Антикризисное управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределил необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена - предприятия, фирмы, корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы антикризисного управления………………………….5
1.1 Сущность, цели и задачи антикризисного управления……………………5
1.2 Причины и факторы неплатежеспособности предприятия……………….10
1.3 Методы расчета анализа финансового состояния предприятия…………..14
2 Стратегия антикризисного управления………………………………………..20
2.1 Концепция создания системы антикризисного управления………………20
2.2 Разработка маркетинговой стртегии и системы контроллинга в антикризисном управлении предприятием…………………………………30
3 Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «НПК»…………..37
3.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «НПК»..37
3.2 Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «НПК»……………38
3.3 Анализ вероятности банкротства ЗАО «НПК»………………………….43
4 Пути преодоления кризисных явлений на предприятии ЗАО «НПК»……47
Заключение……………………………………………………………………….55
Список использованных источников……………………………………………58
Приложение А. Динамика показателей финансовой деятельности ЗАО «НПК» за 2007 – 2009 гг………………………………………………………….61
Приложение Б. Показатели оборачиваемости ЗАО «НПК» за 2007-2009 гг..62
Приложение В. Прогнозный баланс ЗАО «НПК»……………………………..63

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление предприятием.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

- предусматривает анализ  сильных и слабых сторон в  деятельности предприятия, поскольку  успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек производства и другими способами воздействия на внутренние факторы производства. Одна из главных особенностей управления в период кризиса заключается в том, что реализация решений, использующих преимущественно инструменты внутрифирменного управления, становится основным содержанием антикризисных мероприятий;

- предполагает сбор  и анализ информации о партнерах  фирмы, потребителях ее продукции,  конкурентах.

Решающим фактором, определяющим дееспособность предприятия, фирмы, корпорации, выступают инновационная деятельность, любые улучшения на всех направлениях их функционирования. Для российских хозяйствующих субъектов, столкнувшихся  с конкуренцией, проблемой выживаемости в жестких условиях рынка, особое значение приобретает разработка и осуществление эффективной научно-технической политики.

Нарушение платежеспособности компании в современных условиях чаще всего становится следствием неадекватности ее инновационной стратегии изменениям во внешней среде. В стратегическом планировании большинства российских предприятий инновационной деятельности пока еще не уделяется соответствующего ее значению внимания. В результате прежняя продукция и технологии устаревают, рынки предприятия не обеспечивают прибыльности, происходит сокращение активов, теряется платежеспособность. Низкая инновационная активность приводит к кризису и крупные предприятия в отраслях с высокими технологиями, и средние и малые фирмы, выступающие на динамичных рынках.

Зарубежный опыт констатирует, что в условиях конкуренции непрерывное  внедрение новшеств, способность  руководства предприятия к инновационной  деятельности представляют собой решающий фактор поддержания высокого уровня его доходности. Необходимость инноваций диктуется изменениями, происходящими во внешней среде, в которой действует фирма, а также угрозой устаревания выпускаемой ею продукции. [22, с. 225].

Нововведения касаются разработки и организации выпуска  нового продукта или услуги, усовершенствования выпускаемой продукции, выхода фирмы на новые рынки и расширение существующих рынков, технологии и организационной структуры управления предприятием, ее адаптации к изменениям, происходящим на рынке, снижения затрат на производство и реализацию продукции, других аспектов функционирования компании. Компании, пренебрегающие инновационной деятельностью, оказываются в конечном счете беззащитными перед ухудшением рыночной конъюнктуры. Поэтому формирование мировоззренческой концепции и приоритетов в области инноваций, понимания важности нововведений - одна из важнейших задач российских менеджеров.

