как правило, не бывает. В связи с чем, финансовый менеджер должен осуществлять постоянный мониторинг величины дебиторской задолженности, так как мы отмечали выше, чрезмерное увеличение приводит к падению платежеспособности предприятия.
2. Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
2.2. Алгоритм формирования политики управления дебиторской задолженностью организации
В деятельности любого предприятия всегда присутствует дебиторская задолженность, разница состоит лишь в том, что для одних предприятий удельный вес задолженности занимает незначительный вес в активах, для других, наоборот, ее наличие является серьезной проблемой.
Как мы указывали выше, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общей системы управления оборотными активами предприятия, и заключается в оптимизации общего размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Необходимость правильного управления уровнем дебиторской задолженности, по мнению М.Г. Лапуста с соавторами, определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия (получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие), но и желанием снизить его издержки, возникающие из-за того, что любое увеличение дебиторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом. [8, c.285]
Политику управления дебиторской задолженностью называют еще кредитной политикой предприятия, хотя это по мнению Ю.А. Арутюнова, не совсем верно. Кредитная политика — это принятие решения том, кому из покупателей предоставлять платежный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.
Управление дебиторской задолженностью, по мнению автора, намного шире и включает в себя систему методов проведения расчетов за отгруженную продукцию и услуги, взыскание просроченных долгов, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами [1, c.243]
Процесс управления дебиторской задолженностью В. А. Щербаков представил следующим алгоритмом:
организация учета и анализ дебиторской задолженности за предыдущий и отчетный периоды;
формирование кредитной политики предприятия;
формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности;
разработка системы контроля за состоянием и своевременной инкассацией дебиторской задолженности;
разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью. [18]
Рассмотрим каждый из этапов более подробно. Итак, анализ дебиторской задолженности компании в предшествующем периоде включает оценку состояния дебиторской задолженности, ее состава и структуры; формирование аналитической информации, позволяющей прогнозировать дебиторскую задолженность; разработку порядка расчетов и обоснование условий предоставления кредита отдельным покупателям; определение реальной стоимости дебиторской задолженности в условиях меняющейся покупательной способности; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.
В табл. 2.1 представим изменение структуры дебиторской задолженности организации ООО «N» используя данные приложения 1
Таблица 2.1
Динамика структуры дебиторской задолженности ООО «N»
| На начало | На конец | Изменения за | |||
Наименование показателя | периода | периода | период (+,-) | |||
|
|
|
|
|
|
|
| тыс. | в%к | тыс. | в%к | тыс. | в % итог |
| руб. | итогу | руб. | итогу | руб. | |
Дебиторская задолженность |
|
|
|
|
|
|
(платежи ожидаются в течение |
|
|
|
|
|
|
12 мес. После отчетной даты) | 52163 | 100 | 121172 | 100 | 69009 | 132,3 |
В том числе |
|
|
|
|
|
|
Покупатели и заказчики | 52043 | 99,7 | 88421 | 72,9 | 36378 | 69,9 |
Авансы выданные | 120 | 0,3 | 32751 | 27,1 | 32631 | 27192,5 |
Информация о работе Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью