Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 12:10, курсовая работа
Введение
Современная стадия развития российской экономики такова, что предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Организация системы стратегического планирования на предприятии - не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость.
Введение
1. Теоретические аспекты методики разработки стратегического плана предприятия
1.1 Основные понятия и этапы разработки стратегического плана
1.2 Требования к разработке стратегического плана
2. Стратегическая деятельность предприятия
2.1 Анализ стратегической деятельности ООО "Усолье"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды
2.3 Стратегический план ООО "Усолье"
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности организации. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
Стратегический план разрабатывается
менеджерами организации, но часто
акционеры могут оказывать
Разработка стратегии может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с привлечением специализированной консалтинговой организации. В первом случае стратегический план разрабатывается руководством организации и как приказ доводится на все уровни управления.
При разработке "снизу
вверх" каждое подразделение (служба
маркетинга, финансовый отдел, производственные
подразделения и т.д.) разрабатывает
свои рекомендации по составлению стратегического
плана в объёме своей компетенции.
Затем эти предложения
Организация может воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и выработки стратегии.
Стратегический план выражен
стратегией организации. В нем содержатся
решения относительно сфер деятельности
и выбора новых направлений. В
нем могут перечисляться
Подводя итоги первой главы
можно сделать следующие
Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные, которых оцениваются с помощью систем анализа.
Стратегическое планирование
- это процесс осуществления
В настоящее время стратегическое
планирование заняло свое место в
ряду функций менеджмента. Во многом
оно приобрело новое
В настоящее время важнейшей
предпосылкой стратегического планирования
и роста объемов производства
на отечественных предприятиях стало
развитие свободных рыночных отношений,
их постоянное и непрерывное
Анализ отечественной
литературы показывает, что, используя
преимущества стратегического планирования,
организации в целом и
2. Стратегическая деятельность предприятия
2.1 Анализ стратегической деятельности ООО "Усолье"
В качестве объекта исследования я выбрала ООО " Усолье".
Данное предприятие занимается продажей бытовой химии, косметики, парфюмерии, продуктов питания, хозяйственных товаров и др.
ООО " Усолье" расположен по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Профсоюзная д.14.
Целью и предметом деятельности предприятия является продажа товаров в розницу.
ООО " Усолье" занимает территорию 1000 метров в городе Стерлитамаке. На этой территории располагается 2-этажное административное здание. Предприятие имеет склад - привозной продукции (товары бытовой химии, реализуемые в магазинах ООО " Усолье"). Уставный капитал ООО "Усолье" составляет 17 млн. руб.
Руководство ООО " Усолье" в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:
совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия);
производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор и коммерческий директор, обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции);
На предприятии работает специалист, занимающийся стратегическим планированием. Он разрабатывает план работы предприятия на год, рассчитывает экономические и финансовые показатели деятельности торговой сети. В его обязанности входит также определение оптимального объема продаж для увеличения прибыли предприятия.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.
Далее рассмотрим анализ факторов внешней среды.
Любое предприятие находится
и функционирует в среде. Каждое
действие предприятия возможно только,
если среда допускает его
Внешняя среда является источником,
питающим организацию ресурсами, необходимыми
для поддержания ее внутреннего
потенциала на должном уровне. Организация
находиться в состоянии постоянного
обмена с внешней средой, обеспечивая
тем самым себе возможность выживания.
Задача стратегического управления
состоит в обеспечении
Для результативного изучения
состояния компонент
анализ материалов опубликованных в периодической печати;
анализ опыта деятельности предприятия;
изучение мнения сотрудников организации;
проведение собраний и обсуждений внутри организации.
Изучение компонент
Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
Система анализа макроокружения дает необходимый эффект: если она поддерживается макроокружения, тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.
Изучение непосредственного
окружения организации
Далее проведём анализ покупателей.
Анализ покупателей как
компоненты непосредственного окружения
предприятия в первую очередь
имеет своей задачей
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
географическое местоположение;
демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.);
социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.);
отношения покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).
Изучая покупателя, предприятие также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга.
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:
соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
объем закупок, осуществляемых покупателем;
уровень информированности покупателя;
наличие замещающих продуктов;
стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, от его ориентации на определенную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.
Сбыт товаров ООО " Усолье" осуществляется через магазины.
Далее рассмотрим анализ поставщиков.
стратегический план рост продажа
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различными товарами,
Поставщики товаров, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Конкурентная сила поставщиков зависит от следующих факторов:
уровень специализированности поставщика;
величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов;
степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов;
концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
важность для поставщика объема продаж.
При изучении поставщиков товаров в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
стоимость поставляемого товара;
гарантия качества поставляемого товара;
график поставки товаров;
пунктуальность и
ООО " Усолье" поставляет в розничные магазины: моющие и чистящие средства, детские подгузники, средства женской гигиены, средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, стиральные порошки, средства по уходу за полостью рта, а также косметические средства. Следующими фирмами: "Procter&Gamble"; "Schwarzkopf&Henkel"; "Unilever"; ЗАО "Невская косметика"; Концерн "Калина"; "Colgate-Palmolive"; "Nivea"; "Косметика XXI века"; "L`OREAL"; "WELLA"; "ORAL B"; "Gillette"; "ARKO"; "JOHNSON&JOHNSON", ЗАО "Аист", Ангарский завод бытовой химии (Ангарск), ЗАО "Весна".
Далее проведём анализ непосредственного окружения.
Изучение непосредственного
окружения организации