Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
* раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
* рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
* изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия
ОАО«Светлогорский хлебозавод».
* предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Логистические аспекты управления запасами на предприятии 5
1.1. Запасы в логистике: понятие и классификация, причины создания 5
1.2. Модели управления запасами 10
1.3. Системы контроля за состоянием запасов 19
1.4. Методы оценки эффективности управления запасами 24
2.Оценка системы управления запасами на предприятии ОАО «Светлогорский хлебозавод»…………………………………………………………….………….32
2.1 Краткая характеристика предприятия 32
2.2 Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
2.3 АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46
ПРИЛОЖЕНИЕ В 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 50
Особенностью
описываемой системы является также
и то, что она допускает
Подводя итог, отметим, что система контроля с фиксированной периодичностью заказа применяется в следующих случаях:
На практике по данной системе можно заказывать один из многих товаров, закупаемых у одного и того же поставщика, товары, на которые уровень спроса относительно постоянен, малоценные товары и т.д.
В системе контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа размер заказа на пополнение запаса является величиной постоянной. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разными (рисунок 12).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Р
Страховой запас
Точка заказа
Т2
В(t’)
А
t
Т1
Р
Р
З макс
Запас
Время, дни
Р
Рисунок
12 - Система контроля за состоянием запасов
с фиксированным размером заказа.
Условные обозначения:
Т1, Т2, …, Тi – величина отдельного i-го периода времени, через который повторяется заказ;
t – время, необходимое на размещение и выполнение заказа (в приведенном примере – 1 день);
Р – размер заказа, для данной системы контроля величина постоянная;
А
– период непредвиденного усиления
спроса;
В – период, в котором было допущено нарушение установленного срока поставки;
t' – фактический срок поставки в период В.
Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. Как следует из чертежа, после размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится (участок А), или же будет нарушен срок поставки (t¢ > t - участок В), то начнет работать страховой запас. Коммерческая служба предприятия в этом случае должна принять меры, обеспечивающие дополнительную поставку. Данная система контроля предусматривает защиту предприятия от образования дефицита и предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа.
На практике система контроля за состоянием запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:
После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению [9].
И
расходы по доставке и расходы
по хранению зависят от размера заказа,
однако, характер зависимости каждой из
этих статей расходов от объема заказа
разный. Расходы по доставке товаров при
увеличении размера заказа, очевидно,
уменьшаются, так как перевозки осуществляются
более крупными партиями и, следовательно,
реже. График этой зависимости, имеющей
форму гиперболы, представлен на рисунке
13.
Расходы на транспортировку
Размер заказа
Рисунок 13 - Зависимость расходов на транспортировку от размера заказа
Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Эта зависимость графически представлена на рисунке 14.
Расходы на хранение
Размер заказа
Рисунок 14 - Зависимость расходов на хранение запасов от размера заказа
Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии (рисунок 15).
S опт
Расходы на хранение и транспортировку
Размер заказа
Рисунок
15 - Зависимость суммарных расходов на
хранение и транспортировку от размера
заказа.
Задача определения оптимального размера заказа, наряду с графическим методом, может быть решена и аналитически. Для этого необходимо найти уравнение суммарной кривой, продифференцировать его и приравнять вторую производную к нулю. В результате получим формулу Уилсона, позволяющую рассчитать оптимальный размер заказа. Подробнее об этом было написано ранее.
Таким образом, представленные выше основные системы контроля над запасами базируются на фиксации одного из двух параметров - размера заказа или интервала времени между заказами. В условиях отсутствия отклонений от запланированных показателей и равномерного потребления запасов, для которых разработаны основные системы, такой подход является вполне достаточным.
Однако
на практике чаще встречаются иные,
более сложные ситуации. В частности,
при значительных колебаниях спроса
основные системы контроля ровня
запасов не в состоянии обеспечить
бесперебойное снабжение
Каждая из основных систем имеет определенный порядок действий. Так, в системе с фиксированным размером заказа заказ производится в момент достижения порогового уровня запаса, величина которого определяется с учетом времени и возможной задержки поставки. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами размер заказа определяется исходя из наличных объемов запаса и ожидаемого потребления за время поставки.
Одним
из вариантов таких систем является
система с установленной
Другим вариантом производных систем контроля уровня запасов является так называемая система «минимум-максимум». Эта система, как и система с установленной периодичность пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных систем контроля уровня запасов. Как и в системе с фиксированной периодичностью заказа, здесь используется постоянный интервал времени между заказами. Система «максимум-минимум» ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов. Поэтому в рассматриваемой системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желаемого уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.
Однако
все рассмотренные выше системы
контроля уровня запасов применимы
лишь к весьма ограниченному спектру
условий функционирования и взаимодействия
поставщиков и потребителей. Повышение
эффективности использования
1.4. Методы оценки эффективности управления запасами.
Оценивать эффективность управления товарными запасами можно разными способами. Наиболее простой способ - по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара.
Коэффициент реализации (КР) показывает, какая часть товарных запасов была реализована за период. Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.
КР = |
Количество проданных товаров |
(21) |
(Остаток на складе на начало периода + количество товара, закупленного в течение данного периода) |
Если
за период товары не закупались и на
начало периода остаток на складе
был 0 (то есть, в знаменателе формулы
- 0), то КР нужно считать равным "-1".
Это специальное значение КР, означающее,
что за период ничего не продано, но
и на складе ничего не было.
КП = | Количество дней предложения товара | (22) |
Количество рабочих дней в периоде |
Коэффициент предложения, как и коэффициент распределения удобнее выражать в процентах, "КП в процентах" = КП*100.
"Предложение
товара" означает, что потенциальный
клиент знает, что он может
у нас купить данный товар.
Например, для розничной торговли,
под "Предложением товара" мы
можем подразумевать, что хоть
одна единица товара есть на
складе. Пример различных соотношений
коэффициента реализации и коэффициента
предложения отображен в таблице 1.
Таблица 1 - Возможные соотношения коэффициентов реализации и предложения.
Информация о работе Управление производственными запасами предприятия