Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:46, курсовая работа
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Введение. 3
I.Теоретическая часть. 5
Глава 1. Экономическая сущность и классификация активов. 5
1.1 Экономическая сущность активов предприятия. 5
1.2 Содержание и последовательность анализа активов
предприятия. 9
1.3 Классификация активов предприятия. 12
Глава 2.Методы оценки совокупной стоимости активов
предприятия как целостного имущественного комплекса. 18
2.1 метод балансовой оценки. 20
2.2 метод оценки стоимости замещения. 25
2.3 метод оценки рыночной стоимости. 30
2.4 метод оценки предстоящего чистого денежного потока. 33
2.5 метод оценки на основе регрессионного моделирования. 36
2.6 экспертный метод оценки. 37
Глава 3. Оценка эффективности использования активов предприятия.38
II.Практическая часть. 42
Заключение 49
Список литературы 51
Расходы будущих периодов - это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода (например, затраты на конструирование и разработку технологии новых видов изделий, на перестановку оборудования и др.)
Оборотные производственные фонды в своем движении также связаны с фондами обращения, обслуживающими сферу обращения. Они включают готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства и средства в расчётах с потребителями готовой продукции, в частности, дебиторскую задолженность. Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам
(Рисунок 2.)
Рисунок
2. Классификация оборотных
Глава 2.Методы оценки совокупной стоимости активов
предприятия как целостного имущественного комплекса.
В практике финансового менеджмента встречаются многочисленные ситуации, когда активы предприятия создаются не в процессе постепенного их формирования, а путем единовременного их приобретения в форме целостного имущественного комплекса. Целостный имущественный комплекс представляет собой хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции (работ, услуг), размещенный на предоставленном ему земельном участке.
Совокупность
активов предприятия как
- затраты труда по формированию такого целостного имущественного
комплекса;
- оптимальность пропорций сформированной структуры его активов и
их способность генерировать прибыль;
- степень физического и морального износа отдельных видов активов;
- эффективность отдачи нематериальных активов и ряд других
факторов.
Необходимость оценки совокупной стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса возникает на современном этапе в целом ряде случаев. Так, в условиях перехода к рыночной экономике все большее распространение получают: покупка отдельных предприятий с целью диверсификации операционной деятельности, проникновения на другие региональные или товарные рынки, устранения конкурентов; слияние (поглощение) отдельных действующих предприятий с целью усиления совместного производственного и финансового потенциала; приватизация государственных предприятий и т.п.
Кроме того, потребность в оценке стоимости активов предприятия как целостного имущественного комплекса проявляется при приобретении контрольного (или достаточно крупного) пакета его акций, залоге имущества в процессе ипотечного кредитования, осуществлении полнообъемного внешнего страхования, разработке плана санации, ликвидационных процедурах при банкротстве и т.п.
Методы оценки стоимости совокупных активов предприятия как целостного имущественного комплекса весьма многообразны. В практике финансового менеджмента их принято подразделять на следующие основные группы:
• метод балансовой оценки;
• метод оценки стоимости замещения;
• метод оценки рыночной стоимости;
• метод оценки предстоящего чистого денежного потока;
• метод оценки на основе регрессионного моделирования;
• экспертный метод оценки и другие.
Каждый
из этих методов имеет свои разновидности.
2.1 Метод балансовой оценки.
Метод балансовой оценки
Оценка стоимости чистых активов балансовым методом имеет ряд разновидностей:
1.
Оценка по фактически
2.
Оценка по восстановительной
стоимости активов. Такая
Характеризуя этот метод оценки, следует отметить, что он позволяет получить более точную минимальную стоимость чистых активов предприятия, хотя также не свободен от недостатков. При использовании этого метода не всегда реально отражается уровень морального износа отдельных видов материальных и нематериальных активов, не учитывается характер их использования.
3.
Оценка по стоимости
В основе первого метода лежит расчет стоимости чистых активов сформированных только за счет собственных средств.
1.ЧАф = ОС+НМАост.ст.+НЗ+ЗТМЦ+(-) (ФА-ФО),где
ОС – основные средства
НМА – нематериальные активы
НЗ – незавершенное капитальное строительство
ЗТМЦ – затраты товарно материальных ценностей
ФА – финансовые активы
ФО – финансовые обязательства
Чистые активы - это расчетная величина, определяемая как разность между стоимостью активов предприятия и его обязательствами
2.Чистые активы
корректируются на результаты
переоценки
Гудвилл - один из видов нематериальных активов, стоимость которого определяется как разница между рыночной (продажной) стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью (суммой чистых активов). Он считает, что указанное повышение стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.
То есть, можно сделать вывод, что с точки зрения теории финансового менеджмента, гудвилл - это не только разница между стоимостью чистых активов и ценой продажи, но также и рыночной стоимостью предприятия на дату оценки:
где:
GV - гудвилл;
МА - стоимость материальных активов;
IА - стоимость нематериальных активов;
D - стоимость заемного капитала;
V - рыночная стоимость действующего предприятия.
Если рыночная стоимость действующего предприятия ниже балансовой стоимости чистых активов, то гудвилл будет отрицательным.
Поскольку при
свершившейся продаже предприятия
гудвилл выступает в форме
разницы между рыночной и балансовой
стоимостью предприятия, то в этом случае
определение его размера
где:
Г - сумма гудвилла на основе оценки по фактической сумме прибыли или объему реализации продукции предприятия;
ЧПф - среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия;
А - среднегодовая стоимость активов предприятия;
НПс - среднеотраслевая норма рентабельности активов предприятия;
ОР - среднегодовой объем реализации продукции предприятия;
Мn/n - среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации
продукции;
Если полученный результат, поделить на коэффициент капитализации нематериальных активов, то мы найдем величину гудвилла. Этот метод называют казначейским, так впервые он был использован для подсчета гудвилла, который потеряли производители алкогольной продукции во время Сухого закона в 1920 году в Меморандуме Казначейства США А.Р.М 34. В последствии он применялся для расчета налогов при дарении и наследовании.
Алгоритм расчета гудвилла и стоимости собственного капитала (бизнеса)
Стоимость чистых материальных активов
Коэффициент капитализации чистых материальных активов
Уровень нормализованной прибыли
Избыточная прибыль
Коэффициент капитализации избыточной прибыли
=
Гудвилл
Стоимость чистых материальных активов
Стоимость предприятия
Таким образом, стоимость
V=MA+GV, (3)
где:
МА - стоимость материальных активов;
GV - гудвилл;
NOI - чистый операционный доход;