Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
* раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
* рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
* изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия
ОАО«Светлогорский хлебозавод».
* предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логистические аспекты управления запасами на предприятии 5
1.1. Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 5
1.2. Модели управления запасами 10
1.3. Системы контроля за состоянием запасов 19
1.4. Методы оценки эффективности управления запасами 24
2.Оценка системы управления запасами на предприятии ОАО «Светлогорский хлебозавод»…………………………………………………………….………….32
2.1 Краткая характеристика предприятия 32
2.2 Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
2.3 АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
Товары группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы
По товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.
По товарам группы CY можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.
В
группу товаров CZ попадают все новые
товары, товары спонтанного спроса,
поставляемые под заказ и т. п.
Часть этих товаров можно безболезненно
выводить из ассортимента, а другую
часть нужно регулярно
Итак, использование совмещенного АВС и XYZ - анализов позволит:
Кроме
описанных выше анализов АВС и XYZ, существует
множество разнообразных методов оценки
запасов. В таблице 2 приведены и описаны
наиболее распространенные их них.
Таблица 2 - Прочие методы оценки материальных запасов
Название метода | Содержание метода | Порядок расчета |
Метод средневзвешенных цен | Устанавливается средняя цена для данного учетного периода по каждому наименованию материального запаса | Находит частное отделения общей себестоимости запасов определенного вида на их количество (на начало отчетного периода и поступивших в этом периоде) |
Метод LIFO (Last-In-First-Out) | Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов | Запасы рассчитываются
по фактической себестоимости |
Метод FIFO (first-in-first-out) | Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов | Запасы оцениваются
по фактической себестоимости |
Метод нормативных затрат | Устанавливается нормативная стоимость каждого наименования материалов | Рассчитывают на основе стандартов, включающих целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода, и показывающих будущую стоимость материалов |
Метод трансфертных цен | Принимается цена, используемая для определения стоимости продукции, полуфабрикатов, передаваемых одним центром ответственности другому | 1. Рыночная цена
– устанавливают органы 2. Затратная цена – рассчитывают на основе стандартной или фактической себестоимости продукции |
2.
Оценка системы
управления запасами
на предприятии
ОАО «Светлогорский
хлебозавод».
2.1. Краткая
характеристика предприятия.
Открытое акционерное Общество «Светлогорский хлебозавод». – один из торгово-производственных компаний кондитерского рынка области .
В настоящий момент продукцию компании «Светлогорский хлебозавод».
представляют следующие бренды: «Прибалтийский», «James Baker», «Частная галерея», «Dr.Körner», «ElMarino», «Uniservis».
ОАО «Светлогорский хлебозавод» – свовременная, прогрессивно развивающаяся компания. Большинство производственных площадок оснащено новейшим оборудованием, что позволяет сделать производство экологически чистым и уменьшить его зависимость от человеческого фактора.
Качество продукции - одна из самых приоритетных ценностей компании. Производственный процесс выстраивается таким образом, что качество уже заложено в продукте. Большое внимание уделяется выбору поставщиков сырья – при изготовлении продукции используются только высококачественные ингредиенты, не содержащие ГМО и другие вредные вещества.
Компания «Светлогорский хлебозавод»насчитывает более 500 сотрудников .
Продукция ОАО «Светлогорский хлебозавод» реализуется через крупнейшие торговые сети России: «Квартал», «Сосед», «Виктория»,«Седьмой континент»,.
Организационная структура ОАО «Светлогорский хлебозавод» сложилась под влиянием нескольких факторов:
В
итоге была создана матричная структура:
во главе каждой продуктовой линейки (на
сегодняшний день их 5) стоит Директор,
он курирует все вопросы, связанные с разработкой,
усовершенствованием, выпуском и продажей
входящих в нее продуктов. С другой стороны,
сохраняются и функциональные руководители,
курирующие традиционные направления
деятельности любой организации, финансы,
кадры, юридические вопросы и т.д. Такая
организационная структура позволяет
выгодно сочетать опыт каждого руководителя
в своей сфере с доскональным знанием
и фокусировкой на отдельных продуктах.
2.2. Общий анализ управления запасами на предприятии.
1 этап - Анализ запасов в предшествующем периоде
Основной задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования.
На первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, - а именно: темпы ее динамики, удельный вес в объеме оборотных активов.
Определим
удельный вес (УВ) запасов в объеме оборотных
активов (по данным баланса):
2009 г | 2010 г | ||
на начало | на конец | на начало | на конец |
995184
– 100%
296886 – З УВ = 30 % |
1254306 – 100%
308222 – З УВ = 25% |
1254306 – 100%
308222 – З УВ = 25% |
1393553 – 100%
302841 – З УВ = 22% |
В 2009 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2010 г. – на 3%. Это говорит о том, что в 2010 г. у предприятия было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению с предшествующим периодом.
На
второй стадии анализа изучается структура
запасов в разрезе их видов и основных
групп, выявляются сезонные колебания
их размера.
Таблица 3 - Структура запасов
Вид запаса | 2009 г | 20010г | ||
На начало, % | На конец, % | На начало, % | На конец, % | |
1. Сырье и материалы | 86 | 81 | 81 | 85 |
2. Затраты в незавершенном производстве | 9 | 7,5 | 7,5 | 4,5 |
3. Готовая продукция | 1,2 | 0,28 | 0,28 | 6,6 |
4. Расходы будущих периодов | 3,8 | 11 | 11 | 3,5 |
Самый большой удельный вес в структуре всех запасов занимают запасы сырья, материалов и других аналогичных ценностей (около 80%). Затраты в незавершенном производстве имеют постоянную тенденцию к снижению. Запасы готовой продукции пополняются по мере их остатка менее 1%. Доля расходов будущих периодов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 3,5% до 11% в структуре запасов.
На третьей стадии анализа изучается эффективность использования групп запасов, их объема в целом, которая характеризуется показателями их оборачиваемости.
Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью товарооборота.
Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле (23):
(23) |
где - средний запас, руб.;
Одн - фактический однодневный товарооборот этого же периода, руб.
Скорость товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле (24):
(24) |
где О - объем товарооборота, руб.
Средние товарные запасы вычисляются в зависимости от наличия известных данных:
(25) |
где Зн - запасы на начало периода, руб.;
Зк - запасы на конец периода, руб.
Однодневный товарооборот определяется путем деления общего объема товарооборота на число дней в периоде:
(26) |
где t – число дней в периоде.
Рассчитаем средние запасы в отчетном и базисном периоде:
07 = = 302554 тыс. руб.
08 = = 318608 тыс. руб.
Определим однодневный фактический товарооборот за год:
Оодн. 07 = = 9345,73 тыс. руб.
Оодн. 08 = = 11019,33 тыс. руб.
Определим время обращения запасов:
В07 = = 32 дня
В08 = = 29 дней
Определим скорость обращения:
С07 = = 11 оборотов
С08
=
= 12 оборотов
Таблица 4 - Показатели оборачиваемости запасов
Наименование показателя | Базисный
период
(2009 г.) |
Отчетный
период
(2010 г.) |
Отклонение | |
абсолютное | относительное, % | |||
Средние запасы, тыс. руб. | 302554 | 318608 | 16054 | 5 |
Однодневный ТО, тыс. руб. | 9345,73 | 11019,33 | 1673,6 | 15,2 |
Время обращения, дн. | 32 | 29 | (- 3) | 10,34 |
Скорость обращения, об. | 11 | 12 | 1 | 8,3 |
Средние товарные запасы не имеют большой тенденции к возрастанию. Так, в отчетном периоде их величина составила 318608 тысяч рублей, что больше базисного периода на 16 054 тысяч рублей или на 5%. Это обусловлено возрастанием однодневного товарооборота на 15,2%. Время обращения товаров составляет 29 дней, а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов – 12. Скорость увеличилась на 8,3%. Это связано с тем, что товарные запасы увеличились на 5%. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности. ОАО«Светлогорский хлебозавод» хорошо справляется с этой задачей, т.к. запасы увеличиваются, а скорость обращения не снижается.
Информация о работе Управление производственными запасами предприятия