Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 08:32, курсовая работа
Цель данной работы – провести анализ состояния и перспектив формирования ВЭД предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ».
Для достижения назначенной цели в работе были поставлены такие задачи:
показать основы государственного регулирования ВЭД;
проанализировать теоретические аспекты организации и управления ВЭД на предприятии;
показать общую характеристику организации и проанализировать ее ВЭД.
Объектом исследования дипломной работы является ОАО «ЛУКОЙЛ».
Введение 3
Глава 1. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью на предприятии 6
1.1 Особенности товара и товарной политики предприятия во внешнеэкономической деятельности 6
1.2 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий 13
1.3 Стратегическое планирование и организация внешнеэкономической службы предприятия 17
1.4 Конкурентоспособность предприятий и их продукции на внешнем рынке 22
Глава 2. Анализ деятельности ОАО «Лукойл» 35
2.1 Общая характеристика ОАО «Лукойл» 35
2.2 Характеристика внутренней среды ОАО «Лукойл» 43
2.3 Характеристика внешней среды ОАО «ЛУКОЙЛ» 49
Глава 3. Анализ внешнеторговых предложений и принятие стратегических решений о выходе на зарубежные рынки ОАО «Лукойл» 55
3.1 Методы поиска и оценка надежности делового партнера при выходе на зарубежные рынки 55
3.2 Стратегия планирования внешнеэкономической деятельности 62
3.3 Обоснование стратегического выхода на внешние рынки ОАО «Лукойл» 71
Заключение 76
Список литературы 80
Таблица. 8. Классификация способов выхода на внешние рынки
Совокупность основных способов выхода на внешний рынок |
Контроль над ВЭД | |
Утрачивается |
Сохраняется | |
Без инвестирования | ||
Передача полномочий по экспорту |
+ |
|
Использование экспортной франшизы |
+ | |
Использование коммерческих посредников |
+ |
|
Передача запатентованной |
+ |
|
Зарубежный трансферт ноу-хау |
+ |
|
Субподряд на экспортную продукцию |
+ | |
Субподряд, переданный иностранной фирме |
+ | |
Прямой экспорт |
+ | |
Оплачиваемый торговый представитель |
+ | |
Представительства предприятий за рубежом |
+ | |
Выставки, ярмарки |
+ | |
Техническая помощь за рубежом |
+ | |
С инвестированием | ||
Сдача завода «под ключ» |
+ |
|
Создание консорциумов фирм |
+ |
|
Совместные филиалы фирм за рубежом |
+ | |
Международные торги |
+ |
*Символом «+» отмечено
Каждый из приведенных способов выхода на внешние рынки, в свою очередь, в соответствии со схемой может быть отнесен к одной из четырех основных групп способов ведения ВЭД. Таким образом, способы выхода на внешние рынки, основанные на использовании инвестиций, составляют третью и четвертую группы ведения ВЭД фирмами.
Для выхода на рынки за границы своей страны предприятия могут использовать как прямые, так и портфельные инвестиции. В отличие от портфельных прямые инвестиции позволяют тому, кто их осуществляет, иметь в той или иной степени контроль над этими инвестициями. Большая часть капиталовложений за рубежом в предпринимательской форме осуществляется через прямые инвестиции.
К прямым капиталовложениям обычно относят инвестиции с существенным
удельным весом в капитале фирмы или преобладающей долей инвестора в капитале фирмы и соответственно в ее правлении. Существенной долей в капитале фирмы считается 10–25% от общей величины капитала фирмы (портфельные инвестиции имеют меньшую долю по сравнению с этой величиной). Прямым инвестициям уделяется особое внимание в регулировании деятельности иностранных компаний на Западе. Портфельные инвестиции представляют несущественную долю инвестора в капитале предприятия и формально не позволяют эффективно воздействовать на объект вложения капитала. Однако практика показывает, что нередко и незначительная доля в капитале предприятия позволяет его контролировать.
Можно выделить следующие
основные черты использования инвестиций
для выхода фирм на внешний рынок.
Общей закономерностью в
На развитые страны с рыночной экономикой приходится около 90% вывоза и около 80% ввоза мирового ежегодного объема прямых инвестиций.
Иностранные прямые инвестиции
растут в странах Запада быстрее,
чем экономика этих стран. В результате
этого увеличивается
производство товаров и услуг, остальная — на формирование своей сети продвижения товаров и услуг за рубежом.
Осуществляя выход на внешние рынки с помощью прямых инвестиций, фирмы используют их в следующих направлениях:
1. Производство товаров
и услуг на территориях,
2. Создание за рубежом собственной инфраструктуры, необходимой для осуществления ВЭД.
3. Вывоз (бегство) капитала в страны, обеспечивающие снижение затрат на налоги и стабильные социально-экономические и политические условия жизни.
Для современных российских предпринимателей ведущим направлением прямых инвестиций прежде всего остается второе направление, поскольку актуальной является проблема создания собственной инфраструктуры за границей. На это же указывает большое число созданных с участием российского капитала фирм для осуществления экспортных и в особенности импортных операций. Однако, по мнению специалистов, третье направление капитала получает у современных российских предпринимателей достаточно широкое распространение.
Характерным для бегства (вывоза) капитала является то, что при нем экономическое обоснование преимуществ не всегда является основным доводом. Последнее обстоятельство главным образом отличает бегство капитала от инвестиций и осуществляется в следующих основных формах. Прежде всего, через покупку ценных бумаг иностранных фирм, которая, по прогнозам специалистов, будет иметь хорошие перспективы в нашей стране. Еще одной формой являются вложения на зарубежные банковские счета, что считается не очень прибыльным, но безопасным и высоко ликвидным способом вывоза капитала. Покупка недвижимости менее предпочтительна, поскольку с ней связаны большие проблемы ликвидности. В ряде случаев покупка или создание фирм, позволяющие облегчить получение визы и проживания за рубежом, может рассматриваться тоже как бегство капитала. В то же время вывоз капитала путем создания своей фирмы за рубежом позволяет осуществлять выгодные финансовые операции с помощью трансфертных цен и не подвергать капитал высоким российским налогам. В последние годы важной причиной создания за рубежом компаний с участием отечественного капитала стала политическая и экономическая нестабильность в нашей стране, высокий уровень налогообложения, а также отсутствие развитой системы поддержки частного бизнеса.
Центром ООН по транснациональным корпорациям выделяется четыре наиболее типичные причины производства товаров и услуг за рубежом (первое направление прямых инвестиций):
ввоз из-за рубежа некоторых товаров и услуг невозможен или затруднен в силу их свойств или существующих ограничений;
производство товаров и услуг на месте оказывается более эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка;
страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения инвестиций;
для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае организация собственного производства в зарубежной стране часто оказывается более выгодной, чем организация там только сбытовой фирмы, и тем более выгодной, чем сбыт через посредников.
Основная часть отечественных прямых инвестиций в странах Запада размещена в сфере материального производства, преимущественно в обрабатывающей промышленности (хотя высока доля капиталовложений и в сферу услуг, включая транспорт и торговлю). В связи с этим для российских предприятий, осуществляющих выход на внешние рынки с помощью инвестиций, пока не характерна общая тенденция в этом вопросе, которая заключается в том, что инвесторы из ведущих развитых стран руководствуются в первую очередь целью создания за рубежом собственных производственных мощностей.
Основными причинами, сдерживающими
выход отечественных
При прямом инвестировании (трансферте капитала) меняется сама техника
вхождения на рынки зарубежных стран. Такие изменения связаны с тем, что зарубежные инвестиции предполагают большую вовлеченность фирм в международный бизнес, ответственность и качественное и количественное расширение маркетинговых усилий. В результате инвестиций за рубежом предприятия создают объекты собственности, которые должны приносить им прибыль.
Выход на внешние рынки с использованием инвестиций осуществляется как созданием собственных зарубежных предприятий, так и покупкой иностранных предприятий. Согласно другому подходу, создание предприятия на внешнем рынке происходит тремя путями: учреждением за рубежом новой фирмы (самостоятельно или с новым партнером), покупкой существенной доли в уже действующей за рубежом фирмы, выкупом (поглощением) иностранной фирмы.
По-нашему мнению, указанные возможности выхода на внешние рынки на основе инвестирования нуждаются в уточнении, поскольку они главным образом отражают способы создания самих предприятий. С точки зрения маркетинга эта проблема представляется шире: важным является сама возможность инвестирования и выхода на внешние рынки. В связи с этим мы предлагаем дополнить способы выхода на внешний рынок за счет таких возможностей, как сдача завода «под ключ» и международные торги.
Прямые инвестиции осуществляются предприятием или совместно с субъектами страны, в которую ввозится капитал, или самостоятельно. В первом случае фирма может как сохранить, так и частично или полностью потерять контроль над объектом инвестирования. При самостоятельном вложении капитала за рубежом фирма принимает предприятие под свою полную ответственность и сохраняет контроль над ним. Именно возможность сохранить контроль над управлением зарубежного предприятия оказывает решающее воздействие на дальнейшее развитие международного маркетинга, что и призвана отразить третья и четвертая группы способов выхода на внешний рынок.
Переустройство организации ВЭД и преобразования по ее либерализации дали право заниматься ВЭД каждому российскому юридическому и физическому лицу, приобретшему статус индивидуального частного предпринимателя. В данное время во ВЭД заняты более полумиллиона хозяйствующих субъектов.
Получая стратегическое решение о выходе на внешние рынки, руководство предприятия, фирмы обязано намерено пойти на расширение исполняемых им функций и провести основательную подготовительную аналитическую работу по установлению целесообразности и вероятной действенности хозяйственной деятельности на зарубежных рынках и прежде всего обнаружить для себя целевые рынки. В связи с этим оно обязано особенное внимание обратить на:
Компания, занимающаяся или собирающаяся заниматься ВЭД, исполняет поиск прибыльных предпринимательских действий в масштабах не только рыночной территории своей страны, но и всего земного шара.
Руководство компании при организации и реализации ВЭД вынуждено принимать крайне ответственные решения оперативного и стратегического характера, каждое из которых во многом назначает успех или неудачу работы, как правило, в больших масштабах. Главными стратегическими решениями компании в области реализации внешнеэкономических связей являются постановления выходить или не выходить на внешний рынок, заниматься или не заниматься ВЭД, расширять или не расширять ВЭД и по каким причинам.
Четыре стратегических решения при выходе на внешний рынок.
В случае принятия и обоснования позитивного варианта решаются следующие стратегические вопросы: