Разработка стратегического плана фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Введение
Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического планирования на предприятии - не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты методики разработки стратегического плана предприятия
1.1 Основные понятия и этапы разработки стратегического плана
1.2 Требования к разработке стратегического плана
2. Стратегическая деятельность предприятия
2.1 Анализ стратегической деятельности ООО "Усолье"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды
2.3 Стратегический план ООО "Усолье"
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.40 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО "Башкирский государственный  университет"

Стерлитамакский филиал

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Стратегический менеджмент"

на тему: "Разработка стратегического  плана фирмы" (на примере ООО "Усолье")

 

 

 

Выполнил: студент IV курса  ОЗО (6лет)

"Антикризисное управление",

группа № 41

Проверил: к. э. н., доцент Ганюта О.Н.

 

 

 

 

 

Стерлитамак 2011

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты  методики разработки стратегического  плана предприятия

1.1 Основные понятия и  этапы разработки стратегического  плана

1.2 Требования к разработке  стратегического плана

2. Стратегическая деятельность  предприятия

2.1 Анализ стратегической  деятельности ООО "Усолье"

2.2 Анализ внешней и  внутренней среды

2.3 Стратегический план  ООО "Усолье"

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

 

Введение

 

Современная стадия развития российской экономики такова, что  предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней  среды, ассортимент продукции и  услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического  планирования на предприятии - не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная  необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента  по адаптации предприятия к новым  реалиям уже недостаточно. Предприятие  без ясной и эффективной стратегии  развития - это не бизнес, а набор  активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции  на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

Безусловно, идеальных планов, которые будут выполнены в  точности, как это задумывалось первоначально, не существует. Планы разрабатываются  для определения стратегии и  тактики, а жизнь регулярно вносит в них свои коррективы. Однако следует  понимать, что для руководителей  предприятий важен сам процесс  планирования как таковой. Он позволяет  мобилизовать необходимые ресурсы  для достижения совершенно определенных целей и превратить процесс принятия управленческих решений из хаотичного - в хорошо организованный, последовательный и логичный.

Стратегическое планирование - это выработка стратеги с помощью  формализованной процедуры, расписанной  по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.

На сегодняшний день это  последнее достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в  менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в  нем задействованы специалисты  подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек. А стратегический план - это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному  трафарету с соответствующей  степенью детализации. Проецируя все  сказанное выше на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в  жесткую конкуренцию как между  собой, так и с иностранными корпорациями.

Из вышесказанного, можно  сделать вывод о том, что разработка стратегического плана предприятия - это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена курсовая работа.

Целью работы является разработка стратегического плана для ООО "Усолье". В соответствии с целью  в данной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

?рассмотреть теоретические  аспекты стратегического планирования  предприятия;

?рассмотреть основные  понятия и этапы разработки  стратегического плана;

?рассмотреть стратегическую  деятельность предприятия;

?проанализировать внешнюю  и внутреннюю среду предприятия;

?разработать стратегический  план предприятия;

?обобщить полученный материал  в данной работе и сделать  выводы.

Объектом исследования является ООО "Усолье" (г. Стерлитамак).

Предметом исследования курсовой работы являются механизмы, правила  разработки и обоснования стратегии  развития предприятия.

В зарубежной и отечественной  научной литературе подходы к  изучению проблем стратегического  управления достаточно разнообразны, не существует единой теоретической  концепции, раскрывающей вопросы разработки стратегического плана предприятия. Базовые теоретические и методологические положения по проблемам стратегического планирования изложены в работах известных российских учёных Басовкого Л.Е., Бухалкова М.И., Волкова О.И., Левашова Д.Н., Логинова Г.В., Шмелева В.В., Завьялова П.С., Голубкова Е.П., Идрисова А., Селезнёва А.З., Фатхутдинова Р.А., Виханского О.С., Зуба А.Т., Райзберга Б.А., Юданова А.Ю., Панкрухина А.Г., Поршнева и др.

1. Теоретические аспекты  методики разработки стратегического  плана предприятия

 

1.1 Основные понятия и  этапы разработки стратегического  плана

 

План - это документ, содержащий систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению  социально-экономических задач. В  нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. По содержанию и периоду планы могут быть:

стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет);

тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее) .

Планы классифицируются также  на: проблемные, комплексные, локальные.

