Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:47, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования предприятия. Без нее немыслимо само существование организации. Качественное ведение бизнеса в нашей стране подразумевает способность предприятия приспосабливаться к любым изменениям внешней среды и эффективно на них реагировать.
Введение
1. Теоретические основы анализа внешней среды предприятия
1.1 Понятие внешней среды и обоснование необходимости проведения анализа внешней среды.
1.2 Методы анализа внешней среды
2.1 PEST-анализ
2.2 Анализ доминирующих характеристик отрасли
2.3 Анализ движущих сил отрасли
2.4 Анализ стратегии конкурентов
2.5 Комплексная оценка о привлекательности отрасли
3. Применение результатов анализа внешней среды в стратегическом планировании предприятия ОАО «МТС»
3.1 Выбор стратегии развития на основе матрицы БКГ и GE/МАКИНЗИ
3.2 Выбор стратегии развития компании ОАО «МТС»
Заключение
Список используемой литературы
В зависимости от стадии, на которой
находится товар, для него подбирается
оптимальная маркетинговая
Для выбора стратегии матричным подходом, необходимо определить, кем является компания ОАО «МТС». В матрице БКГ используются критерий темпа роста рынка и относительная доля на рынке.
Для построения матрицы БКГ откладывают максимальное и минимальное значения изменения рынка на вертикальной оси матрицы. Полученный диапазон является возможным диапазоном роста рынка.
На горизонтальной оси матрицы - диапазон изменений роста рыночной доли анализируемого предприятия. Полученное поле матрицы делится на четыре квадрата (рис. 6).
В данной матрице «МТС» может являться одной из четырех групп на рынке: «Звезды» и «Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно развитой отрасли, а «Знаки вопроса» и «Собаки» занимают незначительную долю рынка на развивающемся и, соответственно, малопривлекательной отрасли. Т.к. компания ОАО «МТС» занимает лидирующее положение в относительно развитой отрасли – что говорит о ней как о компании «Звезда», необходима наступательная стратегия в данной отрасли. Долю рынка необходимо сохранять или увеличивать.
Итак, наступательная стратегия.
Рис. 6. Матрица БКГ
Исходя из матрицы Genaral Electric, компания соответствует высокому уровню конкурентоспособности и соответствует высокому уровню привлекательности предлагаемых услуг. В данном случае место, занимаемое компанией ОАО «МТС» будет эквивалентно «Звездам» в матрице БКГ. И здесь рекомендуется стратегия агрессивного роста.
Ситуационный подход предполагает выбор стратегии исходя из позиции фирмы на рынке и из степени зрелости отрасли. Позиционируя компанию ОАО «МТС» на рынке сотовой связи как компанию-лидер, вероятно предложение оборонительной или удерживающей стратегии. Такая тактика предполагает сохранения фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная позиция фирмы удовлетворительна или у нее недостаточно средств, для проведения активной наступательной политики. Это может быть либо боязнь ответных мер конкурентов или боязнь быть монополистом. Такую политику проводят солидные фирмы для известных для них рынков. В рамках оборонительной стратегии все действия компании направлены на защиту своей доли рынка. Необходимо противодействовать конкурентам, находящимся в одной с ОАО «МТС» стратегической группе. Как вариант имеют место всевозможные технологические ухищрения и совершенствования, тем самым позволяющие ставить своих конкурентов в тяжелое положение в имитировании услуги или другого новшества. Также может быть прямая конфронтация в плане рекламной борьбы, отстаивающей свои права и позицию на рынке сотовой связи как лидера.
Теперь выбор стратегии, исходя из степени зрелости отрасли. Рынок сотовой связи является растущим, и компания может использовать стратегию улучшения обслуживания абонентов. Свою клиентскую базу компания «МТС» наработала и теперь важным моментом является то, как компания будет бороться за уже имеющихся абонентов и привлекать новых. Здесь очень многое зависит от качества связи и качества обслуживания своей клиентской базы.
Также компания ОАО «МТС» уже применяет стратегию покупки конкурирующих фирм. Имея денежный потенциал и умение привлекать инвестиции извне, компания занимается скупкой менее сильных компаний сотовых операторов, что способствует ее продвижению по территории РФ и увеличению рыночной доли компании.
Таким образом, скомпоновав все полученные данные о возможных стратегиях развития, необходимо определить основную и следовать ей.
Стратегия, которую ОАО «МТС» может использовать в своей деятельности является комбинированной и состоит из 2-х частей: стратегии № 1 «стратегия интенсивного роста» и стратегии № 4 «стратегия горизонтальной интеграции».
