Резервы снижения себестоимости продукции и пути их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ себестоимости выпускаемой продукции на рассматриваемом предприятии, выработка предложений и определение основных путей снижения себестоимости на основе анализа затрат на производство продукции.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

– рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием себестоимости производства продукции на промышленном предприятии;

– определить цели и пути снижения себестоимости производимой продукции;

– на основе теоретических данных проанализировать затраты на производство продукции;

– выработать предложения по снижению себестоимости продукции и совершенствованию учета затрат на производство.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Себестоимость продукции как экономическая категория…………………5
1.1 Содержание, виды и показатели себестоимости выпускаемой продукции………………………………………………………………………..5
1.2 Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация……………………………………………………………………8
1.3 Роль планирования себестоимости продукции на предприятии……….15
1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью……………..17
1.5 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии………………………………………………………………….…19
2. Анализ динамики и структуры себестоимости продукции в ОАО «Полиграфкомбинат»………………………………………………………….24
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции……………..24
2.2 Анализ общей суммы затрат на производство…………………………….28
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции…………………………..30
2.4 Анализ прямых материальных и трудовых затрат……………………...33
2.5 Анализ косвенных затрат…………………………………………………34
2.6 Анализ финансовой устойчивости предприятия………………………..35
3. Резервы снижения себестоимости продукции и пути их реализации…..39
3.1 Совершенствование учета затрат на производство продукции в ОАО «Полиграфкомбинат»…………………………………………………….……39
3.2 Расчет снижения себестоимости за счет технического перевооружения печатного цеха……………………………………………………….………….41
Заключение………………………………………………………….…………..44
Список использованных источников…………………………………………..46
Приложение

Работа состоит из  1 файл

дусаев.doc

— 589.50 Кб (Скачать документ)

     Из  приведенных в табл. 2.2 данных видно, что фактические затраты в 2010 г. больше затрат по элементам предыдущего года на 909 млн. руб. Такое повышение затрат могло быть вызвано различными причинами, среди которых:

  • повышение себестоимости;
  • увеличением объема производства;
  • изменение ассортимента выпускаемой продукции.
 

     Таблица 2.2 Анализ общей суммы затрат на производство ОАО «Полиграфкомбинат»

№ п/п Элементы затрат 2009 г. 2010 г. Отклонение
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Материальные  затраты 4111 37,80 4223 35,83 +112 +2,65
Затраты на оплату труда 4111 37,80 4753 40,33 +642 +13,51
Отчисления  на соц. страхование 1527 14,04 1676 14,22 +149 +8,89
Амортизация 334 3,07 359 3,05 +25 +6,96
Прочие производственные расходы 793 7,29 774 6,57 -19 -2,45
Всего затрат 10876 100 11785 100 +909  
  Объем производства 10005   10544   +539 5,11
 

     По  результатам сравнительного анализа  затрат на производство продукции (табл.2.2) можно сделать вывод о том, что они в общей сумме увеличились на 909 млн.руб. Наибольшее влияние на данное изменение оказало увеличение затрат на оплату труда на 642 млн.руб. Также необходимо отметить, что в структуре затрат на производство продукции в 2010 году по сравнению с 2009 годом не произошло сколько-нибудь значительных изменений. Положительным фактом в изменении затрат на производство продукции можно назвать уменьшение прочих производственных расходов на 19 млн.руб. в 2010 г. по сравнению с 2009 г., что говорит о более эффективном и рациональном использовании средств на предприятии.

     Проведем  факторный анализ общей суммы  затрат на производство продукции.

     При анализе затрат на производство необходимо учитывать их взаимосвязь с объемом выпущенной продукции. В зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные, которые изменяются пропорционально изменению выпущенной продукции, и постоянные, которые, как правило, не изменяются или изменяются в очень малой степени в связи с изменением объема производства.

     Факторная модель для анализа общей себестоимости  выпущенной продукции имеет вид: 

      ,     (2.1) 

     где N— объем производства продукции в натуральном выражении;

     V— удельные переменные затраты;

     — количество номенклатурных позиций;

     — сумма постоянных расходов на весь объем произведенной продукции.

     Влияние указанных факторов на изменение  общей суммы затрат на производство определяется приемом цепных подстановок по табл.2.3.

     КВП — коэффициент выполнения плана по объему выпуска продукции.

