Аттестация педагогического персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель - определить и изучить особенности организации и условия применения аттестации для повышения эффективности труда педагогических работников и разработать рекомендации по их улучшению.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Управлению персоналом (2).docx

— 76.41 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальность. Аттестация - один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, она позволяет провести диагностику персонала; определить ценность сотрудников не только для подразделения, но и для всей организации; обоснованно принимать управленческие решения, особенно связанные со стратегическими задачами организации. Целью аттестации при продвижении по службе является выявление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей.

Цель - определить и изучить особенности организации и условия применения аттестации для повышения эффективности труда педагогических работников и разработать рекомендации по их улучшению.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1. определить сущность  понятия "аттестация";

2. выделить критерии эффективности  педагогической работы;

3. изучить особенности  организации аттестации;

4. выявить факторы повышения  эффективности труда педагогического  работника;

5. выявить сущность аттестации  и особенности ее применения  в педагогической сфере;

6. выделить методы оценки  персонала, применяемые в аттестации;

7. изучить организацию  проведения аттестации персонала,  как фактор развития персонала;

8. изучить проблемы, возникающие  при аттестации персонала;

9. изучить влияние аттестации  на повышение эффективности педагогических  работников.

Объект  исследования - профессионально - служебная деятельность педагогических работников.

Предмет исследования - процесс аттестации педагогических работников.

Методы  исследования:

· анализ документальных источников (приказ № 286-Ак от 31.01.2011, приложение № 1, 2 к приказу № 286-Ак от 31.01.2011, Устав МБОУ СОШ № 202,  а также научную  литературу и  электронные ресурсы)

  • анкетирование
  • беседа

Содержание курсовой работы условно можно разделить на две  части. В первой части рассматривается  организация проведения аттестации персонала, как фактор развития персонала, современные методические подходы  к организации проведения аттестации персонала, ее цели, критерии оценки, этапы  аттестации, используемые методы. Также  рассматривается эффективность  организации проведения аттестации персонала. Сделан вывод о том, что  эффективность педагогических работников во многом зависит от личности педагогического  работника, ее осуществляющего.

Вторая часть содержит краткую характеристику организации, анализ системы организации проведения аттестации персонала, где дана оценка процессу аттестации в МБОУ СОШ № 202  и проблемы, которые возникают  при проведении аттестации персонала  и пути их решения. Также практическая  часть, где на основе изученного материала  разработаны мероприятие и рекомендации по повышению эффективности труда  работников.

Сделан вывод о том, что аттестация побуждает педагогических работников к более эффективному выполнению своих функций, а, следовательно, это влияет на повышение эффективности  педагогической работы в целом.

Использование на практике разработанных рекомендаций по совершенствованию  системы аттестации и рационализации кадров позволит образовательному учреждению повысить:

а) эффективность проводимых, в аттестационную сессию, мероприятий;

б) эффективность использования  кадрового потенциала учреждения;

в) снять напряженность, сопровождающую ранее проводимые аттестации;

г) усовершенствовать систему  аттестации, в соответствии с динамично  меняющимися условиями окружающей, организацию, среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  и методические аспекты организации  проведения аттестации персонала

1.1 Организация  проведения аттестации персонала,  как фактор развития персонала

Аттестация как процедура, связанная с проверкой соответствия работника, организации или места  приложения труда установленным  требованиям, получает широкое распространение. Помимо ранее существовавшей аттестации специалистов и рабочих мест сегодня  аттестации подлежат образовательные  учреждения, различные хозяйствующие  субъекты.

Аттестация - это предмет  исследования не только юристов, но и  управленцев, психологов, что необходимо учитывать в ходе подготовки и  проведения аттестации1.

Аттестация исследовалась  в трудовом праве, но никогда не рассматривалась  как самостоятельный институт.

Известно, что трудовое право  оказывает влияние на социально-экономические  отношения. Новое действующее законодательство о труде скорректировано и  приведено в соответствие с требованиями рыночной экономики и рынка труда. Динамика трудового права определяется технологическими, организационными и  социальными изменениями в сфере  труда, имеющими в современных условиях глобальный характер. Это относится  и к правовому регулированию  аттестации, как к одной из важнейших  организационно-правовых форм проверки и оценки профессиональной подготовки, способствующей более рациональному  использованию творческого потенциала каждого аттестуемого работника2.

Аттестация позволяет:

- определить соответствие  работника занимаемой должности;

- использовать каждого  работника в соответствии с  полученной специальностью и  квалификацией;

- выявить перспективы  применения потенциальных способностей  и возможностей работника;

- определить необходимость  подготовки или переподготовки  работника;

- обеспечить возможности  передвижения кадров, освобождения  работника от должности, а также  перевода на более или менее  квалифицированную работу3.

Основой для аттестации работников служит комплексная оценка их деятельности, включая профессиональные, деловые, духовно-нравственные и личные качества работника, а также результаты его труда, на основе системы соответствующих показателей, характеризующих степень достижения работником конкретных целей, его соответствия (несоответствия) занимаемой должности.

При проведении комплексной  оценки деловых качеств необходимо учитывать различия в трудовых функциях и характере деятельности работников.

Аттестация персонала  организаций основного звена управления - процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений, определения размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствование стиля и методов правления персоналом4.

Целью аттестации при продвижении  по службе является выявление потенциальных  возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для  занятия более высокой должности  с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей. Аттестация при переводе в другое структурное  подразделение необходима в тех  случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым  рабочим местом. Аттестация проводится во всех подразделениях организации. Перечень должностей, подлежащих аттестации, и  сроки ее проведения устанавливаются  руководителем организации5.

Новый порядок предусматривает  два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения  соответствия педагога занимаемой должности  на основе оценки его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется по желанию учителя  для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой (или высшей) квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории  составляет 5 лет.

Следует обратить внимание на то, что присвоенные по результатам  аттестации в 2010 году и ранее квалификационные категории (вторая, первая и высшая - педагогическим работникам), (первая и высшая - руководящим работникам) сохраняются в течение срока, на который они присвоены.

Информация о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогического  работника требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории, доводится до него аттестационной комиссией в месячный срок, отведенный для рассмотрения его заявления (п. 25 Порядка аттестации).

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего  управление в сфере образования.

Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке  включается представитель выборного  органа соответствующей первичной  профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный  представитель).

Аттестационная комиссия, в свою очередь, уведомляет профсоюзного представителя о дате проведения аттестации педагогического работника. Если аттестуемый работник не является членом профсоюза, то включение представителя  выборного органа первичной профсоюзной  организации в состав аттестационной комиссии не требуется6.

Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится в целях:

  • для подтверждения соответствия занимаемой должности;
  • для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).

Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются  таким образом, чтобы была исключена  возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые  аттестационными комиссиями решения. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует  в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации педагогического  работника, непосредственно присутствующего  на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего  управление в сфере образования.

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который  вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в  голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.

В аттестационный лист педагогического  работника в случае необходимости  аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического  работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию  профессиональной деятельности педагогического  работника.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего  управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении  которых аттестационной комиссией  принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым  к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным  распорядительным актом.

Аттестационный лист и  выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего  управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического  работника в срок не позднее 30 календарных  дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Информация о работе Аттестация педагогического персонала