Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-изучить социальный портрет и имидж женщины-менеджера, особенности женского стиля управления;
-выявить подходы к управлению женщин-менеджеров;
-определить какие существуют ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров;
-проанализировать проблемы женщин в управлении и состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы женского стиля руководства
1.1 Социальный портрет женщины-менеджера………………………...5
1.2 Особенности женского стиля управления. Отличия мужского и женского стиля руководства……………………………………………...9
1.3 Ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров………….15
2. Анализ проблем женщин в управлении
2.1 Состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом……………………………………………………………...........18
2.2 Препятствия для женского менеджмента……………………..........25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы………………………...........36
1. Мотивация трудовой деятельности женщины имеет определенные отличия. Известная пятиуровневая пирамида потребностей А. Маслоу в гендерном разрезе претерпевает значительные корректировки на каждой ступени. Доказано, что различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин. Причем, женщины имеют более подвижную мотивационную структуру, они могут реагировать с большими отличиями и реакция будет выражена ярче, чем у мужчин. Например, если женщина чувствует себя социально защищенной, счастлива в браке, семье, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации.
Жизнь мужчины наполнена проблемами карьеры и работы, он высоко ценит внесемейные отношения, например, общение в кругу коллег или друзей.
Позиция женщины меняется, если она одинока или работает из-за материальной необходимости. В этих случаях ярче проявляется стремление к стабильности, уверенности в будущем, обеспечении средств существования, реализации своих потребностей и возможностей.
2. В управлении персоналом женщина — руководитель больше внимания уделяет отношениям между членами коллектива, ее больше волнует сфера межличностных отношений, чем руководителя — мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, опирается на технологию «знаков внимания»: проявляет большую чуткость в понимании душевного состояния личности.
Осуществляя функцию контроля за деятельностью персонала, женщина не стремится к жестким санкциям, а в первую очередь желает обеспечить необходимые условия для подчиненных с целью минимизации наказаний. При этом она сохраняет способность реализовывать жесткие меры по отношению к тем, кто не справляется с поставленными задачами.
3. Женщина более эмоциональна и эта черта особо характеризует женский стиль управления. В различных ситуациях реакция женщины — руководителя отличается от реакции мужчины: эмоционально она более ярче и богаче. Женщина «близко к сердцу» принимает все, связанное с работой, и достаточно долгий период времени остается во власти переживаний.
При принятии решений женщина — менеджер чаще полагается на свои ощущения, интуицию, женскую логику, что бывает небезуспешным, поскольку женщина ведет себя как целостная личность, чуткая к большинству аспектов проблемы, имеющих для нее эмоциональное значение.
Вследствие повышенного уровня эмоциональности женщина обидчивее, болезненнее реагирует на критику, грубость и тем более оскорбление, что не позволяет ей всегда быть объективной и вести себя конструктивно. Излишнюю эмоциональность считают серьезным недостатком женской модели управления, поскольку она является источником несправедливости и неуверенности, причиной многих конфликтов.
4. Во взаимоотношениях с внешней средой женский стиль управления отличается большой гибкостью, ситуативностью, умением адаптироваться к сложившимся обстоятельствам. Отказ от жалоб на невозможность преобразований и поиска виноватых дает возможность женщине — руководителю успешно действовать в рамках заданных ограничений, настойчиво и последовательно добиваться реализации поставленных целей.
Женщина умеет сочетать и оперативно переключаться с одной социальной роли (менеджер, бизнес-леди) на другую (жена, дочь, мать). Однако установлено, что примерно треть нервных расстройств женщин происходит от столкновения ее социальных ролей — руководителя на работе и исполнителя дома.
5. В силу извечной женской терпеливости деятельность женщины — менеджера направлена на последовательные, постепенные преобразования без ориентации на сиюминутный результат. Склонность женщины — руководителя к тактическому, а не стратегическому планированию оказывается более выигрышной в современной ситуации.
Установлено, что женщины имеют детальный и взвешенный подход, «вкус» к мелочам: они значительно лучше воспринимают и анализируют детали, подробности событий, умеют скрупулезно расчленить целое на составные части и провести логический анализ элементов целого. Полнота и точность такого дифференциального анализа совершенно недостижима для большинства мужчин. Зато мужчины лучше могут представить событие в целом, оценить стратегические тенденции явления, установить интегрированную связь между частями целого. Образно говоря, женщины видят деревья, а мужчины — лес.
