Разработка стратегического плана фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Введение
Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического планирования на предприятии - не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты методики разработки стратегического плана предприятия
1.1 Основные понятия и этапы разработки стратегического плана
1.2 Требования к разработке стратегического плана
2. Стратегическая деятельность предприятия
2.1 Анализ стратегической деятельности ООО "Усолье"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды
2.3 Стратегический план ООО "Усолье"
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.40 Кб (Скачать документ)

При изучении непосредственного  окружения предприятия в первую очередь необходимо обратить внимание на одну из главных его составляющих - потребителей. Изучение потребителей позволит предприятию лучше уяснить  то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать, в какой мере покупатели привержены продукту именно данного предприятия, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей, что  ожидает продукт в будущем  и т.д.

Магазин ООО " Усолье" - предприятие, работающее в стерлитамакском районе. Здесь находится область его интересов, поэтому для анализа непосредственного окружения был выбран именно стерлитамакский рынок товаров бытовой химии.

Потенциальными потребителями  этих товаров является население. На рынке товаров бытовой химии  представлено большое множество  разнообразной продукции. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются стиральные порошки, хозяйственное  мыло, жидкости для мытья посуды, пасты для чистки сантехники, краски для волос, средства по уходу за волосами, средства по уходу за полостью рта, средства женской гигиены, средства по уходу за телом, косметические  средства и средства детской гигиены.

Для определения круга  потенциальных потребителей магазина ООО " Усолье" следует проанализировать круг потребительских предпочтений товаров бытовой химии пользующихся спросом у потребителей.

Потребители товаров бытовой  химии после финансового кризиса  склонны оценивать товар в  первую очередь по его стоимости  и легко переходить с потребления  одной марки на другую. Если цена товара выше, чем на аналогичные  товары других фирм, покупатель, несмотря на, приверженность к одной марке  будет покупать более дешевую. Так  обстоит дело с товарами иностранных  производителей, цены на которые значительно  выше аналогичных продуктов отечественного производства.

В виду насыщенности рынка  товарами бытовой химии различных  производителей, предприятия, изготавливающие  эти товары, в большей степени  зависят от потребителя, чем потребитель  от них. Эта зависимость сказывается  еще в том, что обычный потребитель  покупает товары бытовой химии штучно и с периодичностью 1-1,5 месяца, поэтому  конкурентная борьба между предприятиями  должна быть за каждого покупателя.

Вслед за предпочтением товара по цене потребитель основывает свой выбор на товаре, о хороших качествах  которого он уже слышал от других потребителей, или сам убедился в них. Здесь  выигрывает производитель, товар которого повсеместно рекламируется, особенно на телевидении. Потребители товаров  бытовой химии в основном хорошо информированы о предлагаемых товарах, и, услышав рекламу о новом  товаре, не боятся пробовать, если его  стоимость для них приемлемая.

Следующей составляющей непосредственного  окружения любого предприятия являются поставщики. От отношений с ними зависит эффективность работы предприятия, себестоимость и качество выпускаемой  предприятием продукции.

Производители сырья, необходимого для производства товаров бытовой  химии - это крупные российские предприятия. Их немного, они расположены в  основном в центральной части  России или в Сибири, у них большое  число потребителей, как российских, так и зарубежных. Поэтому они  обладают возможностью диктовать свои условия потребителям. На сегодняшний  день многие из них выпускают 85% своей  продукции на экспорт, поэтому часто  выставляют российским потребителям невыгодные условия поставок, на которые те вынуждены соглашаться.

Сегодня выигрывают те отечественные  производители товаров бытовой  химии, которые либо находятся в  непосредственной близости от своих  поставщиков, либо сами производят необходимое  для производства сырье.

Немаловажное место в  стратегическом управлении занимает изучение следующего элемента непосредственного  окружения предприятия - конкурентов, то есть тех, с кем предприятию  приходится бороться за ресурсы, которые  необходимо получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование.

Как уже было сказано раньше, стерлитамакский рынок насыщен товарами бытовой химии. Потребителю предложены различные виды товаров отечественного и импортного производства. Поэтому конкуренция между производителями очень острая.

Изучение конкурентов  направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная среда формируется  не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию  и реализующими ее на одном и том  же рынке. Субъектами конкурентной среды  являются и те фирмы, которые могут  войти на рынок, а также те, которые  производят замещающий продукт. Кроме  них на конкурентную среду организации  оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут  заметно ослабить позицию организации.

Многие фирмы не уделяют  должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации  рынка в случае с появлением замещающего  продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны  фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный  потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

В таких сложных и противоречивых условиях осуществляет ООО " Усолье" свою деятельность, а выстоять в  них и адаптироваться предприятию  должна помочь внутренняя среда.

Далее рассмотрим деятельность отдела маркетинга.

На предприятии имеется  отдел маркетинга во главе с начальником  отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями.

Доля рынка ООО " Усолье" составляет около 20%.