Предприятие может добиться крупных успехов и признания  на рынке, если будет использовать в  управлении наиболее передовые, прогрессивные  методы. К числу таких новаций следует отнести практику внедрения контроллинга. Использование системы контроллинга в антикризисном управлении, как вытекает из зарубежной практики, позволяет «отслеживать» движение предприятия к намеченной стратегической цели (миссии) своего развития.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости фирмы в краткосрочном плане, нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном плане - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Появление контроллинга связано с усложнением ориентации на рынке, усилением конкуренции, необходимостью учета социальных и экономических факторов. Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом уровне развития рынка, единая система направления на достижения стратегических реализацию продукции.

Как известно, западные фирмы  ведут финансовую бухгалтерию, регламентируемую государством и предназначенную  для государства, банков, инвесторов и кредиторов. Внутренний учет (управленческий, производственный и т.д.) необходим для более эффективного менеджмента, характер которого определяет само предприятие. В России пока лишь формируются основы контроллинга. Национальные бухгалтерские стандарты еще не разработаны, хотя российские фирмы получили относительную экономическую свободу для организации внутренней бухгалтерии.

Для внедрения и обеспечения  надежного функционирования системы  контроллинга менеджеру необходима постоянная оперативная информация о реальных затратах на производство и реализацию продукции, услуг, каждого конкретного их вида, точные калькуляции услуг, в которые внесены все непосредственные затраты на их обеспечение. Отметим, что традиционное ценообразование, опирающееся на калькуляцию полной фактической себестоимости продукта, сейчас все более отходит на второй план, а преобладает оценка, сколько клиент может и хочет заплатить за товар или услугу. Менеджер обязательно опирается на нижний предел цены, при котором определяются затраты, минимально необходимые для покрытия собственных затрат на производство и целей компании. [3, с. 235].

Тем не менее, глубокое изучение и внедрение контроллинга необходимо по следующим соображениям:

1. Анализ возникающих  проблем управления на Западе, их тенденций важен, чтобы исключить ошибки при использовании контроллинга в России, вовремя оценить возникающие трудности и найти пути их устранения.

2. Принцип контроллинга - сегодня внедрять то, о чем  другие будут думать только  завтра - позволяет использовать  самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов.

3. Внедрение контроллинга - исключительно эффективный метод  рыночного хозяйствования, если  его применять с учетом конкретных  российских условий.

4. При практической  реализации основ контроллинга  одинаково важны все его составляющие (учет, анализ, планирование, контроль, маркетинг, информация) и их глубокое знание, чтобы в совокупности, во взаимодействии получить высокий дополнительный эффект.

5. Современному российскому  менеджменту как воздух нужны  инновации, которым контроллинг всемерно способствует.

6. Контроллинг - это  образец мышления менеджера, нацеленный  на будущее. Поэтому он выступает  одной из основ стратегического  менеджмента и позволяет соизмерять  любые действия предприятия сегодня  с точки зрения того, к чему это приведет завтра. Контроллинг - это одна из основ антикризисного управления.

Контроллинг направлен  на устранение узких мест в работе компании, ориентацию на будущее в  соответствии с фиксированными в  ее миссии целями, на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным использование методов оперативного и стратегического менеджмента.

Особое значение в контроллинге имеет использование  методов бюджетного контроля. Поскольку в рамках менеджмента соизмерение каждого рыночного действия предприятия, работа любого его подразделения оценивается по полученной норме прибыли, такого рода контроль необходим.

Скажем, фирма планирует  открыть новый филиал. Реализация намеченного требует изложения  всех предполагаемых в этой связи  действий в денежной форме. Определяется, в частности, величина расходов на помещения, численность и затраты на персонал, предполагаемый доход и т.д. Как известно, каждая компания составляет свой бюджет в целом с разбивкой его по отдельным подразделениям. Поэтому менеджер получает возможность проверять бюджеты различных звеньев на предмет их соответствия общей стратегии развития. В рамках системы бюджетного контроля сопоставляется реальный уровень издержек и результатов с плановыми. Верхний и нижний пределы расходов и других показателей устанавливаются для конкретных их видов - оклад, расходов на обучение кадров, на оборудование офисов и т.д.