Требования к планам:

. Соответствие объективным  экономическим законам;

. Учёт потребностей рынка;

. Научное обоснование;

. Рассмотрение нескольких  вариантов и выбор оптимального;

. Нацеленность на высокие  конечные результаты;

. Учёт экологических требований.

Система планов предполагает наличие:

стратегического плана;

текущего плана;

оперативно-календарного плана;

бизнес-плана.

Каждый из планов имеет  своё назначение и особенности.

Разработано много форм планирования, но наибольшее распространение получили:

Директивное планирование. Такое  планирование предполагает доведение  плановых заданий до всех звеньев  экономики и обязательных к выполнению. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов и принимают силу закона.

Индикативное планирование. Это сочетание интересов государства  и предпринимателей. Такое планирование носит рекомендательный характер.

Стратегическое планирование. Это процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритета и  формирование механизма по их реализации. В курсовой работе мы будем исследовать  данное направление.

Тактическое планирование. Это  разработка мероприятий на реализацию целей стратегического планирования.

Оперативное планирование. Это  планирование, которое осуществляется предприятием каждый день.

А. Чандлер, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия - "это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей". В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:

Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций фирмы.

Сформулированная стратегия  должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит  в том, чтобы, во-первых, сосредоточить  внимание на определённых участках или  возможностях, во-вторых, отбросить  все остальные возможности как  несовместимые со стратегией.

Необходимость в данной стратегии  отпадает, как только реальный ход  событий выведет организацию  на желаемое развитие.

В ходе формулирования стратегий  нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий. Поэтому  приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах.

При появлении более точной информации может быть поставлена под  сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Процесс реализации стратегии  может быть разделён на два больших  этапа:

а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство  прогнозирования, исследования, расчёта  и выбора альтернатив.

Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости  от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь  одну стратегию, а сложная - несколько  на различных уровнях действия.

Концептуальная модель стратегического  плана позволяет определить следующие  этапы составления стратегического  плана предприятия:

Анализ окружающей среды:

а) внешняя среда;

б) внутренние возможности.

Определение политики предприятия (целеполагание).

Формулирование стратегии  и выбор альтернатив:

а) стратегия маркетинга;

б) финансовая стратегия;

в) стратегия НИОКР;

г) стратегия производства;

д) социальная стратегия;

е) стратегия организационных  изменений;

ж) экологическая стратегия.

Результатом деятельности по предложенной выше схеме составления  стратегического плана предприятия  является документ, называемый "Стратегический план предприятия" и имеющий обычно следующие разделы:

Цели и задачи предприятия;

Текущая деятельность предприятия  и долгосрочные задачи;

Стратегия предприятия (базовая  стратегия, основные стратегические альтернативы);

Функциональные стратегии;

Наиболее значимые проекты;

Описание внешних операций;

Капиталовложения и ресурсное  распределение;

Планирование неожиданностей;

Приложения: Расчёты, справки, другая деловая документация, в том  числе:

а) Объём годовых продаж по группам продуктов;

б) Годовая прибыль и  убытки по подразделениям;

в) Годовой экспорт и  его отношение к объёму продаж по подразделениям;

г) Изменения в наборе продуктов  и доля рынка;

д) Программа ежегодных  капитальных затрат;

е) Годовые денежные потоки;

ж) Баланс на конец последнего года плана;

з) Политика поглощений и  приобретений.

Анализ литературы по стратегическому  планированию в западных фирмах показал, что и количество и содержание этапов составления стратегического  плана, а также сама его форма  могут существенно варьироваться  и зависят от многих факторов, среди  которых основными являются:

Форма собственности предприятия;

Тип предприятия (специализированное или диверсифицированное);

Отраслевая принадлежность предприятия;

Размер предприятия (большое, среднее или малое).

Точно так же не существует единого горизонта стратегического  планирования. В Европе часто встречаются  долгосрочные, 10-летние планы, американцы используют 5-летние планы, а японцы вообще 3-летние.

1.2 Требования к разработке  стратегического плана

 

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты  высшим руководством. Прежде всего, стратегия  большей частью формулируется и  разрабатывается высшим руководством, но её реализация предусматривает участие  всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, организация  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции  и других факторах.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки  зрения перспективы всей организации, а не конкретного индивида. Редко  когда основатель организации может  себе позволить сочетать личные планы  со стратегий организации. Стратегия  предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал организации и её производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придаёт организации определённость и индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность организации в течение продолжительного периода времени, с учётом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Информация о работе Разработка стратегического плана фирмы