Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа
Необходимость преобразований вызвана существующей социально-экономической ситуацией, которая предъявляет высокие требования к ускорению адаптации современных промышленных предприятий к быстро меняющимся условиям жизнедеятельности и к повышению конкурентоспособности производимой продукции по сравнению с иностранными производителями. Главная задача современных промышленных предприятий - преобразование в эффективные субъекты рыночной экономики, способные к самосохранению и саморазвитию. Для выполнения данной задачи предприятиям необходимо изменить подходы к проведению изменений корпоративных ценностей, сделав их управляемыми.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Общая характеристика ООО «Газпром трансгаз Томск» . . . . . . .
Оценка персоналом корпоративной культуры. . . . . . . . . . . . . . . .
Рекомендации по совершенствованию организационной
культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . .
3) Не используются возможности новых систем оценки и вознаграждения сотрудников. Большая часть сотрудников не знает, за что они получают деньги, и не видит никакой взаимосвязи между размером зарплаты и своим поведением на рабочем месте, причем руководители этих предприятий не замечают в этом никакой проблемы. У сотрудников возникает логичный вопрос: зачем работать лучше, если платят столько же? Такая система вознаграждения только укрепляет в сотрудниках старое отношение, старый подход к работе.
В связи, с чем видится целесообразным выработать рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры.
Рекомендации по совершенствованию организационной культуры
На наш взгляд, целесообразно было бы на первом шаге деятельности в рамках построения эффективных внутрикорпоратвных отношений и внутрикорпоративной культуры можно предпринять следующие:
1. Основным принципом формирования корпоративной культуры должно быть соответствие ее всем элементам системы управления
Должны быть реализованы некоторые приемы, которые успешно используются для изменения и укрепления культуры менеджерами предприятий.
а. Изменение стиля руководства
делегирование сотрудникам больших полномочий и ответственности
привлечение сотрудников к принятию управленческих решений
четкий контроль конечных результатов работы
б. Изменение системы вознаграждения
вознаграждение, основанное на личных достижениях и результатах работы
переход от фиксированных окладов к премиальной системе
в. Обучение ‑ проведение тренингов, семинаров, программ адаптации и обучения на рабочем месте, посредством которых происходит внедрение новых ценностей и стандартов поведения
г. Новая кадровая политика
подбор в организацию сотрудников, разделяющих корпоративные принципы и ценности, или тех, кто в последствии может легко их перенять
подбор на ключевые позиции людей, являющихся носителями недостающих в компании ценностей. И способных передавать их другим сотрудникам
перемещение старых управленцев на позиции экспертов по различным вопросам работы компании
д. Внимание к рабочему окружению
переоборудование рабочих и общественных мест. Ремонт туалетов, столовой, создание благоприятной рабочей обстановки
введение униформы с корпоративной символикой для технических специалистов и рабочих
е. Построение системы внутреннего PR и коммуникации
новая интерпретация прежней истории, символики, мифов, легенд и традиций
создание системы информирования сотрудников на всех уровнях. Общие собрания, информационные доски, компьютерные рассылки, корпоративная газета.
Заключение
Подводя итоги по проделанной работе можно сделать следующие выводы:
На предприятии существует два направления проявления культуры в организации. Во-первых, культура официальная и культура реальная. Официальная культура ориентированна, прежде всего на внешних и на внутренних клиентов и закреплена в «Концепции политики ООО «Газпром трансгаз Томск» в области управления персоналом». Реальная же культура проявляется в однообразии и монотонности, а также в форме высказываний сотрудников об этом. При этом сам исследуемый персонал, а именно рабочие предприятия оценивают корпоративную культуру ООО «Газпром трансгаз Томск» по параметрам эмоционального и поведенческо-деятельностного компонента более высоко, чем менеджеры. При этом заметно, чем выше человек подымается по карьерной лестнице, тем больше проявляются различия восприятия корпоративной культуры, снижается удовлетворенность атмосферой в коллективе, отношениями между ними и высшим менеджерским составом который в свою очередь остается в целом на среднем уровне. Из чего можно заключить, что на предприятии не осуществляется должного внимания к корпоративной культуре компании. Кроме того проиллюстрируем это рядом примеров:
1) Не ведется целенаправленной работы по формированию общих корпоративных целей, ценностей и норм поведения. При проведении анкетирования на промышленном предприятии оказывается, что среди рядовых сотрудников и даже среди ключевых лиц нет единого представления об основных целях работы компании. "Максимизация прибыли" и "сохранение производственных мощностей" — весьма противоречивые цели, ведущие к разнонаправленному поведению сотрудников.