Бюджетный контроль наиболее эффективен, когда бюджет составляется менеджерами, ответственными за контроль над расходами. При сопоставлении  реальных расходов по любой статье с бюджетными практически всегда имеют место отклонения, поскольку бюджет является прогнозируемой величиной. Незначительные отклонения обычно игнорируются, но когда отклонение превышает установленный уровень, это становится предметом анализа.

Современные аспекты  контроллинга служат достижению всех поставленных целей в бизнесе. Изначально контроллинг использовался для  решения основных задач в рамках ориентированного на прибыль предприятия. Но практика показала, что оно лишь тогда сможет выжить на рынке, если будет активно действовать на основе четкого плана в таких сферах, как «персонал фирмы» и «экономическая среда фирмы». Поэтому в рамках контроллинга уделяется особое внимание разработке программы совершенствования и развития персонала, постоянному росту их квалификации работников, системы его организации.

 

3 Анализ антикризисного управления предприятия ЗАО «НПК»

 

3.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «НПК»

Закрытое акционерное  общество «Новоуральская промышленная компания» было учреждено 11.04.2002г. в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об акционерных обществах», другими законодательными актами Российской Федерации. Место нахождения и почтовый адрес Общества: 624130, РФ, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Шевченко 12.

Деятельность Общества может быть прекращена по решению  общего собрания акционеров, либо по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации с учетом требований ФЗ “Об акционерных обществах” от 29.04.2008 N 58-ФЗ и Устава общества.

ЗАО «НПК» создано в целях получения прибыли на основе развития видов производственно - коммерческой деятельности, удовлетворения социально-экономических интересов учредителей-акционеров, а так же социальной защиты членов трудового коллектива.

Для достижения указанных  целей предприятие осуществляет в установленном  законодательством  РФ порядке  следующие виды деятельности:

  • строительство, капитальный ремонт и эксплуатацию зданий и сооружений, а также иных объектов;
  • торгово-закупочную деятельность, оптовую и розничную торговлю агрегатами, узлами и запасными частями к автотранспортной технике, другими товарами промышленного, структурного и сельскохозяйственного производства, лесоматериалами, отходами производства;
  • производство и реализация продукции производственного назначения и товаров народного потребления;
  • автотранспортные перевозки и экспедиция грузов;
  • хранение грузов и иные услуги в сфере складского обслуживания;
  • лизинг (долгосрочная аренда) оборудования, недвижимости и других предметов длительного пользования;
  • рекламная деятельность и услуги;
  • оказание иных услуг населению, предприятиям, другим хозяйствующим субъектам.

ЗАО «НПК» несет ответственность по своим обязательством всем принадлежащим ему имуществом.

 

3.2. Анализ финансового состояния предприятия ЗАО «НПК»

Бухгалтерский баланс является ликвидным если соблюдается неравенства  А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Рассмотрим показатели ликвидности  баланса (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Показатели ликвидности баланса ЗАО «НПК» в 2007 – 2009 гг.

Статьи актива по степени  ликвидности

Тыс. руб.

Статьи пассива по степени срочности обязательств

Тыс. руб.

Степень ликвидности  баланса

2007 год

А1

514

П1

1890

А1≤П1

А2

276

П2

0

А2≥П2

А3

484

П3

0

А3≥П3

А4

679

П4

148

А4≥П4

2008 год

А1

949

П1

3521

А1≤П1

А2

310

П2

19

А2≥П2

А3

411

П3

7

А3≥П3

А4

3830

П4

2382

А4≥П4

2009 год

А1

664

П1

3576

А1≤П1

А2

398

П2

0

А2≥П2

А3

409

П3

10

А3≥П3

А4

4383

П4

2768

А4≥П4


 

Исходя из данных таблицы 1, можно сделать вывод, что первые три неравенства означают, необходимость соблюдения неизменного правила ликвидности – превышение активов над обязательствами.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием