Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы антикризисного управления………………………….5
1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления……………………5
1.2 Причины и факторы неплатежеспособности предприятия……………….10
1.3 Методы расчета анализа финансового состояния предприятия…………..14
2 Стратегия антикризисного управления………………………………………..20
2.1 Концепция создания системы антикризисного управления………………20
2.2 Разработка маркетинговой стртегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием…………………………………30
3 Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «НПК»…………..37
3.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «НПК»..37
3.2 Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «НПК»……………38
3.3 Анализ вероятности банкротства ЗАО «НПК»………………………….43
4 Пути преодоления кризисных явлений на предприятии ЗАО «НПК»……47
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованных источников……………………………………………58
Приложение А. Динамика показателей финансовой деятельности ЗАО «НПК» за 2007 – 2009 гг………………………………………………………….61
Приложение Б. Показатели оборачиваемости ЗАО «НПК» за 2007-2009 гг..62
Приложение В. Прогнозный баланс ЗАО «НПК»……………………………..63

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление предприятием.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования  собственного капитала. Динамика коэффициента влияет на уровень котировки акций предприятия.

Рентабельность заемных средств  отражает эффективность использования заемных средств.[11, c. 81]

Подлинным критерием прибыльности служит эффективное использование  активов, следовательно, объем активов  необходимый для обеспечения данного объема продаж, и количество капитала для обеспечения соответствующего уровня активов, так же представляют собой важные показатели общей прибыльности компании.

К качественным показателям относят: широта рынка сбыта; объем продукции, идущей на экспорт; репутация компании и т.д.

К количественным показателям относят  оборачиваемость. Цель анализа оборачиваемости  – оценить, за какой период совершают  оборот различные средства предприятия  в ходе всего хозяйственного цикла, т.е. определить скорость оборота каждого звена цепочки «деньги – товар - деньги». Рассчитывают следующие коэффициенты:


Общий коэффициент оборачиваемости =                                           (17)


Оборачиваемость оборотных средств =                                             (18)

 

Оборачиваемость запасов =                                                                  (19)


 

Оборачиваемость дебиторской  задолженности =                                (20)



Отдача собственного капитала =                                                           (21)

 

Доля дебиторской задолженности =                                             (22)

 

Длительность  одного оборота =                                                  (23)

 

где, КО – коэффициент оборачиваемости.

Общий коэффициент оборачиваемости  отражает скорость оборота всего  капитала предприятия. Рост означает ускорение  кругооборота средств предприятия  или инфляционный рост цен.

Оборачиваемость оборотных  средств – показывает скорость оборота всех мобильных средств. Рост оценивается положительно. Оборачиваемость запасов – отражает число оборотов запасов и затрат предприятия. Снижение свидетельствует об относительном увеличении запасов и затрат  в незавершенном производстве или о снижении спроса на готовую продукцию. Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита.

Длительность одного оборота – характеризует средний  срок погашения кредита, дебиторской  задолженности.

Следовательно, оценку оборачиваемости можно представить в виде соотношения авансов покупателей и дебиторской задолженности с одной стороны, и авансов поставщикам и кредитной задолженности  с другой стороны. В зависимости от того, какая часть этого соотношения больше – можно сделать выводы об успешности функционирования средств в обороте.

Искусство анализа оборачиваемости  капитала позволяет задолго предвидеть кризисные ситуации, т.к. от этого  параметра зависит постоянное наличие  «живых» денег у предприятия. Изменение тенденций этих показателей на фоне других также позволяет аналитику «увидеть» умом то, что нельзя увидеть глазами [18, c. 45].

Проведя комплексный  анализ финансового состояния предприятия  по предложенной методике, можно выявить  все имеющиеся проблемы исследуемого объекта, представить подробную картину эффективности его деятельности, проследить тенденции и дальнейшие перспективы. Все это поможет принять наиболее эффективное решение по преодолению кризисной ситуации на предприятии.

 

  1. Стратегия антикризисного управления
    1. Концепция создания системы антикризисного управления

 

Экономическая стратегия  фирмы складывается из ряда элементов, важнейшими из которых является стратегия  предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия. Вся экономическая  стратегия должна носить опережающий, предотвращающий характер: товарная, ценовая, снижение издержек, стратегия поведения на рынке ценных бумаг - должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности.

В условиях нестабильности экономической системы, замедления платежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров на фоне вероятностного характера рыночной среды проблема моделирования антикризисной политики предприятия является актуальной. Антикризисная политика является частью общей финансово-хозяйственной политики предприятия. [17, с. 23].

Концепция антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (подсистем):

1) Диагностика финансового состояния и оценка бизнеса предприятия.

2) Разработка маркетинговой стратегии.

3) Применение инновационной стратегии.

4) Управление персоналом.

5) Финансовый менеджмент.

6) Антикризисное бизнес-планирование.

7) Организация процедуры банкротства предприятия.

Концепция антикризисного управления включает в себя прежде всего стратегические и тактические методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

1 Стратегический подход. Он предполагает проведение анализа среды, в которой действует предприятие, определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализацию стратегии, оценку и контроль осуществления стратегической линии.

На основе проведенного анализа разрабатывается стратегия  антикризисного управления. К числу задач по выводу фирмы из кризисного состояния в первую очередь относится разработка стратегии антикризисного управления. Она многовариантная, но должна базироваться на выборе лишь одного из них. В результате резкого изменения внешней среды коренным образом меняется и стратегия фирмы.

Разработка стратегии  деятельности предприятия основывается на анализе среды, в которой оно функционирует. Этот анализ включает изучение внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность экономического субъекта: состояние экономики страны, законодательной базы, регулирующей экономическую деятельность, техническое и технологическое обеспечение производства, экономическую и финансовую инфраструктуру, рынок рабочей силы, покупателей, поставщиков, конкурентов; а также внутренней среды: производственного и организационного потенциала предприятия, его кадры, финансовое положение и т.п.

В основе разрабатываемой стратегии любого экономического субъекта лежит определение миссии фирмы, которая в концентрированном виде выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Ясно представляя, зачем функционирует фирма, к чему она стремится, можно вернее выбрать стратегию ее поведения на рынке.

Минимальная продолжительность  периода бескризисного состояния  фирмы обеспечивается выбором ее миссии, которая продиктована мотивом  достижения устойчивого роста прибыли  в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала фирмы и уровня ее конкурентного преимущества.

Максимальная продолжительность  периода бескризисного состояния  фирмы обеспечивается выбором такой  миссии, которая наилучшим образом  соответствует требованиям микро- и макросреды и формируемыми этими параметрами ограничениям и условиям, корректируется в случае их изменений.

В целом можно сказать, что стратегия - это системный  подход, обеспечивающий организации  сбалансированность и общее направление  роста. Причем, если внешняя среда, условия конкуренции, технологии производства продукции меняются медленно и постепенно, руководство фирмы столь же постепенно адаптируют свои навыки работы, пользуясь накопленными знаниями, опытом.

2. Тактический (оперативный) подход предполагает осуществление оперативных мер, нацеленных на преодоление возникающих финансовых трудностей (например, путем сокращения расходов, закрытия отдельных функциональных подразделений, сокращения персонала, ограничения производства и сбыта), на совершенствование управления в целях повышения эффективности работы хозяйствующего субъекта. Применяемые при таком подходе меры достаточно радикальны: проведение широких кампаний по стимулированию сбыта, резкое снижение цен для оживления спроса, ликвидация запасов устаревших товаров, замена устаревшего оборудования, приостановка программ повышения квалификации руководящих кадров, сокращение кадров. [12, c. 111].

Результаты аналитической  работы дают возможность менеджерам обеспечить эффективное использование  имеющихся ресурсов (факторов производства) и качественное удовлетворение потребительских  предпочтений.

Тем более необходим  такой анализ для принятия оптимальных управленческих решений в процессе антикризисного управления, касающихся таких проблем, как:

1) продажа предприятия  в целом;

2) определение рыночной  стоимости долей пайщиков в  уставном капитале фирмы либо  рыночной стоимости пакета акций  предприятия;

3) судебные процессы по наследованию и дарению;

4) уточнение и корректировка  налогооблагаемой базы предприятия;

5) привлечение инвестиций  из банковской и других сфер;

6) организация совместных  предприятий и холдинговых компаний;

7) ликвидация предприятия. 

Риск при инвестировании определяется степенью неопределенности в получении будущих доходов. Отсюда при наличии риска естественное стремление инвестора увеличить доходность вложений для компенсации возможных будущих потерь. И чем больше риск, тем больше увеличение ставки процента на инвестиции (премии за риск). [15, c. 115].

В другую группу объединены методы:

- скорректированной балансовой  стоимости активов (индексный  метод);

- анализа активов;

- замещения (определение  стоимости нового, сопоставимого  по функциям предприятия);

- восстановительной стоимости  (строительство полного аналога);

Все эти методы занимаются оценкой активов предприятия  и его имущественного комплекса. Однако на основе этих методов оценки состояния бизнеса не удается  определить масштабы будущих доходов предприятия. Поэтому данные подходы в основном применяется на неразвитом рынке и при определении ликвидационной стоимости предприятия, когда вопрос о перспективах развития предприятия пока еще не стал актуальным.

Широко используются также методы, основанные на сравнении стоимости предприятия со стоимостью сопоставимых и уже проданных предприятий или же на курсовой стоимости акций сопоставимых предприятий. Эти методы позволяют, например, оценить капитализацию рынка капитала, заключенные сделки, сравнить финансовые и экономические параметры функционирования данной фирмы с фирмами данной отрасли и других отраслей экономики.

В целом анализ потенциальных  возможностей предприятия, фирмы, корпорации включает главным образом:

- экономический анализ  хозяйственной и финансовой деятельности субъектов экономических отношений;

- анализ финансовой  устойчивости;

- анализ кредитоспособности;

- анализ использования  капитала;

- анализ уровня самофинансирования;

- анализ их конкурентных  возможностей.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются: оценка динамики показателя прибыли, выявление факторов, воздействующих на прибыль, и резервов роста прибыли; Различные стороны производственной, сбытовой, финансовой деятельности хозяйствующего субъекта получают законченную денежную оценку в показателях, характеризующих его доходность. Она определяется суммой прибыли (балансовой) и уровнем рентабельности.

Балансовая прибыль (или  убыток) как показатель общего результата производственно-хозяйственной деятельности предприятия включает прибыль от реализации основной продукции предприятия, результат от прочей реализации, доходы и расходы от вне реализационных мероприятий. При анализе причин, вызывающих изменение прибыли, оценивают ее факторы, влияющие главным образом на динамику прибыли от реализации основной продукции. К этим факторам относят в первую очередь:

- объем реализации  продукции или услуг (работ);

- структуру реализованной  продукции;

- цены на факторы  производства (ресурсы, используемые  хозяйствующим субъектом в процессе выпуска продукции);

- уровень затрат на  производство и реализацию продукции.

При анализе уровней  рентабельности оценивают общую  рентабельность производства (отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости производственных фондов) и рентабельность реализованной продукции (отношение прибыли от реализованной продукции к стоимости реализованной продукции).

Анализ рентабельности тесно связан с определением точки  безубыточности. Необходимость расчета  этого показателя определяется тем, что он показывает ту предельный объем выручки от реализации продукции (по стоимости и в натуральных единицах), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием