Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание

Проблема низкой ликвидности дебиторской и кредиторской задолженности становится ключевой проблемой почти каждой организации. В свою очередь, она расчленяется на несколько других проблем: оптимальный объем, скорость оборота, качество дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Введение ………3
1.Экономическое содержание дебиторской и
кредиторской задолженности…………………………………………………………6
1.1.Принцип формирования активов организации ………6
1.2 Понятие и классификация дебиторской и кредиторской задолженности…...11
1.3. Роль и оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности
на управление оборотными активами……………………………………………….15
2. Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью…………20
2.1 Алгоритм формирования политики управления дебиторской
задолженностью организации………………………………………………………..20
2.2. Формирование политики управления кредиторской задолженности.
Расчет отдельных этапов политики управления задолженностью
предприятия ООО «N»………………………………………………………………26
Заключение ……...37
Список литературы ……...40

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИН.МЕН. ОТЛ.555.doc

— 504.50 Кб (Скачать документ)

Выводы: дебиторская задолженность анализируемого предприятия увеличилась в значительной степени и составила более 132 %. Увеличение произошло по всем статьям задолженности, в большей степени по выданным авансам, и хотя дебиторская задолженность относится к быстрореализуемым активам, но при изменении финансового положения должника могут возникнуть трудности в быстром ее погашении.

 

              Следующим этапом управления дебиторской задолженностью, является формирования кредитной политики, цель которой получение дополнительной прибыли за счет стимулирования роста объема продаж. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации. [8, c.285]

              На проведение кредитной политики оказывает влияние целый ряд факторов:

      экономические условия (в периоды общего экономического спада проводится более либеральная кредитная политика, чтобы стимулировать покупателей. При по­вышении спроса предприятие проводит более жесткую кредитную политику)

      место предприятия на рынке (при наличии значительного числа предприятий, производящих аналогичный товар, компания проводит более либеральную кредитную поли­тику).

      характер поставляемой продукции (по товарам длительного пользования срок кредитования, как правило, больше).

      финансовое состояние покупателей, заказчиком.

              При этом, определяя тип кредитной политики нельзя не иметь ввиду, по мнению В.А. Щербакова, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. [18]

Инкассация дебиторской задолженности. Инкассация состоит в увеличении объема и скорости денежных потоков от дебиторской задолженности. Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы: возраст самого старого долга; общий объем просроченных платежей; дату открытия счета; своевременность прежних платежей; величину кредита клиента, которая принята к утверждению; статус клиента, который может потребовать особого отношения; условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.             

Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

ПИдз = ДЗср/Оо,                         

где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;
Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

 

Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.

              Выбор форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента новые формы управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование. Это ускоренный перевод дебиторской задолженности в другие формы оборотных активов компании, такие как денежные средства, высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. В настоящее время основными формами рефинансирования дебиторской задолженности являются факторинг, форфейтинг, учет векселей, выданных покупателями продукции

Контроль за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Создание и использование механизма внутреннего контроля дебиторской задолженности покупателей позволяет компании минимизировать риски ее недопустимого увеличения или непогашения.

Приемы контроля дебиторской задолженности включают:

      использование метода ABC для группировки клиентов в зависимости от размера дебиторской задолженности для определения приоритетов работы с дебиторами. В категорию «А» включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности (так называемые проблемные кредиты), в категорию «В» - кредиты средних размеров, в категорию «С» - остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности компании;

      лимитирование дебиторской задолженности по покупателям;

      пересмотр соотношения продаж в кредит и по предоплате в зависимости от кредитной истории потребителя;

      ведение оперативного учета методом документальной сверки;

      анализ дебиторской задолженности по видам продукции с целью выявления наименее выгодных с точки зрения инкассации товаров, ориентация  на возможно большее число покупателей для уменьшения совокупного риска неуплаты;

      ускорение средней оборачиваемости задолженности индивидуальных дебиторов (сумма поставки, умноженная на число дней с момента получения продукции потребителем до момента инкассации поступивших денежных средств);

      контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и сбалансированностью тенденций их изменений, предоставление скидок при досрочной оплате с  целью повышения коэффициента инкассации;

      контроль за расчетами с покупателями по отсроченным или просроченным задолженностям.

              Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предполагает, прежде всего, как мы отмечали выше, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденои. Важным является расчет качественных показателей состояния задолженности [17, c.328]

1. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение от продажи к средней величине дебиторской задолженности.

Коэффициент показывает, сколько раз задолженность образуется в течение изучаемого периода, и характеризует скорость, с которой дебиторская задолженность будет превращена в денежные средства, то есть ликвидность предприятия.

2. Оборачиваемость дебиторской задолженности может быть рассчитана в днях. Этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое для ее возврата Период оборота дебиторской задолженности определяется по формуле

 

При проведении целесообразно рассчитать коэффициент отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность, отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от продажи продукции  и долю сомнительной дебиторской задолженности в составе дебиторской задол­женности. Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задолжен­ности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности. [10, c.235]

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных  активов.

4. Отношение средней величины дебиторской задолженности к выручке от продажи продукции

5. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности

Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными дол­гами и означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолжен­ность, определенная часть не будет получена. Как отмечает Л.А. Кондаурова, для управления данной задолженностью необходимо сформировать кар­тотеку дебиторов, где наряду с такими показателями как размеры, сроки возвра­та по отдельным долгам нужно рассчитать средний срок возврата по всем деби­торам

Расчет  показателей оборачиваемости приведен в табл. 2.3. на стр. 27

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что залогом эффективной политики управления дебиторской задолженнос­тью является построение на предприятии системы контроля ее со­стояния. Если на крупных предприятиях в основе этого процесса лежит установление функционального распределения между цент­рами ответственности, то на малых предприятиях вопросам управ­ления дебиторской задолженностью должен уделять внимание сам руководитель предприятия.

 

2.2. Формирование политики управления кредиторской задолженности. Расчет отдельных этапов политики управления задолженностью предприятия  ООО «N»

 

Политика управления кредиторской задолженностью, как часть общей финансовой политики предприятия, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении ее своевременной и в необходимых размерах выплаты (погашения) кредиторам компании. . [5, с. 96]

При этом основной задачей управления кредиторской задолженностью является оптимизация размера кредиторской задолженности за расчеты с поставщиками (за товарный (коммерческий) кредит), на которую приходится значительный объем кредиторской задолженности российских компаний.

Процесс разработки политики управления кредиторской задолженностью организации может быть представлен следующим алгоритмом:

   анализ кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде;

   определение состава и оптимизации структуры кредиторской задолженности компании в предстоящем периоде;

   разработка  системы коэффициентов для  управления кредиторской задолженностью;

   приведение структуры кредиторской задолженности в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами;

   установление периодичности выплат по отдельным видам кредиторской задолженности;

   оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде

   обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности. [19].

Анализ кредиторской  задолженности компании в предшествующем периоде заключается в выявлении потенциала формирования заемных финансовых средств компании за счет этого источника. Анализ включает четыре этапа.

I          этап. Исследование динамики общей суммы кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде, определение изменения ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.

              В табл. 2 представим изменение структуры кредиторской задолженности организации ООО «N» используя данные приложения 1

Таблица 2.2

Динамика структуры кредиторской задолженности ООО «N»

 

Наименование показателя

На начало периода

На конец периода

Изменения за период (-. -

 

 

тыс.

в%к

тыс.

в%к

тыс.

в % г

 

руб.

итогу

руб.

итогу

руб.

итогг

Кредиторская задолженность, всего

573184

100

739134

100

165950

28,95

В том числе

 

 

 

 

 

Поставщикам и подрядчикам

425898

74,30

489826

66,27

63928

15,01

Задолженность перед персоналом

5086

0,88

22164

3,0

17078

335,7

Задолженность перед государствен­ными внебюджетными фондами

1919

0,34

3194

0,43

1275

66,4

Задолженность по налогам и сборам

29982

5,23

-

-

-

-

Авансы полученные

101025

17,63

10008

1,36

-91017

-90,09

Прочие кредиторы

9274

1,62

213942

28,9

204668

2206,9

Информация о работе Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью