Анализ работы с кадровым резервом в Читинской таможне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: анализ работы с кадровым резервом в организации на примере Читинской таможни.
Задачи:
- определить понятия - кадровый резерв, планирование кадрового резерва, работа с кадровым резервом;
- на основе анализа литературных источников изучить правовые источники формирования кадрового резерва;
- выявить цели, задачи, функции и принципы формирования кадрового резерва;
- определить этапы формирования кадрового резерва;
- проанализировать основные методы оценки претендентов в кадровый резерв Читинской таможни;
- исследовать нынешнее состояние кадрового резерва на примере Читинской таможни;
- выявить пути совершенствования кадрового резерва в таможенных органах РФ, дать рекомендации, вытекающие из содержания работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА 6
2 АНАЛИЗ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РФ 15
2.2 АНАЛИЗ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В ЧИТИНСКОЙ ТАМОЖНЕ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Управление персоналом 121 Д.М. Власкин.doc

— 364.50 Кб (Скачать документ)

Проведенный анализ работы с кадровым резервом Читинской таможни за 2008-2010 года показал, что от 60% до 70% вакансий в Читинской таможне замещаются лицами, состоящими в кадровом резерве таможни. И лишь 30 % вакантных должностей замещаются специалистами не входящих в кадровый резерв, при этом 20 % из них относятся к должностям сотрудники, т.е. кандидата на должность определяет начальник таможни (вне конкурса). Такое положение позволяет сделать вывод о достаточно высоком уровне работы кадровой службы Читинской таможни по подготовке лиц зачисленных в кадровый резерв.

Планирование подготовки резерва в Читинской таможне осуществляется по следующей схеме:

1. Разработка обшей программы (плана) подготовки резерва таможни.

Общая программа включает два раздела:

1.1.              Теоретическую подготовку непосредственно в таможенном органе - обновление и пополнение знаний «резервистов» по отдельным вопросам науки и практики управления, связанных с их прежней (базовой) подготовкой, в связи повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности деятельности. Форма контроля - сдача экзамена (зачета). Занятия проводятся по актуальным и общезначимым для всего состава резерва темам непосредственно в таможне. Периодичность проведения таких занятий устанавливается начальником таможни. Для их проведения привлекаются руководители, лучшие специалисты таможенных органов, ученые и практики из сторонних организаций.

1.2.              Обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования (ДПО) в соответствующих образовательных учреждениях. При этом следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ», Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации», приказа ФТС России от 25 июля 2008 г. № 915 «Об утверждении порядка дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации». Выбор образовательных программ осуществляется в соответствии с потребностью (требованиями квалификационных характеристик) и с учетом мнения самого «резервиста».

При осуществлении выбора программ дополнительного профессионального образования необходимо исходить из того, что оно имеет целью подготовку кандидата к замещению вышестоящей должности, а не повышение квалификации по занимаемой им должности.

Учитываются также следующие требования «Положения о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации» (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ»):

- включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе является основанием для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе;

- гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты", в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" направляется на профессиональную переподготовку;

- гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.

2. Разработка специальной программы (плана) подготовки резерва таможни.

Специальная программа предусматривает подготовку, сочетающую теорию и практику и осуществляется по следующим направлениям: деловые и ролевые игры по общепрофессиональным и специальным проблемам; решение конкретных задач по специальностям и направлениям деятельности, проведение тренингов и семинаров и т.д.

Реализация данной программы осуществляется в часы профессиональной учебы (в соответствии с приказом ФТС России от 25 ноября 2004 г. № 329 «Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации»). С этой целью в таможне из состава резерва формируются отдельные учебные группы. Например, группа профессиональной учебы резерва на должности начальников отделов или на должности главных государственных таможенных инспекторов и т.д. Это позволяет, во-первых, предоставить время для освоения программ подготовки резерва, во-вторых, актуализировать подготовку по необходимому направлению. Для проведения занятий в таких группах привлекаются опытные специалисты таможенных органов, образовательных учреждений, практики органов государственного управления.

3. Разработка индивидуальных планов должностных лиц, состоящих в резерве.

Индивидуальный план, разрабатывается в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 6 июля 1999 г. № 407 «Об утверждении Инструкции об организации работы по формированию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах Российской Федерации» и «Положением об организации работы по формированию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности таможенных органов Сибирского таможенного управления(СТУ)», утвержденным приказом СТУ от 20.04.2006 № 294.

Подготовка должностных лиц, зачисленных в кадровый резерв, по индивидуальным планам является основной формой их профессионального развития. Она основывается на:

-  высокой личной ответственности кандидатов;

-  высокой требовательности руководителей;

-  высоком уровне организации исполнения;

-  систематическом и действенном контроле исполнения.

Индивидуальный план разрабатывается руководителем подготовки и утверждается начальником таможенного органа. Контроль за ходом выполнения должностным лицом индивидуального плана подготовки ведет руководитель подготовки. Непосредственные начальники, которым подчинены должностные лица, состоящие в резерве, в ходе выполнения мероприятий, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, составляют отзывы о результатах их выполнения с рекомендациями о возможности (невозможности) их использования на руководящих должностях.

Содержание плана включает изучение и освоение современных методов управленческой деятельности в таможенных органах, совершенствование навыков аналитической работы, применение современных информационных технологий в таможенном деле и организации управления в таможенных органах.

В индивидуальный план включается также:

-  временное исполнение обязанностей руководителя по вышестоящей должности в период отсутствия занимающего эту должность должностного лица;

-  участие в разработке планов проведения конкретных мероприятий, подготовке проблемных вопросов для рассмотрения на коллегиях, служебных совещаниях, семинарах;

-   обобщение передового опыта таможенного органа, составление аналитических документов, обзоров, методических рекомендаций;

-   стажировка в таможенных или других государственных органах;

- другие мероприятия, отражающие реальные потребности в развитии
профессиональных качеств по планируемой должности.

По итогам обучения за год по решению руководителя или по собственному желанию «резервисты» представляют в подразделение кадровой службы, выполненные ими научные статьи, методические разработки или рекомендации, направленные на совершенствование организации деятельности таможенных органов, с целью дальнейшего их использования на практике или в учебном процессе.

В течение года допускается корректировка плана с учетом дополнительных тем, рекомендуемых ФТС России и СТУ, изменениями нормативной базы и условиями оперативной обстановки.

Для государственных гражданских служащих, имеющих утвержденные индивидуальные планы профессионального развития, разработанные в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ» и приказа ФТС России от 25 июля 2008 г. № 915 «Об утверждении порядка дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации», составляется отдельный индивидуальный план подготовки кандидата резерва. Это необходимо по вполне очевидным причинам, обусловленным целевыми установками. План индивидуального развития имеет целью поддержание и развития профессионального уровня по занимаемой должности, а план кандидата резерва ориентирован на достижение профессионального уровня, необходимого для замещения вышестоящей должности.

Подготовка лиц из сторонних организаций, зачисленных на конкурсной основе в резерв для замещения должностей государственной гражданской службы в связи с невозможностью привлечения их к групповым формам обучения проходит в форме самостоятельного обучения по индивидуальным планам. В этой связи применяется следующая методика подготовки данной категории резерва:

1.              После проведения процедур конкурсного отбора проводится собеседование «резервиста» с руководителем подготовки в ходе, которого уточняются и согласовываются основные мероприятия индивидуального плана подготовки.

2.              Разрабатывается индивидуальный план, даются рекомендации по его выполнению, согласовываются сроки выполнения мероприятий (в зависимости от объема задач и планируемого срока назначения на должность), порядок контроля, учета и отчетности по исполнению.

3.              Осуществляется контроль выполнения мероприятий плана, степенью овладения знаниями и навыками для исполнения обязанностей по планируемой должности. Контроль осуществляется в форме тестирования, сдачи зачетов по отдельным пунктам или разделам плана, собеседования по проблемным вопросам и т.д. Для осуществления контроля и оценки качества выполнения плана привлекается руководитель структурного подразделения и ведущие, наиболее подготовленные специалисты по направлению деятельности. Периодичность контроля определяется руководителем подготовки.

4.              Устанавливается потребность и определяется направление дополнительного профессионального образования. Поскольку обучение по программам ДПО с отрывом от работы не связанной с таможенными органами практически невозможно, допускается обучать лиц этой категории резерва с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий, в том числе по программам Российской таможенной академии.

5.              «Резервисты» привлекаются для участия в семинарах и конференциях, проводимых таможенным органом по актуальным вопросам профессиональной деятельности.

6. Проводятся консультации руководителя подготовки и специалистов по направлениям деятельности.

Методика используемая в Читинской таможне позволяет активно влиять на подготовку «резервиста», поддерживать его связь с таможенным органом, мотивировать на качественное освоение квалификационных требований по должности, адаптировать к будущей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование и использование кадрового резерва в организации должно максимально удовлетворять потребности предприятия в замещении должностных позиций специалистов различного уровня и профиля.
Под «кадровым резервом» понимается группа специалистов, отвечающих требованиям, которые предъявляются к той или иной должности. Эта группа специалистов уже прошла отбор, целевую и квалификационную подготовку.
Кадровый резерв организации связан со способностью организации предвидеть будущее, а для отдельно взятого работника – это означает планирование своего карьерного роста.

Основными методами пополнения кадрового резерва в Читинской таможне являются:

- метод анкетирования;

- метод собеседования;

- метод интервьюирования;

- отборочные тесты;

- анализ резюме;

- аттестация;

- оценка деятельности сотрудника.

Кадровый резерв — важная составляющая кадровой политики Читинской таможни. Наличие правильно сформированного и подготовленного резерва делает управление более эффективным, обуславливает качественное развитие и способствует более успешной деятельности. Систематический отбор в резерв наиболее перспективных работников, которые после специального обучения смогут занять ключевые позиции в таможне, позволяет решать проблемы управления организацией. Это также реальная забота о карьерном росте и профессиональном развитии должностных лиц таможни, мотивирующая их на эффективную работу и способствующая росту их лояльности.

Тем не менее, для того, чтобы совершенствовать работу в области формирования резерва таможни, необходимо налаживание связей между таможней и учебным заведением, которое способно поставлять кадры для таможни.

В интересах поддержания и развития мотивации рекомендуется внедрить систему стимулирования должностных лиц, успешно обучающихся по программе подготовки кадрового резерва, например, по результатам успешной сдачи экзаменов, зачетов, прохождения тестирования.

Информация о работе Анализ работы с кадровым резервом в Читинской таможне