Шпаргалка по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:11, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по финансовому менеджменту

Содержание

1. Сущность, предмет и структура финансового менеджмента
2. Принципы финансового менеджмента
3. Цели и задачи финансового менеджмента
4. Базовые концепции финансового менеджмента
5. Функции финансового менеджмента
6. Место финансового менеджмента в системе управления организациями
7. Информационное обеспечение финансового менеджмента
8. Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
9. Финансовые инструменты
10. Цель и задачи финансового анализа
11. Информационное обеспечение финансового анализа
12. Виды финансового анализа
13. Содержание финансового анализа
14. Методическое обеспечение финансового анализа
15. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования
16. Виды планов. Содержание и последовательность разработки
17. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
18. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента
19. Виды бюджетов
20. Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала
21. Состав собственного капитала организации
22. Управление собственным капиталом
23. Политика формирования собственного капитала
24. Дивидендная политика
25. Эмиссионная политика организации
26. Характеристика заемного капитала: формы и отличительные особенности
27. Управление привлечением заемного капитала
28. Управление заимствованиями на рынке ссудных капиталов
29. Управление эмиссионной деятельностью
30. Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита
31. Стоимость и цена капитала
32. Теории структуры капитала
33. Управление структурой капитала
34. Управление внеоборотными активами
35. Управление оборотными активами
36. Управление денежным оборотом
37. Управление денежными активами
38. Управление запасами
39. Управление дебиторской задолженностью
40. Цель и задачи управления денежными потоками
41. Виды денежных потоков
42. Политика управления денежными потоками
43. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков
44. Оптимизация денежных потоков организации
45. Планирование денежных потоков организации
46. Учет временной стоимость денег в управлении денежными потоками
47. Цель и задачи управления инвестициями
48. Инвестиционная политика организации. Реальные и финансовые инвестиции
49. Основы инвестиционного анализа, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
50. Основные формы финансовых инвестиций и особенности управления ими
51. Сущность и классификация финансовых рисков
52. Политика управления финансовыми рисками
53. Методы управления финансовыми рисками
54. Способы снижения финансовых рисков
55. Управление доходами и расходами
56. Политика управления доходами и расходами
57. Управление прибылью
58. Политика управления прибылью
59. Управление финансовой устойчивостью организации

Работа состоит из  1 файл

Экзаменационные вопросы по финансовому менеджменту.docx

— 344.51 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования

 

 

      В плановой экономике полноценного финансового  планирования на уровне предприятия  не было. Финансовый план предприятия  начал разрабатываться только в 1979 г. В это время был провозглашен курс на хозрасчет. Причиной такой ситуации являлось то, что все финансовые вопросы по каждому предприятию решались на ведомственном и отраслевом уровняхуправления народным хозяйством. 
      В условиях рынка финансы предприятий приобретают принципиально новое содержание по сравнению с финансами, присущими предприятиям плановой экономики. Основными характеристиками финансовой системы предприятия становятся самофинансирование и самоокупаемость. Это означает коренную перестройку финансовых процессов во внутрифирменной экономической и финансовой системе. Однако это не значит, что вопросы планирования уходят на второй план в силу расхожего стереотипа о несовместимости плана и рынка. В целях максимизации эффекта внутрифирменного управления планирование, в том числе финансовое, должно быть построено таким образом, чтобы каждый менеджер получал реальную помощь в результате использования плана. Последний должен составляться не ради планирования, а ради управления. 
      В рыночных условиях финансовое планирование становится гораздо сложнее и многограннее. Его можно определить как подсистему внутрифирменного планирования, объектом которой выступают финансовые ресурсы, отношения и пропорции. В процессе финансового планирования одновременно обосновываются рациональные отношения, стоимостные пропорции, движение финансовых ресурсов, и на этой основе рассчитываются финансовые показатели на плановый период. 
      Главная особенность финансового планирования состоит в том, что все планируемые показатели финансовых планов используются в стоимостном выражении. 
       Финансовое планирование занимает значительное место в системе планирования и управления предприятием.С одной стороны, финансовое планирование – замыкающая подсистема внутрифирменного планирования, с другой стороны – определяющая подсистема управления финансами. 
       Результатом финансового планирования на предприятии выступает финансовый план, который характеризует объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план связан со всеми процессами предприятия. 
       Цели финансового планированияна предприятии (максимизация продаж; максимизация прибыли; максимизация собственности владельцев компании и т. д.) определяются выбранными критериями принятия финансовых решений. 
      Объективно финансовое планирование решает следующие задачи: 
      – обеспечение финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; 
      – обоснование путей эффективного вложения капитала, оценку степени рационального его использования; 
      – выявление состава внутрихозяйственных резервов роста прибыли; 
      – установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; 
      – мониторинг соблюдения интересов инвесторов; 
      – контроль в целях поддержания нормального финансового состояния предприятия. Организация полноценного финансового планирования на предприятии позволяет ему решать весь комплекс финансовых задач.

