Разработка стратегического плана фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание

Введение
Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического планирования на предприятии - не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты методики разработки стратегического плана предприятия
1.1 Основные понятия и этапы разработки стратегического плана
1.2 Требования к разработке стратегического плана
2. Стратегическая деятельность предприятия
2.1 Анализ стратегической деятельности ООО "Усолье"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды
2.3 Стратегический план ООО "Усолье"
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.40 Кб (Скачать документ)

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу  из-за ошибок в организации, мотивации  и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности организации. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

Стратегический план разрабатывается  менеджерами организации, но часто  акционеры могут оказывать силовое  давление на его изменение. Менеджменту  организации стоит иметь в  виду этот фактор.

Разработка стратегии  может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с  привлечением специализированной консалтинговой организации. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством организации и как приказ доводится  на все уровни управления.

При разработке "снизу  вверх" каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый отдел, производственные подразделения и т.д.) разрабатывает  свои рекомендации по составлению стратегического  плана в объёме своей компетенции. Затем эти предложения поступают  руководству организации, которое  обобщает их и принимает окончательное  решение. Это позволяет использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с  изучаемыми проблемами и создает  у работников впечатление общности всей организации в разработке стратегии.

Организация может воспользоваться  и услугами консультантов для  исследования организации и выработки  стратегии.

Стратегический план выражен  стратегией организации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В  нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего  звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

Подводя итоги первой главы  можно сделать следующие выводы.

Стратегический план - план, который позволяет планировать  с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные, которых оцениваются с помощью систем анализа.

Стратегическое планирование - это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных  работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с  гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. В процессе развития стратегического планирования создано большое число методов и моделей стратегического анализа, формальных способов решения задач. Пик популярности формального стратегического планирования пришелся на конец 70-х - начало 80-х гг., когда оно воспринималось как панацея, средство решения любых проблем предприятия.

В настоящее время важнейшей  предпосылкой стратегического планирования и роста объемов производства на отечественных предприятиях стало  развитие свободных рыночных отношений, их постоянное и непрерывное совершенствование. Поэтому сейчас стратегическое планирование на отечественных предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких темпов экономического роста на основе поэтапного совершенствования различных производственно-технических  факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения  высокого качества работы персонала  и уровня жизни своих работников. Процесс стратегического планирования по своей сути является доминантой, которой определяются все управленческие функции.

Анализ отечественной  литературы показывает, что, используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди получают в свои руки эффективный  способ оценки цели и направления  развития предприятия. Основная функция  стратегического планирования - обеспечивать основу для управления организацией.

2. Стратегическая деятельность  предприятия

 

2.1 Анализ стратегической  деятельности ООО "Усолье"

 

В качестве объекта исследования я выбрала ООО " Усолье".

Данное предприятие занимается продажей бытовой химии, косметики, парфюмерии, продуктов питания, хозяйственных  товаров и др.

ООО " Усолье" расположен по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Профсоюзная д.14.

Целью и предметом деятельности предприятия является продажа товаров  в розницу.

ООО " Усолье" занимает территорию 1000 метров в городе Стерлитамаке. На этой территории располагается 2-этажное  административное здание. Предприятие  имеет склад - привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые  в магазинах ООО " Усолье"). Уставный капитал ООО "Усолье" составляет 17 млн. руб.

Руководство ООО " Усолье" в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:

совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);

планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный  директор, начальники всех отделов; обсуждаемая  тема: текущая деятельность предприятия);

производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор и коммерческий директор, обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение  новых видов продукции);

На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его  обязанности входит также определение  оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.

Стратегической целью  деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.

Далее рассмотрим анализ факторов внешней среды.

Любое предприятие находится  и функционирует в среде. Каждое действие предприятия возможно только, если среда допускает его осуществления. Но условия нахождения предприятия  постоянно изменяются. Это обусловлено  многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношении  и составляет понятие внешней  среды, которая во многом определяет характер деятельности предприятия. Для  того чтобы определить стратегию  поведения предприятия и провести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное  представление о внешней среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. Внешняя  среда в стратегическом управлении рассматривается, как совокупность двух относительно самостоятельных  подсистем: макроокружения и непосредственного  окружения.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находиться в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло  бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей.

Для результативного изучения состояния компонент макроокружения к организации создается специальная  система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как поведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми  событиями, так и поведение регулярных (обычно раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации  внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных  способов. Наиболее распространенными  способами наблюдений являются:

анализ материалов опубликованных в периодической печати;

анализ опыта деятельности предприятия;

изучение мнения сотрудников  организации;

проведение собраний и  обсуждений внутри организации.

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они  пребывали или пребывают сейчас.

Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения  состояния отдельных факторов и  попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дает необходимый эффект: если она  поддерживается макроокружения, тесно  связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые  в состоянии проследить связь  между данными о состоянии  макроокружения и стратегическими  задачами организации и оценить  эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

Изучение непосредственного  окружения организации направленно  на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация  находиться в непосредственном взаимодействии.

Далее проведём анализ покупателей.

Анализ покупателей как  компоненты непосредственного окружения  предприятия в первую очередь  имеет своей задачей составление  профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый предприятием. Изучение покупателей позволяет организации  лучше уяснить то, на какой объем  продаж можно рассчитывать, в какой  мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько  можно расширить круг потенциальных  покупателей, что ожидает продукт  в будущем и много другое.

Профиль покупателя может  быть составлен по следующим характеристикам:

географическое местоположение;

демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);

социально-психологические  характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и  т.п.);

отношения покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

Изучая покупателя, предприятие  также уясняет для себя, насколько  сильны его позиции по отношению  к ней в процессе торга.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:

соотношение степени зависимости  покупателя от продавца со степенью зависимости  продавца от покупателя;

объем закупок, осуществляемых покупателем;

уровень информированности  покупателя;

наличие замещающих продуктов;

стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;

чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости  осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

Сбыт товаров ООО " Усолье" осуществляется через магазины.

Далее рассмотрим анализ поставщиков.

стратегический план рост продажа

Анализ поставщиков направлен  на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию  различными товарами,

Поставщики товаров, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию  в очень высокую зависимость  от себя. Поэтому при выборе поставщиков  важно глубоко и всесторонне  изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить  такие отношения с ними, которые  обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Конкурентная сила поставщиков  зависит от следующих факторов:

уровень специализированности поставщика;

величина стоимости для  поставщика переключения на других клиентов;

степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;

концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;

важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков  товаров в первую очередь следует  обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

стоимость поставляемого  товара;

гарантия качества поставляемого  товара;

график поставки товаров;

пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

ООО " Усолье" поставляет в розничные магазины: моющие и  чистящие средства, детские подгузники, средства женской гигиены, средства по уходу за волосами, средства по уходу  за телом, стиральные порошки, средства по уходу за полостью рта, а также  косметические средства. Следующими фирмами: "Procter&Gamble"; "Schwarzkopf&Henkel"; "Unilever"; ЗАО "Невская косметика"; Концерн "Калина"; "Colgate-Palmolive"; "Nivea"; "Косметика XXI века"; "L`OREAL"; "WELLA"; "ORAL B"; "Gillette"; "ARKO"; "JOHNSON&JOHNSON", ЗАО "Аист", Ангарский завод бытовой химии (Ангарск), ЗАО "Весна".

Далее проведём анализ непосредственного  окружения.

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии. При этом организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым она активно участвует  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления  угроз ее дальнейшему существованию.

Информация о работе Разработка стратегического плана фирмы