6. Стиль руководства женщины — менеджера отличается большей демократичностью, готовностью к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных.
Для
реализации принятых решений характерно
четкое распределение функций
7. Женщине — менеджеру присуща такая черта, как склонность к наставлениям, поучениям, назиданиям. Нередко эта черта не нравится окружающим, особенно мужчинам. Объяснение этой особенности дает теория «трех Я», разработанная Э. Берном, согласно которой формирование личности проходит по трем блокам: «детское Я», «родительское Я» и «взрослое Я». Любая поступающая информация последовательно проходит названные блоки и определяет поведение человека.
8. Еще одна особенность женщины — руководителя — любознательность. В большинстве случаев она реализуется в позитивном направлении как стремление расширять свой кругозор через общение, установление новых контактов, сбор дополнительной информации. Но нередко эта черта приводит к сбору и распространению недостоверных сведений (слухов, сплетен) и их использованию при принятии решений, что неизбежно снижает их качество.
9. В экстремальных ситуациях женщина демонстрирует не стратегию страха и избегания, а активного противостояния. Внутреннее чутье помогает женщине весьма успешно действовать в кризисных ситуациях. Используя разные модели поведения, женщина находит оптимальные в сложившихся условиях пути решения проблем, не уступая в бесстрашии и хитрости руководителю — мужчине.
Исследования показывают, что женщины и в ситуациях риска способны формировать адекватные стратегии, отличающиеся, с одной стороны, осознанной осторожностью, с другой, — необходимым уровнем рискованности и даже авантюризма.
10. Имеет особенности участие женщин в конфликтах. Распространенное мнение о том, что конфликты имеют, как правило, «женское лицо», не подтверждается специальными исследованиями. Установлено, что мужчины и женщины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины и формы проявления конфликтов у них разные.
Женщины «выплескивают» свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они владеют мягкими конфликтными технологиями, быстрее и легче «отходят» и успокаиваются.
Социологи выделяют шесть направлений в стилях управления женщины руководителя:
1."Дама в белых перчатках" - внешне играет в порядочность, уважительность, честность, а на самом деле делает гадости и унижает достоинства других "приличными методами".
2.
"Холодно-высокомерная леди" -
ее интересует только служба,
и никаких душевных состояний,
она избегает неформального
3.
"Жуткая сплетница". Случается,
что о руководителе-женщине
4.
"Капризная барышня". Отличительная
черта - замкнутость на себе, обвинение
всех и вся в злом умысле
против нее,
5.
"Синий чулок". Отношение к
этому типу руководителя
6.
Есть руководители с так
Особенности
поведения женщины —
Далее
имеет смысл изучить те факторы,
которые мотивируют деятельность женщины-менеджера.
1.3
Ценности и мотивы
деятельности женщин-менеджеров
Преобладает мнение, что амбиции женщины должны быть направлены на то, чтобы выйти замуж за успешного бизнесмена или удовлетвориться тем, что она родила и вырастила детей. Но многим женщинам этого недостаточно, и они стремятся не только к семейной, но и к профессиональной реализации. Однако здесь материальная заинтересованность является не первым и не единственным мотивом.
Мотивационная шкала женского бизнеса представлена в таблице 3.1112
Ведущими мотивами у женщин являются мотивы самореализации и интереса. Это означает, что реализация себя в деле и возможность проверить собственные силы вместе с материальной заинтересованностью являются главными целями женского бизнеса. Малую позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения. Материальный интерес всегда соперничает с личностными мотивами.
Женская мотивация в большей степени, нежели у мужчин, подвижна и меняется под влиянием определенных факторов: состояния фирмы, состава команды, финансового давления, самооценки, представления о степени реализации целей и т.п.
Если составлять список тех мотивов, которые движут российскими и зарубежными женщинами-менеджерами, то он будет примерно таким:
Сравнивая мотивацию мужчин-менеджеров и женщин-менеджеров, заметно, что жизнь мужчин практически всегда ориентирована на решение проблем работы и карьеры. Для женщин такая закономерность мотивации труда не прослеживается и, как правило, определяется социальной защищенностью женщины. Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности.