Стратегия конкурентоспособности
товара оценивается по подобающим главным
группам свойств: потребительским, экономическим,
эстетическим, экологическим, безопасности
потребления.
Взаимосвязь величины абсолютной
цены товара и размера полезного эффекта
от его потребления к подобным показателям
товаров других фирм и фирм-конкурентов
дает представление об уровне конкурентоспособности.
Поэтому при оценке конкурентоспособности
товара учитываются такие факторы:
- условия реализации, в том числе платежей;
- цена приобретения и цена потребления товара;
- безопасность потребления и экологическая чистота;
- размер полезного эффекта от потребления товара;
- потребительские свойства;
- полнота сервиса и его простота;
- уровень цены.
Учет этих факторов разрешит
более глубоко снабдить коммерческие
и прочие заинтересованности партнеров
по сделкам. В то же время это разрешит
истинно установить степень конкурентоспособности
товара в целом, а также стадии реализации
товарной и производственной политики
— улучшение товара, доработка, расширение
номенклатуры или разработка нового товара
и т.д.
Конкурентоспособность товара
на тех или прочих мировых рынках
разнообразна и крайне относительна, поэтому
нет абсолютно неконкурентоспособных
и конкурентоспособных товаров7.
1.2 Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности предприятий
Характер, направленность
и эффективность внешнеэкономических
связей государства и внешнеэкономической
деятельности субъектов хозяйствования
во многом зависят от внешнеторговой
политики.
Различают два
основных направления внешнеторговой
политики:
протекционизм;
политика свободной
торговли («фритредерство»).
Протекционистская
политика направлена на защиту отечественной
экономики от иностранной конкуренции.
В основе нее лежит предположение, что
свободное действие рыночных сил может
быть невыгодным для менее развитых стран,
а неограниченная конкуренция со стороны
более сильных государств может привести
к формированию неэффективной для данной
страны экономической структуры. Протекционизм
характеризуется введением высоких таможенных
пошлин на импортные товары; стремлением
к замещению импорта отечественной продукцией;
введением запретов и ограничений на внешнеторговые
и сопутствующие им операции.
В современной
мировой экономике наблюдается
общая тенденция к либерализации
внешнеторгового обмена, т.е. к постепенному
переходу к политике свободной торговли.
Данная тенденция связывается, прежде
всего, с деятельностью Всемирной
торговой организации (ВТО), участниками
которой на 2008 год являются 152 государства
мира. Все страны-участницы принимают
на себя обязательства выполнять
многосторонние торговые соглашения,
заключенные в рамках ВТО. На текущий
момент нормами ВТО регулируется
97 % всей мировой торговли.
В настоящее
время государство, не являющееся членом
ВТО, не может играть сколь-нибудь существенной
роли в мировой экономике.
Совокупность
экономических функций государства
реализуется через механизм государственного
регулирования, который представляет
собой вмешательство административных
органов в предпринимательскую деятельность
с помощью набора различных методов и
инструментов.
Целью государственного
регулирования внешнеэкономической
деятельности является стимулирование
национальной экономики.
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
в РФ осуществляется с учетом следующих
основных принципов:
реализации
внешнеторговой политики как составной
части единой внешней политики РФ;
обеспечения национальной
безопасности РФ;
единства таможенной
территории РФ;
приоритета
экономических мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности;
невмешательства
в частные дела при осуществлении
внешнеторговой деятельности, за
исключением случаев, когда такое
вмешательство осуществляется на
основании правовых норм в
интересах национальной безопасности,
общественного порядка, охраны
здоровья населения, защиты нравственности,
прав и свобод других лиц;
обеспечения выполнения
обязательств, принятых РФ по международным
договорам, и реализации прав, возникающих
из международных договоров РФ;
применения
в отношении другого государства
мер государственного регулирования внешнеторговой
деятельности с учетом взаимности;
выбора мер
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности, являющихся не более
обременительными для ее участников,
чем это необходимо для обеспечения
эффективного достижения целей, преследуемых
данными мерами;
обоснованности
и объективности применения мер
государственного регулирования внешнеторговой
деятельности;
гарантирования
права на судебную защиту прав, свобод
и законных интересов участников
внешнеторговой деятельности;
гласности
в применении мер государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
в РФ осуществляется посредством следующих
методов:
таможенно-тарифного
регулирования;
нетарифного регулирования;
запретов
и ограничений внешней торговли
услугами и объектами интеллектуальной
собственности;
мер экономического
и административного характера,
содействующих развитию внешнеторговой
деятельности (сбор, обработка, хранение
и распространение внешнеторговой
информации;
конкретные государственные
мероприятия по развитию внешней торговли;
создание объединений,
содействующих внешнеторговой деятельности).
Необходимо
отметить, что понятие «государственное
регулирование ВЭД» может употребляться
в широком и в узком смысле.
В широком смысле
под государственным регулированием ВЭД
понимают все формы деятельности государства
и его органов по упорядочению внешнеэкономической
деятельности и внешнеэкономических связей,
включая заключение международных соглашений,
разработку национального законодательства,
а также правоприменительную деятельность
в рассматриваемой сфере.
В узком смысле
государственное регулирование ВЭД –
это конкретная управленческая (административная)
деятельность компетентных государственных
органов по выдаче лицензий, определению
квот, регистрации внешнеторговых контрактов,
сбору таможенных пошлин и т.д., направленная
на реализацию действующего внешнеэкономического
законодательства.
Государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
осуществляется Президентом РФ, Национальным
собранием РФ, Правительством РФ и
иными уполномоченными государственными
органами РФ в соответствии с законодательством.
Так, Президент
РФ является вышестоящим по отношению
к Государственному таможенному комитету
органом и осуществляет общее руководство
таможенным делом.
В отношении
внешней торговли с конкретным государством
или группой государств Президент
может принять решение о применении
любых методов государственного
регулирования внешнеторговой деятельности.
Координация работы
государственных органов по формированию
государственной внешнеторговой политики
РФ, регулированию внешнеторговой деятельности
ее участников, заключению международных
договоров осуществляется Правительством
РФ и уполномоченным государственным
органом в пределах их компетенции,
если иное не установлено Президентом
РФ.
Правительство
– Совет Министров РФ – регулирует
внешнеторговую деятельность, в том числе
определяет меры тарифного и нетарифного
регулирования ввоза (вывоза) товаров
(работ, услуг) на территорию (с территории)
РФ.
Министерство
экономики готовит предложения по формированию
экспортно-импортной политики государства,
включая меры тарифного и нетарифного
регулирования.
Министерство
торговли осуществляет координацию внешнеторговой
деятельности, в том числе деятельности
внешнеторговых организаций. Кроме того,
Министерство торговли вносит предложения
о введении временных мер по защите экономических
интересов РФ; осуществляет лицензирование
экспорта и импорта потребительских товаров
в порядке и по перечню, установленному
Советом Министров РФ; участвует в разработке
предложений о введении количественных
ограничений экспорта и/или импорта отдельных
товаров, а также об ограничении или запрете
экспорта или импорта, исходя из экономических
интересов РФ и осуществляет, иные действия
в пределах своей компетенции.
Государственный
таможенный комитет осуществляет непосредственное
руководство таможенным делом. Таможенные
органы обеспечивают экономическую безопасность
и защищают экономические интересы страны,
применяя средства таможенного регулирования
торгово-экономических отношений, в том
числе взимают таможенные пошлины, налоги
и иные таможенные платежи; обеспечивают
соблюдение разрешительного порядка перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу; осуществляют меры
по защите прав на объекты интеллектуальной
собственности при перемещении товаров
через таможенную границу и др.
Общая координация
внешнеэкономической деятельности
в РФ осуществляется Министерством иностранных
дел, в структуре которого функционирует
Департамент внешнеэкономической деятельности.
Задачами Департамента
являются:
содействие
развитию экспорта товаров и услуг;
координация формирования
внешнеторгового режима РФ в сфере
внешней торговли товарами;
защита внешнеэкономических
интересов государства;
координация переговорной
позиции и формирование пакета документов
по присоединению РФ к Всемирной торговой
организации;
осуществление
мониторинга мер нетарифного
регулирования внешней торговли
товарами, а также таможенного законодательства;
участие в проводимых
иностранными государствами расследованиях
по применению антидемпинговых, компенсационных
и специальных защитных мер в отношении
товаров, производимых юридическими и
физическими лицами РФ;
содействие
защите экономических интересов
государства, физических и юридических
лиц РФ за рубежом;
содействие
привлечению иностранных инвестиций
в экономику страны, формированию
благоприятного инвестиционного имиджа
РФ за рубежом и др.
1.3 Стратегическое планирование
и организация внешнеэкономической службы
предприятия
Стратегическое планирование
ВЭД на уровне фирм реализовывается наряду
с планированием предпринимательской
деятельности в рамках отечественного
рынка и предполагает составление некоторого
раздела сводного внутрифирменного плана
внешнеторговой или ВЭД.
План ВЭД включает задания-показатели
по импорту и экспорту с разбивкой по товарам
и видам услуг, по странам и регионам в
денежном и физическом выражении за определенный
период8.
Планы ВЭД чрезвычайно часто
сопровождаются бизнес-планами проектов
формирования и улучшения работы фирмы
за рубежом, в которых приходится обоснование
необходимости привлечения соответственных
средств из внешних источников и доказывается
общая действенность проекта и реальность
вероятности его окупаемости и прибыльности.
Планы ВЭД, как правило, основываются
на особых маркетинговых программах -
мнениях по расширению ВЭД, удостоверяющих
наиболее перспективные внешние рынки,
методы их изучения и повышения международной
конкурентоспособности фирмы и ее товаров.