В рамках стратегии интенсивного роста нужно попытаться увеличить продажи за счет разработки улучшенных или абсолютно новых услуг. Обновить линейку тарифов, т.е. улучшить имеющиеся тарифы, повысить функциональность – добавить больше услуг. Улучшить качество приема, обслуживания в салонах.
Для усиления позиции компании на
рынке может применяться
В данной работе курсовой работе были рассмотрены теоретические основы анализа внешней среды, был проведен анализ рынка услуг сотовой связи г. Екатеринбурга и Свердловской области, определено занимаемое положение на рынке фирмы ОАО «МТС», изучены основные конкуренты. Результаты данного анализа внешней среды были применены в разработке стратегии развития ОАО «МТС».
На основе проведенных исследований внешней среды ОАО «МТС» были сделаны следующие выводы, повлиявшие на дальнейший выбор стратегии деятельности предприятия. Сильными сторонами деятельности предприятия являются его платежеспособность, большой опыт в предоставлении услуг и наличие необходимых для этого мощностей. Так как рынок сотовой связи является растущим в плане предоставляемых услуг, компания имеет возможность, развивая и улучшая качество предоставляемых услуг, получить хорошую прибыль.
Возможностями, открывающимися для компании, являются появление новых технологий предоставления услуг связи и, соответственно, новых тарифов. Поэтому ОАО «МТС» не должен терять возможности освоения новых территорий.
Анализ рынка услуг сотовой связи на территории Свердловской области показал высокий уровень конкуренции. Это обусловлено тем, что на рынке действует пять GSM операторов. В условиях такой жестокой конкуренции необходимо постоянно следить за изменениями потребительских предпочтений. Анализ деятельности также показал, что ОАО «МТС» является лидером рынка, но в условиях жесткой конкуренции и непростой экономической ситуации в стране и, соответственно в регионе, доля рынка и ARPU постепенно могут уменьшаться.
Учитывая сделанный анализ внешней ситуации на рынке, а также открывающиеся возможности, была выбрана комбинированная стратегия развития – это стратегия интенсивного роста и стратегия горизонтальной интеграции. В рамках стратегии было проанализировано и вынесено предложение по увеличению тарифной сетки и предложению абонентам новых услуг. Предприятие могло бы заняться разработкой новых услуг, дабы подчеркнуть свое лидирующее положение на рынке новшеств и постоянной заботой о своих абонентах.
На сегодняшний день внешняя среда имеет немаловажное значение для всех без исключения организаций. Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Ведь именно благодаря постоянному анализу внешней ситуации и своевременной ответной реакции на нее компания не только остается «наплаву», но и вырывается в лидеры.
23 Внешняя
среда организации. Режим доступа интернет-ресурс:
http://inform.od.ua/articles/
24Деловой еженедельник. Режим доступа интернет ресурс: http://www.konkurent.ru
1 Виханский, О.С. Менеджмент/О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2003. – с 181
2 Алвар О Элбинг «применимости модели окружающей среды» Изд.Contemporary Management (Engwood Cliffs, N.J.Prentice-Hall), с 283
3 Мескон, М.Х. Основы менеджмента./М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. – с 116
4 Журнал «Маркетинг» №4 (53), 2000. – с 26
5 Мескон, М.Х. Основы менеджмента./М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. – с 719
6 Мескон, М.Х. Основы менеджмента./М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. – с 123
7 Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов./А.Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2002. – с 24
8 Виханский, О.С. Менеджмент/О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2003. – с 190
9 Robert B. Reich, The next American Frontier (New York: Penguin Books, 1983), с 125
10 http://ru.wikipedia.org/wiki/
11 http://ru.wikipedia.org/wiki/
12 Ведомости, № 312 (2009)
13 http://ru.wikipedia.org/wiki/
14 http://kommentarii.ru/
15 http://kommentarii.ru/
16 http://www.gzt.ru/society
17 http://ru.wikipedia.org/
18 http://ru.wikipedia.org
19 Ермаков А. МТС идет на шаг впереди конкурентов // Конкурент.ru
20
Интернет ресурс: http://www.iks-media.ru/news/
21
http://www.openbusiness.ru/
22
www.nauka-shop.com/mod/shop/
23 Вигман С.Л. Стратегическое управление в вопросах и ответах. изд. Проспект 2004 г- с 296
Информация о работе Анализ внешней среды предприятия на основе ОАО “МТС”