 

  1. Виды планов. Содержание и последовательность разработки

Планирование  классифицируется следующим образом:

1) по степени  охвата; 2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей); 3) по объекту планирования; 4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.); 5) по охвату; 6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); 7) по степени жесткости и гибкости.

Принципы планирования: 1) полнота; 2) детализация; 3) точность; 4) простота и ясность; 5) непрерывность; 6) эластичность и гибкость;7) выравнивание; 8) экономичность.

Управленческий  подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения  вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений  и методов. Для осуществления процесса планирования необходимо определить: 1) объект планирования; 2) субъект планирования; 3) период планирования; 4) средства планирования; 5) методику планирования; 6) согласование планов.

Принадлежность  того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:

анализ –  планирование – организация –  учет – контроль – регулирование  – анализ.

В зависимости  от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие  виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее. В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие  цели:

1) рыночные (определение  рынка сбыта продукции); 2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства); 3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности); 4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

Структура планов зависит от таких факторов, как  функция предприятия, а также  его внутренняя административно-хозяйственная  структура. Каждое структурное подразделение  разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в  общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного  планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию  с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения  негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.

Как правило, ситуация иногда складывается таким  образом, что одна служба предприятия  не осведомлена о том, что входит в обязанности другой. Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила, а именно:

1) обоснование  всех элементов и этапов плана; 2) контроль четкого исполнения плана его участниками;

3) постоянный  учет и контроль, а также внесение  корректировок в план и его  исполнение.

Планы можно  сгруппировать следующим образом.

По  срокам исполнения: 1) оперативно-календарные; 2) текущие; 3) среднесрочные; 4) долгосрочные; 5) стратегические.

По  назначению: 1) производственные (производство готовой продукции); 2) коммерческие (рынки сбыта продукции и обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами); 3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие; 4) планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала.

По  уровням управления: 1) общефирменные; 2) цеховые; 3) планы работ структурных подразделений.

По  видам продукции, работ, услуг: 1) освоенного производства; 2) осваиваемого производства; 3) планируемого к освоению в будущем.

Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру:

1) краткое  описание бизнес-плана; 2) стратегия бизнеса (управленческая структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала); 3) маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта (анализ конкурентоспособной среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, эффективность сектора экономики); 4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.); 5) управленческий процесс (количественный и качественный показатель команды управления); 6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.); 7) определенные факторы риска (наличие технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние); 8) приложения.

  1. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей

 

Для планирования финансовых показателей и составления  финансовых планов используют методы: нормативный; расчетно-аналитический; балансовый; оптимизации плановых решений; экономико-математическое моделирование.  
Нормативный метод является наиболее простым методом расчета плановых финансовых показателей. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель. В финансовом планировании используют общегосударственные, местные (региональные), отраслевые нормативы и нормативы предприятия.  
Расчетно-аналитический метод применяют тогда, когда нормативы отсутствуют. В этом случае анализируют достигнутое в базисном периоде значение конкретного финансового показателя, определяют индекс его изменений в плановом периоде и рассчитывают плановое его значение. В основе расчетно-аналитического метода лежит экспертная оценка тенденций поведения, динамики и взаимосвязи финансовых показателей в планируемом периоде.  
Особенно широко применяют балансовый метод. При этом путем построения балансов увязывают потребность в финансовых ресурсах и источники их формирования. Большинство финансовых планов составляют в виде различных форм балансов.  
Метод оптимизации плановых решений состоит в определении нескольких возможных вариантов плановых расчетов и выборе по определенному критерию оптимального варианта. Наиболее часто этот метод применяют при выборе вариантов инвестиций, планировании капитальных вложений.  
Метод экономико-математического моделирования состоит в определении количественного выражения взаимосвязи финансовых показателей и влияющих на него факторов. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание закономерности изменения конкретного экономического показателя при изменении основных факторов. 
Внутрифирменные текущие планы называются бюджетами. В общем виде бюджет предприятия — это смета доходов и расходов всех подразделений и служб фирмы. Составляют бюджет предприятия по данным расчетов плановых доходов от всех направлений деятельности предприятия, а также смет затрат на текущий год. На основании помесячных расчетов выручки от реализации, себестоимости реализованной продукции, прочих операционных доходов и расходов составляют План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности. Затем составляют план финансовых результатов от обычной деятельности предприятия, где показывают планируемую общую прибыль (убыток) предприятия с учетом прибыли (убытка) от реализации основных средств и других необоротных активов финансовых инвестиций, а также прочих доходов и расходов, не связанных с операционной деятельностью. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия, распределяют по решению собственников. Для этого используют плановую смету распределения прибыли предприятия,  которую по представлению менеджеров собственники утверждают в начале года.  
При составлении плана денежных поступлений и расходов предприятия используют данные плана доходов и расходов предприятия по операционной деятельности, плана капитальных вложений, расчета плановой суммы финансовых вложений, а также других планов и смет, которые предусматривают движение реальных денег. Все денежные поступления и расходы включаются с поправкой на временной лаг, то есть отражается период, в котором реально поступают и расходуются денежные средства. В план денежных поступлений и расходов предприятия не включают статьи, которые не требуют денежных расходов, в частности амортизационные отчисления. Финансовые менеджеры в соответствии с этим планом должны обеспечить наличие денежных средств для своевременной оплаты всех счетов и расходов. 
Важным элементом финансового планирования является налоговое планирование, которое предполагает минимизацию налоговых обязательств в соответствии с действующим законодательством. Налоговое планирование базируется на праве каждого плательщика налогов использовать не запрещенные законом способы, приемы и меры для сокращения уплачиваемых налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента

 

  Переход отечественных  предприятий к новым условиям хозяйствования сопровождался изменением подходов к управлению. Зарубежные предприятия уже давно используют такие технологии, как стратегический менеджмент, маркетинг, бюджетирование, процессный подход и т. д. Эффективность данных технологий доказана. Однако активное их использование в России сопряжено с рядом трудностей: 
      – низкой квалификацией управленцев; 
      – нежеланием руководства; 
      – отсутствием финансовых возможностей для овладения данными технологиями управления и т. д. Одна из популярных технологий управления – бюджетирование. Несмотря на широкую популярность, его теоретические вопросы толкуются учеными с разных точек зрения. Общепринята следующая точка зрения: бюджетирование– производственно-финансовое планирование деятельности предприятия путем составления общего бюджета предприятия, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. 
      Бюджетирование следует отличать от финансового планирования. Во-первых, бюджетирование – это одновременно планирование, учет, анализ, мотивация и контроль, а финансовое планирование затрагивает только этап планирования. Во-вторых, в процессе бюджетирования осуществляется планирование всехсфер деятельности предприятия: сбыта, производства, закупки, финансов и т. д. В процессе финансового планирования затрагиваются только вопросы финансовой системы предприятия. 
       Результат бюджетирования на предприятии– разработка системы бюджетов, которые могут составляться как в натуральном, так и стоимостном выражении. Бюджеты предприятия могут пониматься как экономические прогнозы, основа для контроля, средство координации, основа для постановки задачи, средство делегирования полномочий.  В системе бюджетирования разрабатывается множество видов и форм бюджетов. Отдельные бюджеты характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или доходах (бюджеты продаж). Укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы предприятия.  Единых требований к системе бюджетирования нет. Государство никак не регламентирует эту систему на предприятии. Каждое предприятие само определяет параметры системы бюджетирования: 
      – состав бюджетов;       – горизонты планирования;       – состав плановых показателей и т. д.

Информация о работе Шпаргалка по финансовому менеджменту