2) Без изменений остается рабочее окружение сотрудников. Многие руководители затрудняются ответить на вопрос, где находится столовая на их предприятии, что там происходит и чем там кормят сотрудников. А там, как правило, грязно и невкусно. Это пример невнимательного отношения к рабочему окружению сотрудников, к которому также можно отнести рабочие кабинеты и предметы в них, коридоры, информационные доски, рабочую одежду и многое другое. На многих предприятиях окружение остается неизменным со времен плановой экономики. Все это оказывают непосредственное влияние на отношение сотрудников к своей работе, формируют у них определенный образ своей компании.
3) Не используются возможности новых систем оценки и вознаграждения сотрудников. Большая часть сотрудников не знает, за что они получают деньги, и не видит никакой взаимосвязи между размером зарплаты и своим поведением на рабочем месте, причем руководители этих предприятий не замечают в этом никакой проблемы. У сотрудников возникает логичный вопрос: зачем работать лучше, если платят столько же? Такая система вознаграждения только укрепляет в сотрудниках старое отношение, старый подход к работе.
В связи, с чем нами были выработаны следующие рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры:
Изучив особенности существующей корпоративной культуры объекта нашего исследования — ООО «Газпром трансгаз Томск», выявлено наличие определенного ряда проблем. Эти проблемы во многом связаны с руководством предприятия и теми методами, при помощи которых они пытаются решать стоящие перед ними проблемы в области корпоративной культуры.
Поэтому, на наш взгляд, целесообразно было бы на первом шаге деятельности в рамках построения эффективных внутрикорпоратвных отношений и внутрикорпоративной культуры можно предпринять следующие:
1. Основным принципом формирования корпоративной культуры должно быть соответствие ее всем элементам системы управления
Должны быть реализованы некоторые приемы, которые успешно используются для изменения и укрепления культуры менеджерами предприятий.
а. Изменение стиля руководства
делегирование сотрудникам больших полномочий и ответственности
привлечение сотрудников к принятию управленческих решений
четкий контроль конечных результатов работы
б. Изменение системы вознаграждения
вознаграждение, основанное на личных достижениях и результатах работы
переход от фиксированных окладов к премиальной системе
в. Обучение ‑ проведение тренингов, семинаров, программ адаптации и обучения на рабочем месте, посредством которых происходит внедрение новых ценностей и стандартов поведения
г. Новая кадровая политика
подбор в организацию сотрудников, разделяющих корпоративные принципы и ценности, или тех, кто в последствии может легко их перенять
подбор на ключевые позиции людей, являющихся носителями недостающих в компании ценностей. И способных передавать их другим сотрудникам
перемещение старых управленцев на позиции экспертов по различным вопросам работы компании
д. Внимание к рабочему окружению
переоборудование рабочих и общественных мест. Ремонт туалетов, столовой, создание благоприятной рабочей обстановки
введение униформы с корпоративной символикой для технических специалистов и рабочих
е. Построение системы внутреннего PR и коммуникации
новая интерпретация прежней истории, символики, мифов, легенд и традиций
создание системы информирования сотрудников на всех уровнях. Общие собрания, информационные доски, компьютерные рассылки, корпоративная газета.
