Внутрифирменное финансовое планирование и контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является проведение внутрифирменного планирования и контроля.
В связи с поставленной целью определены следующие задачи:
- рассмотреть законодательные и методологические аспекты финансового планирования и прогнозирования, финансового контроля;
- дать экономическую и финансовую оценку исследуемого предприятия;
- рассмотреть вопросы краткосрочного финансового планирования на предприятии;
- разработать бюджет предприятия;
- провести контроль выполнения бюджета предприятия.

Содержание

Введение 4
1. Законодательные и методологические аспекты финансового планирования и прогнозирования, финансового контроля 6
2. Экономическая и финансовая оценка предприятия 12
2.1 Местоположение и юридический статус 12
2.2 Размеры производства и специализация 15
2.3 Оценка финансового состояния 17
2.4 Финансовые результаты от продажи продукции (работ, услуг) 24
3. Краткосрочное финансовое планирование на предприятии 27
3.1 Методические положения краткосрочного финансового планирования 27
3.2 Технология краткосрочного финансового планирования 28
3.3 Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей 33
4. Разработка бюджета предприятия 35
4.1 Разработка бюджетов продаж, производства продукции, затрат на основные материалы с графиком выплат, затрат на оплату труда основного персонала, накладных затрат 35
4.2 Оценка себестоимости продукции 38
4.3 Бюджет административных и маркетинговых затрат 40
4.4 Плановый отчёт о прибылях и убытках 40
4.5 Бюджет денежных средств 42
4.6 Составление планового баланса 44
5. Контроль выполнения бюджета предприятия 46
Выводы и предложения 50
Библиографический список 54
Приложения

Работа состоит из  7 файлов

Внутрифирменное финансовое планирование и контроль.doc

— 588.50 Кб (Скачать документ)

3.2 Технология краткосрочного финансового  планирования

В краткосрочном финансовом планировании выделяют следующие этапы:

- анализ финансового состояния компании;

- расчет плановых притоков  денежных средств; 

- расчет плановых оттоков  денежных средств; 

- выявление потребности  в дополнительных источниках  финансирования;

- выбор источников  финансирования;

- подготовка плана  финансирования;

- оценка плана финансирования;

- ситуационное моделирование.

В практике краткосрочного финансового  планирования применяются следующие  методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.

Метод экономического анализа позволяет  определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных  и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. На основании  доступной отчетно-учетной информации оценивается финансовое положение предприятия, его внутренние и внешние отношения. Это позволяет охарактеризовывать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные решения.

Сущность нормативного метода в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйственного субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. При этом большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.

Метод денежных потоков  носит универсальный характер при  составлении финансовых планов и  служит инструментом для прогнозирования  размеров и сроков поступления необходимых  финансовых ресурсов.

Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.

Методы экономико-математического  моделирования позволяют количественно  выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Только совокупность перечисленных методов позволит сделать разносторонние выводы.

Процесс краткосрочного финансового планирования включает несколько этапов.

На первом – анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Баланс предприятия  входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и другие) показывает уменьшенные размеры прибыли.

Второй этап предусматривает  составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе  осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершением процесса финансового  планирования является практическое внедрение планов и контроль за их исполнением.

Остановимся подробнее  на изучении особенностей оперативного финансового планирования. Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь  позволяет решать следующие задачи:

- организация учета временной "стыковки" денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

- формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

- ежедневный учет изменений в информационной базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь  составляют на квартал с разбивкой  по месяцам и более мелким периодам. Необходимо учитывать объемы производства и реализации, состояние запасов, дебиторскую задолженность в  целях контроля за финансовым планом. Притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Информационной базой платежного календаря служат планы, составленные на предприятии: план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений; а также выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договора; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.

Процесс составления  платежного календаря можно разделить  на 6 этапов:

-  выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц; декада;

- планирование объема реализации продукции (работ, услуг) осуществляется с учетом объема производства в рассматриваемом периоде и изменений остатков за период планирования;

- расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);

- оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;

- определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;

- подведение итогов показывает недостаток или излишек средств у предприятия.

Ожидаемое сальдо на конец  периода сравнивается с минимальной  суммой денежных средств на расчетном  счете, которые являются страховым  запасом. Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями с учетом остатка средств на счетах означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализации продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников. Излишек говорит о стабильности и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях составляется налоговый календарь, в котором указывается порядок и суммы налогов, что позволяет избежать пени.

