Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
* раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
* рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
* изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия
ОАО«Светлогорский хлебозавод».
* предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логистические аспекты управления запасами на предприятии 5
1.1. Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 5
1.2. Модели управления запасами 10
1.3. Системы контроля за состоянием запасов 19
1.4. Методы оценки эффективности управления запасами 24
2.Оценка системы управления запасами на предприятии ОАО «Светлогорский хлебозавод»…………………………………………………………….………….32
2.1 Краткая характеристика предприятия 32
2.2 Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
2.3 АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции.
Так же по функциональному назначению, помимо перечисленных, выделяют запасы продвижения, переходящие, спекулятивные запасы и неликвиды.
Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы (чаще всего для товаров широкого потребления) должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на продукцию фирмы.
Переходящие
запасы – это остатки товарно-
Спекулятивные запасы – обычно создаются фирмами для материальных ресурсов (компонентов, полуфабрикатов) в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.
Устаревшие (неликвидные) запасы – образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа, вследствие несовпадения логистических циклов в производстве и дистрибьюции с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта.
Так же существует классификация запасов по количественным уровням, наглядно представленная на рисунке 3.
Максимальный желательный запас
Объем запаса
Пороговый уровень
Текущий запас
Время
Гарантийный уровень
Рисунок 3- Классификация количественных уровней запасов.1
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запасов («точка заказа») используется для определения момента времени выдачи определенного заказа.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов описана достаточно полно и подробно. Однако помимо определения вида создаваемых запасов необходимо выяснить, насколько они необходимы для предприятия.
Образование запасов связано, в основном, с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В процессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспортировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В то же время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов зависит ритмичная работа предприятия.
Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выполнение установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов нарушает ритм работы производственного процесса, приводит к простоям оборудования или даже к необходимости перестройки технологического процесса.
Одной из причин создания запасов является так же возможность повышения спроса. Спрос на какую-либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности, но прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее. Поэтому, если не иметь достаточного запаса этого товара, либо исходных материалов для его изготовления в случае работы предприятия «на заказ», не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, то есть клиент уйдет с деньгами и без покупки.
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов. В современных условиях экономики в России одной из основных проблем финансово-хозяйственной деятельности предприятий является проблема роста цен. Значительное удорожание материальных ресурсов, необходимых для производственного процесса, неблагоприятно сказывается на функционировании предприятия, ведет к перебоям в снабжении вплоть до остановки производственного процесса. Таким образом, вложение свободных средств в производственные запасы является одним из возможных способов снижения переменных издержек.
С другой стороны, предприятие, сумевшее предвидеть инфляционные процессы в экономике, создает запас с целью получения прибыли за счет повышения рыночной цены. В данном случае речь идет о спекулятивном характере создания запасов [3].
Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса [7].
Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства.
Кроме
того, накопление запасов часто является
вынужденной мерой снижения риска
недопоставки (недоставки) сырья и
материалов, необходимых для
Таким образом, существует много причин
для создания товарно-материальных запасов
на фирмах, однако, общим для них является
стремление субъектов производственной
деятельности к экономической безопасности.
При этом следует отметить, что стоимость
создания запасов и неопределенность
условий сбыта не способствуют возрастанию
значимости дорогостоящей резервной сети
«безопасности» в глазах руководства
фирм, поскольку объективно противоречат
повышению эффективности производства.
1.2. Модели управления запасами.
Модель
управления запасами должна дать ответ
на два вопроса: сколько продукции
заказывать и когда заказывать. Однако
в действительности имеется значительное
число моделей управления запасами,
для решения которых
Основными
признаками классификации моделей
управления запасами являются: спрос (расход),
параметры пополнения запасов, издержки,
связанные с формированием и
поддержанием запасов, ограничения
и стратегия управления. Согласно
предлагаемой классификации различают
детерминированные и
В реальных условиях случай детерминированного статистического спроса встречается редко. Такой случай можно рассматривать как простейший. Так, например, хотя спрос на такие продукты массового потребления, как хлеб, может меняться от одного дня к другому, эти изменения могут быть столь незначительными, что предположение статичности спроса несущественно искажает действительность.
Наиболее
точно характер спроса может быть описан
посредством вероятностных нестационарных
распределений. Однако с математической
точки зрения модель значительно усложняется,
особенно при увеличении рассматриваемого
периода времени. Рисунок 4 иллюстрируют
возрастание математической сложности
модели управления запасами при переходе
от детерминированного статического спроса
к вероятностному стационарному спросу.
Детерминированный
Возрастание степени математической сложности
Простейшие
модели
Статический
Динамический
Спрос
Стационарный
Наиболее
сложные
модели
Вероятностный
Нестационарный
Рисунок 4 - Уровни абстракции описания спроса.
Кроме характера спроса на продукцию при построении модели управления запасами, приходится учитывать и другие факторы [16]:
1)
сроки выполнения заказов, т.
е. интервал времени между
2)
процесс пополнения запаса, который
может быть мгновенным (например,
при поступлении заказанной
3)
период времени, в течение
4) число взаимосвязанных пунктов хранения запасов;
5) число видов продукции, когда существует зависимость между различными видами продукции при их хранении в одном складском помещении;
6)
наличие ограничений по
Информация о работе Управление производственными запасами предприятия