Список использованных источников
1. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. -2000 - № 12. – С. 11-21
2. Заржевский С.Г. Организационная культура в современной России: Автореф. дис. канд. филос. наук. ‑ М., 2007.
3. Камерон К., Курнн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: ИНФПА – М., 2009.
5. Корпоративная культура российских промышленных предприятий: прошлое никогда не умирает.// http://www.top-manager.ru/
6. Ломов Б.Ф., Организационное поведение / Под ред. проф. Короткова Э. Тюмень., 2009.
7. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.
8. Пушных В.А. Роль корпоративной культуры в управлении изменениями организации. Конференция Томского политехнического университета // http://www.tpu.ru/
Приложение А
Программа исследования
В качестве одного из методов выявления особенностей восприятия и оценки персоналом корпоративной культуры можно использовать метод анкетирования. В данном случае, в рамках исследования особенностей восприятия и оценки персоналом корпоративной культуры была разработана специальная анкета и проведено анкетирование 30 человек из менеджерского состава и 70 человек рабочих.
В качестве цели данного анкетирования рассматривался, с одной стороны, сбор информации об особенностях восприятия и оценки персоналом корпоративной культуры. В данном случае анкета выступает как элемент «обратной связи» для руководства компании. Но одновременно выполнялась еще одна функция. Сама анкета и проведение анкетирования рассматривались как факторы, которые могут в той или иной степени оказать воздействие для дальнейшего развития персоналом корпоративной культуры. В этом случае целью анкетирования являлся не сбор информации, а возможность выразить заинтересованность со стороны руководства компании в проблемах, с которыми сталкиваются агенты.
Данная анкета была составлена c учетом особенностей деятельности предприятия, внутренних и внешних условий работы. В вопросах использовались специальные термины, используемые в рамках данной организации.
Анкета носила анонимный характер. Это позволило, на наш взгляд, получить более честные и искренние ответы, уменьшить влияние эффекта социальной желательности.
Методика исследования состоит из четырех субтестов:
I. Организационный компонент.
II. Эмоциональный компонент.
III. Рефлексивный компонент.
IV. Поведенческо – деятельностный компонент.
Максимальная оценка каждого суждения – 10 баллов, минимальная – 1 балл.
1 – 2 балла низкая выраженность данного аспекта
2 – 4 балла – ниже среднего
4 – 6 баллов – средняя выраженность
6 – 8 баллов ‑ выше среднего
8 – 10 баллов – высокая выраженность
В результате производится подсчет баллов по каждому из компонентов методики.
Исследование проводилось на ООО «Газпром трансгаз Томск» среди менеджерского состава и рядовыми рабочими.
1-я группа менеджерский состав в составе 30 человек.
2-я группа рядовые рабочие – 70 человек.
В проводимом исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Провести исследование среди менеджерского и рабочего состав предприятия.
2) Провести математическую обработку данных
Для реализации поставленных задач исследования нами были выбраны следующие методы:
Наблюдения;
Тестирование;
Методы математической статистики
1. Наблюдения.
Наблюдения проводились с целью определения оптимальных форм организации проведения исследования, выявление оптимальных средств и методов его проведения.
2. Тестирование.
Тестирование проводилось с целью определения особенностей восприятия оценки персоналом корпоративной культуры ООО «Газпром трансгаз Томск».
3. Методы математической статистики.
Полученные результаты проводимого исследования подверглись математической обработке с помощью компьютерных программ (Microsoft Office Excel 2003, Статистика).
Приложение Б
Вопросы, использованные при проведении анкетирования
Уважаемый сотрудник! Мы рады, что вы согласились принять участие в нашем опросе. Наш отдел проводит исследование восприятия корпоративных ценностей руководством и рядовыми сотрудниками ООО «Газпром трансгаз Томск», поэтому с целью улучшения корпоративной культуры просим Вас ответить на несколько вопросов.
Информация о работе Анализ организационной культуры на примере ООО «Газпром трансгаз Томск»