Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
-изучить социальный портрет и имидж женщины-менеджера, особенности женского стиля управления;
-выявить подходы к управлению женщин-менеджеров;
-определить какие существуют ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров;
-проанализировать проблемы женщин в управлении и состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы женского стиля руководства
1.1 Социальный портрет женщины-менеджера………………………...5
1.2 Особенности женского стиля управления. Отличия мужского и женского стиля руководства……………………………………………...9
1.3 Ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров………….15
2. Анализ проблем женщин в управлении
2.1 Состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом……………………………………………………………...........18
2.2 Препятствия для женского менеджмента……………………..........25
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литературы………………………...........36
Женщины-руководители в отличие от мужчин пытаются прививать работникам чувство их незаменимости, используя для этого все возможные способы: стимулируют работников высказывать свои соображения и предложения по любому вопросу, касающемуся общего дела; проводят коллективные обсуждения целей и стратегии организации; организуют совместный отдых сотрудников за счет фирмы. Женщины-менеджеры не оставляют без внимания знаменательные даты в жизни своих подчиненных, организуют неформальное общение.13
Таким образом, основную роль в ценностно-ориентационной сфере женщин-предпринимателей играет работа, которая мотивирована потребностью в самореализации и активной жизни. Выдвижение работы на ведущую позицию в системе ценностных ориентаций определяет специфику направленности личности женщин-предпринимателей. В отличие от мужчин-предпринимателей, не все женщины-предприниматели с готовностью признают за собой роль предпринимателя и делового человека, несмотря на то, что фактически ее выполняют.
2.
Анализ проблем женщин
в управлении
2.1
Состояние занятости
женщин в управлении
в России и за
рубежом
Современные женщины-руководители, как я уже говорила ранее, на равных конкурируют с мужчинами. Более того, работодатель все чаще отдает предпочтение менеджерам прекрасного пола. Исследования показывают, что за последние годы количество женщин-управленцев существенно выросло. А конкурентными преимуществами женщин остаются лояльность работодателю и готовность работать за меньшие деньги.
Цифры статистики говорят, что влияние женщин на мировую политику и экономику увеличивается. Так, сегодня в некоторых развитых странах предприятия, возглавляемые женщинами, обеспечивают до 60% ВВП. Например, в Германии и США это процент составляет 50-52%, в Японии - 55%, а в Италии - 60%. Увеличивается роль женщин во влиянии на мировую политику. Например, в национальных парламентах всего мира на долю женщин приходится 15% мест. Самый высокий уровень (почти 45%) женщин в национальном парламенте Швеции, до 40% - в Дании, Финляндии и Нидерландах. 31% Европарламента занимают женщины. В новое правительство Европейского союза - Еврокомиссию - выдвинуто 8 министров-женщин (треть состава). В настоящее время на всех континентах насчитывается 11 женщин-глав государств или правительств.14
Ниже приведены некоторые факты, касающиеся деятельности женщин в управлении за рубежом (особое внимание уделяется таким странам, как США, Япония, Германия), а затем в России.
США:
Работа для женщин в иностранных филиалах фирм в США и в филиалах американских фирм, расположенных в других странах, в конечном итоге приводит к положительным результатам. Полученный широкий опыт позволяет женщинам-менеджерам по всей стране занять высокие руководящие посты, что в итоге способствует квалифицированному созданию собственного дела.
Япония:
Деловые
люди в Японии привыкли видеть женщину,
постоянно выражающую почтение к
мужчине и представить ее в
качестве конкурента либо шефа или
бизнесмена они не могут. Проведенный
социологический опрос
Германия:
Приведенные данные подтверждают заметный рост участия женщин в экономической жизни описанных выше стран и позволяют прогнозировать перспективные сдвиги в этом направлении.
По мнению ученых, неравноправие женщин и мужчин в менеджменте является отчасти следствием личностных установок представительниц слабого пола.
Тенденция увеличения влияния женщин на политику и экономику не обошла стороной и Россию.
Социологические институты и общественные организации регулярно проводят исследования на эту тему и их результаты лишь подтверждают предсказание учёного Ричарда Фарсона, что наступление матриархата в бизнесе неминуемо. По данным общероссийской общественной организации "Российская академия бизнеса и предпринимательства" (РАБИП) Россия сегодня занимает одно из лидирующих мест в мире по доле женщин-руководителей бизнеса. При этом женский бизнес здесь развивается в 1,7 раза динамичнее мужского.21
Но не такое уверенное положение занимают женщины во власти страны. Сегодня Россия находится на 120 месте в мире по числу женщин, занятых в государственном управлении, а по количеству представительниц в высшем законодательном органе страны - одно из последних мест, находясь между Камбоджой и Суданом. В четвертой Государственной Думе (2003-2007 гг.) женщины занимали лишь 9,84%.22
Тогда где же работают те 78 млн. человек или 53% населения страны? Это самая крупная социальная общность, отличающаяся психическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом. На рынке труда это одна из крупнейших групп населения. В основном на гражданской службе. Аппарат исполнительной власти в последнее время все больше феминизируется. На федеральном уровне и в субъектах Федерации женщины в исполнительных органах власти составляют 70%, в органах местного самоуправления - 75%.
По данным Госкомстата РФ, на конец ноября 2009 года всего занятых в экономике - 69362 человек. Из них мужчин - 35275, а женщин, соответственно - 34086. Из них руководителей-мужчин - 3187, а руководителей-женщин - 2045. Это свидетельствует о том, что при приблизительно равном количестве мужчин и женщин в Российской экономике, количество руководителей-мужчин явно больше, чем руководителей-женщин.
При этом наибольшее количество женщин - это специалисты высшего уровня квалификации в области образования – 2143 чел., прочие специалисты высшего уровня квалификации – 3816 чел., работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 2661 чел., и самое большое количество - это продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды – 3975 чел.23 Это означает, что в России женщины-менеджеры есть, но их еще не достаточно. Женщинам предписывают выполнять типично женские виды деятельности.
Известно, что женщины-бизнесмены, как правило, привлечены в традиционные для них сферы - пищевая, легкая промышленность, или связанные с так называемыми интеллектуальными сферами, которые имеют большую сервисную нагрузку. А отсюда можно сделать вывод, что женщины в России занимаются бизнесом, который не дает достаточно больших денежных результатов, как у мужчин.
Но как бы ни были радужны перспективы роста женской политэкономической активности, в ходе своих исследований РАБИП пришел к выводу, что в России по-прежнему бытует всё-таки патриархальное представление о женской доле. Об этом говорят и исследования доктора социологических наук, ведущего сотрудника института социологии РАН Аллы Чириковой, которые она проводила со своей коллегой из Института психологии РАН Натальей Тихоновой. Большинство россиян полагает, что женщина не сможет справиться со своими обязанностями так, как это сделал бы мужчина, потому что она зависима от семьи и, следовательно, не сможет всю себя посвятить работе, что женщина не может идти на риск, потому что она по своей природе более расчетлива и не будет ввязываться в дело, которое потенциально может быть обреченным на провал.
«Результаты исследований показывают, что когда руководящие посты занимает женщина, то ее результаты не хуже, чем у мужчины, если даже не лучше. Чаще всего женщины являются более гибкими лидерами по сравнению с мужчинами. А отсюда и более успешными», - говорит Алла Чирикова.24
В рейтинге самых успешных и деловых женщин присутствует, например, член совета директоров и владелица 18,4% акций ОАО "Лебедянский" (соки "Я", "Тонус", "Фруктовый сад") Ольга Белявцева. Ее состояние оценивается в 300 миллионов долларов. Или совладелица девелоперской компании "Декра-Групп" Наталья Мироненко (350 миллионов долларов), заместитель председателя правления газовой компании "Новатэк" Татьяна Кузнецова (340 миллионов долларов), главный бухгалтер компании "ЛУКОЙЛ" Любовь Хоба (240 миллионов долларов).25
Анализируя
приведенные данные, можно заметить,
что в настоящее время
2.2
Препятствия для
женского менеджмента
В России принцип равноправия и равных возможностей закреплен в п.3 ст.19 Конституции РФ: "Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".26 К сожалению, это положение зачастую не подкреплено практикой. Сферы приложения женского труда исторически были весьма ограничены, вековой опыт руководства домашними делами укрепил понимание "женщины-менеджера" только на уровне семейной экономики.
Далее выделены некие моменты, которые связаны с препятствиями для деятельности женщины-менеджера:
- Профессиональная дискриминация.
Полоролевые предубеждения и вера в соответствующие роли мужчин и женщин оказывают большое влияние на профессиональные возможности и преодоление барьеров, которые ощущает каждый пол.
Черты и поведение, стереотипно приписываемые исключительно мужчинам, компетентность, логическое мышление, инициативное поведение, заставляют работодателей и менеджеров по кадрам рассматривать мужчин подходящими для определенных профессий, где требуется лидерство, профессиональные и технические навыки. Стереотипные черты, приписываемые женщинам, например заботливость, кооперативность, нежность, ассоциируются с обслуживанием и заботой, т.е. с кругом низкостатусных и низкооплачиваемых профессий.