Кроме платежного календаря  должен составляться также кассовый план. Это план оборота наличных денежных средств через кассу. Кассовый план не только отражает платежеспособность предприятия, но и необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денег.

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической  записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового  плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками, контрагентами. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание уделяется распределению прибыли. Завершают аналитическую записку выводами о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

3.3 Прогнозирование дополнительных  финансовых потребностей

Главная задача финансового  планирования состоит в определении  дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг. На уровне первого приближения эта задача может быть решена путем укрупненного прогнозирования основных  финансовых  показателей бизнеса предприятия. В качестве таких показателей используются статьи баланса и отчета о прибыли.

Суть подхода достаточно проста. Расширение деятельности предприятия (увеличение объемов продаж) неизбежно  приводит к необходимости увеличения его активов (основных и оборотных  средств). Сообразно этому увеличению активов должны появиться дополнительные источники финансирования. Часть этих источников (например, кредиторская задолженность и начисленные обязательства) увеличиваются сообразно наращиванию объемов реализации предприятия. Очевидно, что разница между увеличением активов и увеличением пассивов и составляет потребность в дополнительном финансировании. В процессе принятия решения о дополнительном финансировании выделяют: 1) предварительный этап (этап обнаружения и оценки проблемы) и 2) этап непосредственного решения проблемы.

С предварительным этапом связывают следующие моменты:

- прогнозирование   дополнительных  объемов основных и оборотных средств на планируемый период,

- прогнозирование   дополнительных  собственных и заемных финансовых  источников, которые появляются в процессе нормальной деятельности предприятия,

- оценка объема дополнительного финансирования как разницы между дополнительным объемом активов и дополнительным объемом задолженностей и капитала.

Этап решения проблемы представляет собой с последовательность действий следующего содержания:

Шаг 1. Прогноз отчета о прибыли на планируемый год.

Шаг 2. Прогноз баланса  предприятия на планируемый год.

Шаг 3. Принятие решения  об источниках дополнительного финансирования (на этом этапе потребуется итеративный пересчет основных показателей баланса и отчета о прибыли).

Шаг 4. Анализ основных финансовых показателей.

 

4.  Разработка бюджета  предприятия

4.1 Разработка бюджетов продаж, производства  продукции, затрат на основные материалы с графиком выплат, затрат на оплату труда основного персонала, накладных затрат

Проведенный выше анализ, выявил, что у ООО «ПромЭлектро» очень высокая вероятность наступления банкротства, в связи с чем, необходимо разработать программу финансового оздоровления предприятия, на основании которой будут составлены бюджет продаж и затрат.

ООО «ПромЭлектро» выполняет электромонтажные работы, при этом все материалы и комплектующие предприятие закупает у сторонних организаций, в частности, основной материал, используемый в работе, - опоры наружного освещения. В качестве меры по финансовому оздоровлению рекомендуется организовать собственное производство 12-метровых опор наружного освещения, которые будут использоваться как в собственной работе, так и для реализации сторонним предприятиям.

В таблице 4.1 сведены капитальные затраты на проект.

Таблица 4.1 – Капитальные затраты на проект

Оборудование

Количество, шт.

Цена, руб.

Стоимость, тыс. руб.

Трубогиб (от 40 до 80 мм)

3

60000

180

Труборез (от 80 до 210 мм)

3

120000

360

Сварочный аппарат

3

70000

210

Угловая шлифмашина

3

45000

135

Погрузчик вилочный

1

600000

600

Итого

   

1485


 

Капитальные затраты  составят 1485 тыс. руб. Дополнительное помещение  для производства опор не понадобится, т.к. ООО «ПромЭлектро» располагает цехами. Предполагается, что предприятие в год будет производить около 600 опор. Проект рассчитан на пять лет. Начало реализации проекта – 2012 год, в 2013 году – начало производства.

В таблице 4.2 представлен расчет затрат на производственные запасы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 - Бухгалтерский баланс 2009.xls

— 51.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Бухгалтерский баланс 2010.xls

— 51.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 - Отчет о прибылях и убытках 2010.xls

— 36.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 - Бухгалтерский Баланс 2011.XLS

— 46.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 - Отчет о прибылях и убытках 2011.XLS

— 37.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 68.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Внутрифирменное финансовое планирование и контроль