Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы антикризисного управления………………………….5
1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления……………………5
1.2 Причины и факторы неплатежеспособности предприятия……………….10
1.3 Методы расчета анализа финансового состояния предприятия…………..14
2 Стратегия антикризисного управления………………………………………..20
2.1 Концепция создания системы антикризисного управления………………20
2.2 Разработка маркетинговой стртегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием…………………………………30
3 Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «НПК»…………..37
3.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «НПК»..37
3.2 Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «НПК»……………38
3.3 Анализ вероятности банкротства ЗАО «НПК»………………………….43
4 Пути преодоления кризисных явлений на предприятии ЗАО «НПК»……47
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованных источников……………………………………………58
Приложение А. Динамика показателей финансовой деятельности ЗАО «НПК» за 2007 – 2009 гг………………………………………………………….61
Приложение Б. Показатели оборачиваемости ЗАО «НПК» за 2007-2009 гг..62
Приложение В. Прогнозный баланс ЗАО «НПК»……………………………..63

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление предприятием.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

Самая злободневная проблема Российской экономики – неплатежеспособность. Продолжающийся кризис платежных отношений остается главной угрозой возобновления спада в экономике и препятствием для начала устойчивого экономического роста.

Предприятие осуществляет производственную и коммерческую деятельность вступает в отношение с налоговыми органами, банками, другими предприятиями. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, в силу которых оно становиться должником и будет обязано в определенный срок совершить платеж, поставить товар, оказать услугу.

Кризисное предприятие, имеющее хроническую неплатежеспособность, наносит серьезный урон интересам  многих категорий участников рынка. Такое состояние предприятия  означает поглощение ресурсов или средств  кредиторов, а так же образование недоимки по налогам и другим обязательным платежам, что блокирует поступление в доходную часть государственного бюджета.

Платежеспособность предприятия  подтверждена влиянием, которые генерируются как самим хозяйствующим субъектом, так и возникающим из вне. Исследование причин и предпосылок неплатежеспособности предприятия является ключевым вопросом антикризисного управления. Учитывая, что предприятие в системе антикризисных процедур является одновременно субъектом и объектом, наиболее важным представляется деление факторов на  внутренние и внешние. Внешние факторы не зависят от организации работы предприятия. Внутренние – напрямую зависят от уровня антикризисного менеджмента на предприятии. В целях определения этапов и мер по оздоровлению финансов организации был сформулирован подробный перечень возможных причин отрицательно влияющих на платежеспособность предприятия [30, с. 308].

Внешние причины:

  1. Общеэкономические:
  • рост инфляции (выше 3-4%);
  • ухудшение платежеспособности населения, снижения уровня реальных доходов населения;
  • рост безработицы;
  1. Государственные:
  • величина налоговых изъятий, на которые хозяйственный субъект систематически уменьшает свой финансовый поток, осуществляя платежи налогов и сборов; cчитается, что налоги формируют финансовые ресурсы всего общества, а управлять этими общественными финансовыми ресурсами призван государственный аппарат;
  • неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам. Если товаропроизводитель кредитует поставкой своих товаров бюджетного покупателя, а последний не запланировал деньги, чтобы своевременно и в полном объеме расплатиться с данным кредитором, то это повлияет на платежеспособность товаропроизводителя;
  • повышение цен на энергоресурсы, газ, воду, тепло, транспорт, материальные и иные, регулярно необходимые ресурсы и услуги которые включаются в издержки предприятия. Рост  этих издержек негативно отражается на платежеспособность субъекта. Товары и услуги цены, на которые велики, т.к. учитываются затраты на ресурсы трудно реализовать на рынке, поскольку такие цены не соответствуют текущей платежной способности спроса, что ведет к ухудшению платежеспособности.
  1. Рыночные:
  • отсутствие государственной поддержки отечественных производителей товаров и услуг;
  • снижения спроса на продукцию из-за увеличения на рынке товаров-субститутов, дешевых товаров из ближнего и дальнего зарубежья или из-за более качественных товаров конкурентов;
  • высокая стоимость кредиторских ресурсов;
  1. Прочие:
  • негативные демографические тенденции;
  • стихийные бедствия, техногенные катастрофы;
  • ограбление организаций, убийство руководителя.

Конкретные пути выхода организации из кризисного финансового  состояния зависят от причин ее нестабильности, прежде всего от внутренних причин. Рассмотрим их более подробно.

Внутренние причины:

  1. Операционные (производственные):
  • низкий уровень использования основных фондов, простои оборудования;
  • высокий уровень физического и морального износа основных фондов (оборудования), составляющих производственный аппарат данного хозяйствующего субъекта. Передовые, высокопроизводительные  машины и оборудование позволяют с положительной доходностью выпускать качественную продукцию, которая находя платежеспособный спрос обеспечивает предприятию ритмичный кругооборот и рост финансового потока.;
  • устаревшая технология производства продукции и оказания услуг;
  • высокий размер страховых и сезонных запасов, с одной стороны, запасы сырья и материалов и комплектующих обеспечивают ритмичную работу предприятия; запасы готовой продукции позволяют быстро удовлетворять незапланированный спрос. С другой стороны такие вложения не всегда бывают экономически выгодны и приводят к застою финансового потока;
  • низкое качество продукции и услуг. Данное условие не дает предприятию получать максимальную прибыль в текущих спросовых ограничениях;
  • высокая себестоимость изготовления продукции;
  • перерасход ресурсов, наличие брака;
  • нарушение трудовой дисциплины, нерациональная организация труда работников, превышение численности работников;
  • несвоевременное поступление сырья и материалов;
  • снижение объема продаж, а следовательно снижение выручки.
  1. Финансовые:
  • неэффективная структура активов (низкая их ликвидность);
  • высокая доля заемного капитала;
  • низкая рентабельность производства;
  • неэффективная долгосрочная и краткосрочная финансовая политика;
  • высокая доля и рост дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
  • высокая доля и рост кредиторской задолженности поставщикам, бюджетным и внебюджетным фондам, перед персоналом;
  • рост доли готовой продукции в запасах на складе комплектующих;
  • рост расходов на энергоресурсы на единицу готовой продукции;
  • недостаток собственного капитала.

При анализе деятельности организации надо учесть неправильно принятые долгосрочные инвестиционные решения:

    • незавершенные объекты строительства;
    • перерасход инвестиционных ресурсов;
    • ошибочно составленный бизнес-план по новым проектам;
    • поставки дорого и не оправдавшего технических характеристик оборудования;
    • недостаток капитала для модернизации производства;

Следовательно, что платежеспособность предприятия подвержена влияниям, которые генерируются, как самим хозяйствующим субъектам, так и возникающим из вне. Внешние и внутренние факторы, которые отмечены выше, постоянно дестабилизируются государственные финансы. Выявленные связи отягощаются фактором дисбаланса функционально - управленческой  конфигурации предприятия, последствиями технологической старости их основных фондов. Таким образом, платежеспособность хозяйствующего субъекта влияет на всех без исключения внешних субъектов.

    1. Методика расчета анализа финансового состояния предприятия

В условиях кризиса финансового  состояния предприятия требует  более детализированного анализа. Это необходимо для выявления  даже самых скрытых проблем, в  целях принятия наиболее эффектного решения для их устранения.

Анализ финансового состояния предприятия, находящегося в кризисном состоянии включает в себя следующие группы показателей:

  1. показатели финансовой устойчивости и платежеспособности;
  2. показатели рентабельности и деловой активности;
  3. показатели кредитоспособности;
  4. показатели экономической эффективности.

Финансовая устойчивость представляет собой такое финансовое и экономическое состояние предприятия, при котором платежеспособность сохраняет устойчивую тенденцию, т.е. постоянна во времени, а соотношения  собственного и заемного капитала находятся в пределах, обеспечивающих эту платежеспособность.

Традиционные методы определения платежеспособности состоят  в расчете коэффициентов, которые  определяются на основе структуры баланса. Рассчитанные коэффициенты сопоставляются с их нормативным значением, что и составляет заключительный акт оценки. Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности.

Ликвидность – способность  чего-либо быстро обращаться в денежную форму. Ликвидность баланса –  степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств [26, с. 11].

При исследование ликвидности рассчитывают следующие показатели:


Коэффициент абсолютной ликвидности =                                           (1)


Коэффициент текущей ликвидности =                                                  (2)

Коэффициент покрытия =                                                                    (3)



Коэффициент общей платежеспособности =                                    (4)


Коэффициент автономии =                                                                        (5)

 

Где: ДС – денежные средства; КФВ – краткосрочные финансовые вложения; ДЗ – дебиторская задолженность; З – запасы; ОА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства; КР – капиталы и резервы; ВБ – валюта баланса.

Коэффициент абсолютной ликвидности  показывает, какую часть краткосрочной  задолженности предприятие сможет погасить в ближайшее время.

Коэффициент текущей ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Коэффициент покрытия – показывает, в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Коэффициент автономии показывает, на сколько предприятие зависимо от кредиторов [15, с. 78].

Перейдем к измерителям финансовой устойчивости предприятия. Здесь также  применяется несколько коэффициентов:

Коэффициент обеспеченности оборотных активов =                (6)

Коэффициент финансовой устойчивости =                               (7)

Коэффициент реальной стоимости  имущества =               (8)

Коэффициент маневренности собственных средств =             (9)

Коэффициент финансовой независимости =                              (10)

 

Где: ВА – внеоборотные активы; П – пассив; А – актив; ДО – долгосрочные обязательства; У – непокрытый убыток; ОС – осн6овные средства; ПЗ – производственные запасы; НП – незавершенное строительство; СОС – собственные оборотные средства.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами показывает, на сколько  изучаемое предприятие обеспечивает (не обеспечивает) оборотные активы собственными средствами.

Коэффициент маневренности  показывает, сколько процентов капитала предприятия находится в мобильной  форме.

Коэффициент финансовой независимости показывает, на сколько  предприятие обеспечено собственными средствами и независимо от кредиторов.

При рыночной экономике  результаты деятельности предприятия  оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Рассчитывают следующие показатели рентабельности:

Рентабельность  продаж =                                  (11)

Рентабельность  капитала =                                                             (12)


Рентабельность внеоборотных активов =                                           (13)

 

Рентабельность собственного капитала =                                   (14)

 

Рентабельность  затрат =                                                               (15)

 

Рентабельность заемных  средств =                                 (16)

 

Где: ЧП – чистая прибыль, В – выручка, З – затраты.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции. Уменьшение показателя о снижении спроса на продукцию предприятия. 

Рентабельность капитала показывает эффективность использования всего  имущества предприятия. Снижение показателя говорит о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов.

Рентабельность внеоборотных активов  отражает эффективность использования  внеоборотных активов.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием