Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-изучить социальный портрет и имидж женщины-менеджера, особенности женского стиля управления;
-выявить подходы к управлению женщин-менеджеров;
-определить какие существуют ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров;
-проанализировать проблемы женщин в управлении и состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы женского стиля руководства
1.1 Социальный портрет женщины-менеджера………………………...5
1.2 Особенности женского стиля управления. Отличия мужского и женского стиля руководства……………………………………………...9
1.3 Ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров………….15
2. Анализ проблем женщин в управлении
2.1 Состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом……………………………………………………………...........18
2.2 Препятствия для женского менеджмента……………………..........25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы………………………...........36
Социальный портрет успешной женщины – менеджера представлен сочетанием следующих качеств: осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к управлению коллективной деятельностью, признание необходимости сочетания различных социальных ролей (жёсткий руководитель на работе - заботливая мать дома), обладание более тонким социальным интеллектом, умение оценивать и прогнозировать поведение других людей. В этот список можно также включить добросовестность, доброжелательность, высокую открытость профессиональному опыту и другие. Снижают же эффективность управления следующие черты: мягкость характера, трудность в наказании за ошибки, эмоциональность, сниженный потенциал риска.
Рассмотренные особенности поведения женщины - руководителя, которые являются даже не полным перечнем характерных черт женского стиля управления, позволяют опровергнуть традиционное представление о том, что возможности женщины – менеджера ограничены. Также опровергается мнение о меньшей эффективности «мягкого» женского менеджмента по сравнению с «жесткой» мужской моделью управления. Факты свидетельствуют о том, что женщина способна на жесткие управленческие решения, но в «мягкой пластике», не так, как это делают представители мужского пола. Женщины – руководители достигают успеха, творчески используя свои способности, реализуя внутренне присущие только женщине черты и качества. Мужчины и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием, и характеристики пола практически не выступают ограничителями для эффективного менеджмента.
Рассматривая в работе ценностные ориентации женщин-менеджеров, было установлено, что их мотивы весьма разнообразны. Основную роль в ценностно-ориентационной сфере женщин-предпринимателей играет работа, которая мотивирована потребностью в самореализации, интереса и активной жизни. Женщины редко выдвигают работу на первую ведущую позицию в системе ценностей. В отличие от мужчин-предпринимателей, не все женщины-предприниматели с готовностью, гордостью и радостью признают за собой роль предпринимателя и делового человека, несмотря на то, что фактически ее выполняют. Низкую позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения, материальный интерес соперничает с личностными мотивами. Женская мотивация подвижна и меняется под влиянием определенных факторов: состояния фирмы, состава команды, самооценки и т.п.
Влияние женщин на мировую политику и экономику увеличивается. Россия сегодня занимает одно из лидирующих мест в мире по доле женщин-руководителей бизнеса. Самый большой процент женщин руководителей сегодня в Швеции, около 40 %, все остальные страны не на много отстали – это 29 -30%, в том числе и Россия. В российских компаниях руководителей - женщин примерно на 30% меньше, чем руководителей-мужчин. Но не такое уверенное положение занимают женщины во власти страны. Сегодня Россия находится на 120 месте в мире по числу женщин, занятых в государственном управлении, а по количеству представительниц в высшем законодательном органе страны - одно из последних мест. В настоящее время представительницы слабого пола активно осваивают не только отрасли, которые традиционно считались женскими: торговля, медицина, но и типично мужские отрасли, как машиностроение, бизнес и другие. Что касается других стран, то замечено, что положение женщин – менеджеров зависит от национальных особенностей страны, сложившегося различия ролевых функций и т.д.
Существует масса представлений и мифов об особенностях труда женщин. Эта информация не всегда оказывается достоверной, поэтому существуют некие препятствия для женского бизнеса, такие как профессиональная дискриминация, полоролевая дискриминация, дискриминация в образовании, приписывание и другие. Также существует ряд стереотипов, которые опять же мешают женщинам в достижении намеченных целей в области карьеры. Эти представления, мифы, стереотипы формально и неформально включаются во множество профессиональных структур занятости. Несмотря на то, что дискриминация по признаку пола в сфере занятости запрещена Конституцией и законами Российской Федерации, подобная практика и явно, и скрыто существует.
Всё вышесказанное ещё раз доказывает то, что общество ещё очень мало знает об особенностях женского менеджмента и склонно к стереотипам в восприятии возможностей женщин в управлении. Результаты, которые были достигнуты в работе, заставляют пересмотреть некоторые традиционные представления об особенностях женского управления и убедиться в том, что женщина - не худший менеджер, нежели мужчина, и умеет достигать поставленных целей.
Список использованных источников и литературы