Продукция ООО " Усолье" пользуется спросом у потребителей среднего и старшего возраста со средним  и низким уровнем доходов. Продаваемые  в магазинах товары пользуется спросом, так как они хорошего качества, приемлемые по стоимости, существует доверие  покупателей к предприятию. Руководство  предприятия активно старается  увеличить объем продаж своей  продукции.

Также в целях увеличения прибыли в торговой сети проводятся различные акции.

Для улучшения информированности  потребителей о продаваемых товарах  руководство предприятия использует различные средства воздействия. Одним  из самых важных средств является реклама. Руководство ООО " Усолье" проводит рекламную деятельность с помощью телевидения, радио, выпуском газет и листовок.

Далее рассмотрим деятельность отдела кадров.

Общая численность работников ООО " Усолье" составляет 300 человек. В основном, это квалифицированные  работники, давно работающие на предприятии.

На предприятии выплачиваются  разного рода материальные вознаграждения (к праздникам, на юбилейный день рождения работника). Сотрудники, которые  отработали, на предприятии более 2 лет получают, премию.

На сегодняшний день текучесть  персонала в целом по предприятию  небольшая, это связано в первую очередь с тем, что на предприятии  увеличилась заработная плата.

График работы магазинов  ООО " Усолье": с 8 до 21 часа все  дни недели.

Персонал магазина работает в две смены. По КЗоТу работник должен отработать в месяц 22 дня  и 8 дней ему дается на отдых. Но из-за нехватки продавцов, персонал магазина может работать длительное время  без выходных дней. Из-за этого появляется недовольство работников условиями  труда, и они увольняются.

Парадокс заключается  в том, что занять вакантные места  продавцов, приходит очень много  желающих. Несколько дней они следят за работой продавцов непосредственно  в магазине. Но, пообщавшись с  недовольными условиями труда продавцами, они бросали работу.

Также от выполнения плана  продаж напрямую зависит величина их заработной платы.

Заработная плата всего  персонала также зависит от выполнения плана. План составляется на основе анализа  продаж на каждом филиале.

Фиксированная заработная плата  продавцов составляет 7000 руб. за 22 рабочих  дня.

Далее рассмотрим финансовую деятельность ООО "Усолье".

Предприятие имеет возможности  привлечение долгосрочного и  краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику - задолженности  по налогам практически не имеет.

Предприятие использует две  системы оплаты за продукцию. В основном это предоплата. Но для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

С 2007 года на предприятии  внедрена система жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все  доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия  денежных средств.

Слабым местом финансового  состояния предприятия является то, что кредиторская задолженность  превышает дебиторскую.

Проанализировав финансовые показатели предприятия можно сделать  вывод о том, что ООО " Усолье" имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные тенденции.

2.2 Анализ внешней и  внутренней среды

 

Анализ среды - очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного  отслеживания происходящих в среде  процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а  также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней  среде и их влияния на текущую  деятельность предприятия.

В процессе взаимодействия предприятия  с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие  факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как  должна вести себя организация, чтобы  в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и  обеспечить устойчивое существование  организации

Анализ текущей ситуации на рынке товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий  сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) ООО " Усолье":

. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным;

собственный капитал предприятия  значительно преобладает над  заемным);

. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников  предприятия);

. КФУ в области организации  (эффективная система управления; наличие адекватной организационной  структуры);

. Другие типы КФУ (доверие  потребителей предприятию).

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые  представляют опасность и открывают  новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними  силами, чтобы воспользоваться возможностями  и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы, связанные  с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия

Путем обобщения данных анализа  факторов внешней и внутренней среды  была составлена таблица угроз и  возможностей, слабых и сильных сторон предприятия (Приложение 1). С помощью  проведенного анализа возможностей и угроз, а также сильных и  слабых сторон ООО " Усолье" можно  установить, что предприятие имеет  достаточный потенциал для своего дальнейшего развития. ООО " Усолье" обладает многолетним опытом продаж товаров бытовой химии. А слабыми  сторонами торговой сети отдаленность предприятия от основных поставщиков  товаров.

Поэтому предприятию необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемых  товаров, необходимо провести маркетинговые  исследования для того, чтобы выявить  какие новинки товаров бытовой  химии предприятие продавать  для расширения ассортимента.

Развитие НТП открывает  новые возможности для производителей, поэтому их необходимо проанализировать с целью поиска новых направлений  деятельности, новых рынков и новых  потребителей. Требуется найти такое  новое направление деятельности предприятия, которое не требовало  бы изменение его структуры и  больших капиталовложений, сочеталось с продажей товаров бытовой химии, имело бы надежных поставщиков, большой  спрос у потребителей и приносило  бы постоянный доход.

Далее мы представим стратегический план развития ООО "Усолье" на 2011-2014 годы по следующей схеме:

.Цели и задачи предприятия;

2.Маркетинговый план;

.Стратегия предприятия  (базовая стратегия, основные  стратегические альтернативы);

.План производства и  реализации продукции;

.План прибыли и рентабельности  продукции;

Информация о работе Разработка стратегического плана фирмы