     Проведем  анализ себестоимости произведенной  продукции. Для этого составим таблицу  исходных данных для анализа (табл.2.4) 

     Таблица 2.3 Аналитическая таблица для определения влияния факторов на изменение общей суммы затрат на производство ОАО «Полиграфкомбинат»

Показатель  затрат на производство Обозначение Алгоритм расчета
Базисная  полная себестоимость выпущенной продукции З0
Затраты на производство базисные, пересчитанные  на фактический объем при сохранении плановой структуры Зусл1
Затраты на производство базисные, пересчитанные  на фактический объем выпуска Зусл2
Фактические затраты на производство при плановых постоянных расходах Зусл3
Фактическая полная себестоимость выпущенной продукции З1
 

     Таблица 2.4 Исходные данные для анализа себестоимости продукции ОАО «Полиграфкомбинат»

Показатель Год Изменение, ±
2009 2010
Объем выпуска продукции в текущих ценах, млн. руб. 10005 10544 +539
Выпуск  продукции в натуральных показателях, тыс. экз. 27 349 25 555 -1794
Затраты на производство продукции, млн. руб., в  т. ч.: 10876 11795 +919
  а) переменные затраты, млн. руб. 3486 3894 +408
  б) постоянные затраты, млн. руб. 7390 7901 +511
Удельные  переменные затраты, руб./экз. 127,46 152,38 +24,91
 

     Подстановкой  числовых значений из табл.2.3 в алгоритмы расчета, представленные в табл.2.2, получаем: 

     З0 = 10876,00 млн. руб.

     Зусл1 = 11063,80 млн. руб.

     Зусл2 = 10647,33 млн. руб.

     Зусл3 = 11284,00 млн. руб.

     З1 = 11795,00 млн. руб. 

     Балансовая  увязка: 

     919 млн. руб. = +187,8 млн. руб. – 416,47 млн. руб. + 636,67 млн. руб. + 511 млн. руб. 

     Таким образом, можно сделать следующий  вывод о влиянии факторов на полную себестоимость выпущенной продукции: изменение полной себестоимости продукции составило 919 млн. руб., в том числе из-за увеличения объема выпуска в стоимостном выражении на 5,39% себестоимость увеличилась на 187,8 млн. руб. (Зусл1 - З0), за счет уменьшения количества выпущенной продукции в натуральном выражении на 1794 тыс. экз. себестоимость уменьшилась на 416,47 млн. руб. (Зусл2 - Зусл1), за счет увеличения удельных переменных издержек на 24,91 руб./экз. полная себестоимость увеличилась на 636,67 млн. руб. (Зусл3 - Зусл2), увеличение постоянных затрат на 511 млн. руб. повысило полную себестоимость на аналогичную сумму (З1 - Зусл3).

     2.3 Анализ затрат  на рубль товарной  продукции

 

     Наиболее  обобщающим показателем себестоимости  продукции является уровень затрат на рубль выпущенной продукции. Факторная модель для анализа издержкоемкости имеет вид: 

      ,   (2.2)

     где N— объем производства продукции в натуральном выражении;

     V— удельные переменные затраты;

     — количество номенклатурных позиций;

     — сумма постоянных расходов на весь объем произведенной продукции;

     Цn— цена единицы продукции.

     Влияние указанных факторов на изменение  общей суммы затрат на производство определяется приемом цепных подстановок по табл.2.5. 

     Таблица 2.5 Аналитическая таблица для определения влияния факторов на изменение затрат на рубль выпущенной продукции

Показатель  затрат на рубль выпущенной продукции Обозначение Алгоритм расчета
Базисные  удельные затраты на рубль выпущенной продукции УЗ0
Затраты на рубль выпущенной продукции базисные, пересчитанные на фактический объем при сохранении плановой структуры УЗусл1
Затраты на рубль выпущенной продукции базисные, пересчитанные на фактический объем  выпуска УЗусл2
Фактические затраты на рубль выпущенной продукции  при плановых постоянных расходах и  ценах на реализованную продукцию УЗусл3
Фактические затраты на рубль выпущенной продукции  при плановых ценах на реализованную  продукцию УЗусл4
Фактические затраты на рубль выпущенной продукции УЗ1
 

     Проведем  анализ затрат на рубль выпущенной продукции. Для этого составим таблицу исходных данных для анализа (табл.2.6) 
 
 

     Таблица 2.6 Исходные данные для анализа затрат на рубль выпущенной продукции ОАО «Полиграфкомбинат» 

Показатель Год Изме-нение, ±
2009 2010
Объем выпуска продукции в текущих ценах, млн. руб. 10005 10544 +539
Выпуск  продукции в натуральных показателях, тыс. экз. 27 349 25 555 -1794
Затраты на производство продукции, млн. руб., в т. ч.: 10876 11795 +919
  а) переменные затраты, млн. руб. 3486 3894 +408
  б) постоянные затраты, млн. руб. 7390 7901 +511
Удельные  переменные затраты, руб./экз. 127,46 152,38 +24,91
Средняя цена на экземпляр выпущенной продукции, руб. 365,83 412,60 +46,77
Издержкоемкость, руб./руб. 1,087 1,119 +0,032
 

     Подстановкой  числовых значений из табл.2.5 в алгоритмы расчета, представленные в табл.2.4, получаем: 

     УЗ0 = 1,087 руб./руб.

     УЗусл1 = 1,106 руб./руб.

     УЗусл2 = 1,139 руб./руб.

     УЗусл3 = 1,207 руб./руб.

     УЗусл4 = 1,262 руб./руб.

     УЗ1 = 1,119 руб./руб. 

Информация о работе Резервы снижения себестоимости продукции и пути их реализации