Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 21:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ себестоимости выпускаемой продукции на рассматриваемом предприятии, выработка предложений и определение основных путей снижения себестоимости на основе анализа затрат на производство продукции.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием себестоимости производства продукции на промышленном предприятии;
– определить цели и пути снижения себестоимости производимой продукции;
– на основе теоретических данных проанализировать затраты на производство продукции;
– выработать предложения по снижению себестоимости продукции и совершенствованию учета затрат на производство.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Себестоимость продукции как экономическая категория…………………5
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости выпускаемой продукции………………………………………………………………………..5
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация……………………………………………………………………8
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии……….15
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью……………..17
1.5 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии………………………………………………………………….…19
2. Анализ динамики и структуры себестоимости продукции в ОАО «Полиграфкомбинат»………………………………………………………….24
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции……………..24
2.2 Анализ общей суммы затрат на производство…………………………….28
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..30
2.4 Анализ прямых материальных и трудовых затрат……………………...33
2.5 Анализ косвенных затрат…………………………………………………34
2.6 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………..35
3. Резервы снижения себестоимости продукции и пути их реализации…..39
3.1 Совершенствование учета затрат на производство продукции в ОАО «Полиграфкомбинат»…………………………………………………….……39
3.2 Расчет снижения себестоимости за счет технического перевооружения печатного цеха……………………………………………………….………….41
Заключение………………………………………………………….…………..44
Список использованных источников…………………………………………..46
Приложение
3) изменение объема, структуры и размещения производства;
4) улучшение использования природных ресурсов;
5) развитие производства.
В плане по себестоимости продукции на предприятии наряду с затратами на 1 руб. товарной продукции имеются следующие показатели: себестоимость отдельных видов продукции, себестоимость товарной продукции, снижение себестоимости сравнимой продукции.
Определение плановой себестоимости отдельных видов продукции служит основой планирования затрат на производство. Плановая себестоимость всей товарной продукции рассчитывается на основе данных об объеме выпуска товарной продукции и плановой себестоимости отдельных видов изделий.
Оценка выполнения плана по себестоимости всей товарной продукции осуществляется с учетом происшедших в течение отчетного года изменений цен на материалы и тарифов на перевозки и энергию.
Вся товарная продукция при планировании и учете себестоимости на предприятиях подразделяется на сравнимую и несравнимую. Сравнимой считается продукция, выпускавшаяся в предыдущем (по отношению к плановому) году, а также изделия с длительным циклом производства, которые выпускались в прошлом году в единичных экземплярах. В состав сравнимой продукции не включаются работы по заказам на сторону, услуги, оказанные своему капитальному строительству, работы по капитальному ремонту и продукция, изготовлявшаяся в опытном порядке. К несравнимой относится продукция, освоенная производством в текущем году.
В плане предприятия определяется задание по снижению себестоимости сравнимой продукции. Оно выражается процентом снижения себестоимости продукции по отношению к прошлому году. Наряду с этим может быть указана и сумма планируемой экономии в результате снижения себестоимости сравнимой продукции.
Для
определения задания по снижению
себестоимости сравнимой
Выполнение плана по сравнимой продукции характеризуется суммой полученной экономии и процентом снижения себестоимости по отношению к прошлому году.
Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений.
Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции [20, c.33].
В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.
Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений.
Анализ себестоимости продукции направлен на выявлеяие возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.
Управление
себестоимостью и анализ затрат являются
составной частью менеджмента, которая
оперирует данными о затратах.
Затраты есть показатель прошлой
или будущей способности
Процесс управления и анализа делится на следующие основные стадии [5, c.128]:
1. Планирование затрат. Представляет собой определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую компания намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов. Кроме того, в любой смете заложена возможность осуществления контроля путем сравнения фактических затрат с запланированными, определения отклонений и их анализ.
2. Контроль затрат. Этим процессом устанавливаются исходные стандарты (например, нормативные затраты и запасы), на основе которых можно определить показатели эффективности. Затем выявляются различия между плановыми и фактическими показателями, что позволяет определить неблагоприятные тенденции. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы. Например, в бухгалтерском отчете о производственных затратах, направленном руководителю производственного подразделения, указывается, что стоимость производства единицы продукции оказалась значительно выше, чем должна быть по нормативным показателям. В результате обследования может выясниться, что превышение произошло из-за неэффективного использования рабочей силы, сверхнормативного брака, эксплуатации неисправного оборудования или нарушения технологии производства.
3. Управление
стоимостью для принятия решений. На этой
стадии происходят оценка точных и значимых
данных о затратах и анализ этой информации
для принятия решений. Процесс принятия
решений, который также можно назвать
процессом разрешения проблем, по большому
счету есть процесс выбора между альтернативными
действиями. Вопросов, которые в этой связи
время от времени возникают, много, и все
они разные. Стоит ли приступать к производству
нового изделия? Следует ли приостановить
выпуск продукции или производство каких-то
услуг? Надо ли принимать заказ по специальной
цене, ниже нормальной продажной цены?
Не лучше ли закупить комплектующие части,
чем производить их собственными силами?
Не следует ли заменить имеющееся оборудование?
Надо ли новое оборудование покупать или
брать в аренду? Следует ли увеличивать
производственные мощности? Система управления
стоимостью для того и предназначена,
чтобы содействовать руководству в принятии
оптимальных решений, касающихся разработки
изделия, назначения цены, маркетинга,
ассортимента, и способствовать внесению
усовершенствований на постоянной основе.
1.5
Факторы и резервы снижения
себестоимости продукции
на предприятии
При
анализе фактической
Экономия,
обусловливающая фактическое
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
По
данной группе анализируется влияние
на себестоимость научно-технических
достижений и передового опыта. По каждому
мероприятию рассчитывается экономический
эффект, который выражается в снижении
затрат на производство. Экономия от осуществления
мероприятий определяется сравнением
величины затрат на единицу продукции
до и после внедрения мероприятий и умножением
полученной разности на объем производства
в планируемом году [18, c.118]:
Э
= (СС -
СН) × АН, (1.2)
где Э - экономия прямых текущих затрат;
СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;
СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;
АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.
Одновременно должна учитываться и переходящая экономия по тем мероприятиям, которые осуществлены в предыдущем году. Ее можно определить как разность между годовой расчетной экономией и ее частью, учтенной в плановых расчетах предыдущего года. По мероприятиям, которые планируются в течение ряда лет, экономия исчисляется исходя из объема работы, выполняемой с помощью новой техники, только в отчетном году, без учета масштабов внедрения до начала этого года.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
При
одновременном
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства (например, развития поточного производства, повышения коэффициента сменности, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции). Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при увеличении норм и зон обслуживания, сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Эту экономию можно подсчитать, если умножить количество высвобождающихся рабочих на среднюю заработную плату в предыдущем году (с начислениями на социальное страхование и с учетом расходов на спецодежду, питание и т.п.). Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.
Информация о работе Резервы снижения себестоимости продукции и пути их реализации