Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа
Аттестация является особенно важным средством в практике оценок кадров управления – руководителя и специалистов. Это объясняется тем, аттестация имеет «правовой статус» и осуществляется систематически.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТТЕСТАЦИИ
1.1 Понятие аттестации, ее цели и задачи
1.2 Формы, методы и инструментарий проведения аттестации
1.3 Оценка и ее критерии в процессе организации аттестации
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОРУССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Нормативно–правовая база аттестации муниципальных служащих
2.2 Процесс аттестации муниципальных служащих на примере Старорусского муниципального района
2.3 Рекомендации по оптимизации проведения аттестации в Старорусском муниципальном районе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУР
- конкретными, т.е. предметными и специфическими;
- измеримыми, т.е. поддающимися количественной оценке;
- значимыми, т.е. относящимися
к профессиональной
- ориентированными во времени, т.е для каждой цели должен быть определен срок ее исполнения.
По истечении аттестационного
периода сотрудник и
Основной недостаток данного метода заключается в том, что оцениваются не все аспекты работы сотрудника, а только степень выполнения им ключевых задач, что ограничивает объективность оценки и возможности ее использования для принятия решений о назначении на новую должность, профессиональной подготовке, повышенной заработной платы.
Результаты исследований показывают, что каждый из этих методов иногда бывает, результативен, а иногда – совершенно неприменим. Главное при этом – не сами методы, а формы их использования. Оценщики, не прошедшие подготовки, или лица, не имеющие ни таланта, ни желания, могут свести на нет любой метод.
1.3 Оценка и ее критерии при аттестации
Для облегчения процедуры аттестации в различных организациях вырабатывают разные инструменты – глоссарии[6]:
· Описание шкалы оценки.
· Описание критериев оценки. Здесь возможно варианты: описание только самого критерия или описание критерия применительно к шкале оценки.
· Названия критерия / характеристики и подробный перечень того, что входит в данный критерий / характеристику.
· Набор рекомендуемых фраз для письменных характеристик.
· Выражения, которые рекомендуется использовать при собеседовании с сотрудником.
В аттестационную форму далеко не всегда следует включать разработанные «словари». Это сделает аттестационный лист громоздким и трудным для понимания. Еще раз подчеркнем, что описание – не самоцель, а рабочий инструмент. Поэтому в итоговую форму включается только то, что необходимо для понимания аттестующим и аттестуемым процесса. Все остальное должно существовать в виде доступных рабочих материалов.
Каждая организация для себя решает, какой путь для нее более приемлем. Если понимание достигнуто, нет смысла тратить время и силы на многотомные труды. Под достигнутым пониманием по поводу критериев имеется в виду следующее:
1.Все лица, проводящие аттестацию, оценивают сотрудников по одной и той же системе.
2.В случае возникновения
у аттестуемых вопросов
Аттестационная форма – рабочий инструмент, который должен отвечать следующим требованиям:
· Быть понятным для всех участников процесса. Рекомендуется избегать слов, затрудняющих понимание, таблиц, которые трудно заполнять.
· Быть простым для заполнения. Перед началом аттестации попросите нескольких (не обязательно работающих в вашей организации) заполнить аттестационный лист и выслушайте их рекомендации. Такой подход часто используется в маркетинге при анкетировании. Прежде чем выпустить анкету, ее заполняют несколько экспертов, засекая время заполнения и оценивая простоту и удобство. Одна из наиболее часто повторяющихся ошибок – в аттестационном бланке оставляют слишком мало места для ответа на открытые вопросы и внесения комментариев.
· Должен быть достигнут баланс между необходимой и достаточной информацией. Безусловно, чем больше содержится информации о деятельности, руководителях, результатах предыдущих аттестаций и т.п., тем серьезнее и глубже можно проводить аттестацию. Но в этом случае аттестационная форма на каждого сотрудника может превратиться в увесистую и пугающую брошюру, работа с которой отнимет много времени и сил. В конце концов, информация о предыдущих аттестациях должна храниться в архиве и к ней всегда можно обратиться.
· Поддерживать аттестующего во время интервьюирования и принятия решений. Аттестационная форма должна обеспечивать руководителю возможность проведения структурированного собеседования, задавая план разговора.
· Следует подумать о том, будут ли и каким образом обрабатываться и исследоваться результаты аттестации. Чем больше сотрудников работает в организации, тем важнее обеспечить возможность и удобство обработки информации.
· Наконец, нельзя забывать о мотивирующем значении аттестации. Она проводиться в конкретной компании, и логотип или название компании на аттестационном бланке будет нелишним. Также не помешает обращение к участникам процесса аттестации.
· И, конечно, аттестационный бланк должен показать, что руководство расценивает аттестацию как серьезный процесс – небрежности в оформлении и орфографические ошибки должны быть исключены.
Пример аттестационной формы (приложение 1).
При подготовке к аттестации
соответствующий руководитель федерального
органа исполнительной власти с помощью
предложенного словаря
- профессионально-этические
качества государственных
1. авторитет.
2. степень развития и уровень ответственности.
3. честность и неподкупность, степень открытости.
4. уважительное отношение к людям (гуманизм).
5. преданность государству, целям и задачам, решаемым в ведомстве.
6. справедливость.
7. моральная стойкость.
8. тактичность, культура
отношений с вышестоящим
9. самоконтроль, самообладание, эмоциональная сдержанность.
10. личная дисциплина, исполнительность,
надежность в деловых
Учет факторов обязателен
при проведении оценки результативности
труда конкретных должностных лиц
в конкретных условиях места и
времени. Так как повышает степень
обоснованности, объективности и
достоверности выводов
Существует большое количество «за» и «против» официальной оценки профессиональной деятельности работников. Аргументом в пользу оценки является то, что служит ряду важных целей.
Оценка помогает определить, во-первых, какие работники требуют большей подготовки и, во-вторых, результаты программ подготовки персонала. Она помогает установлению и укреплению деловых отношений между подчиненными и руководителем через обсуждение результатов оценки и, кроме того, она побуждает руководителей оказать необходимую помощь.
Оценка администрации помогает решить, кому следует повысить зарплату, кого – повысить в должности, а кого – уволить.
Оценка побуждает работников
работать более результативно. Наличие
соответствующей программы и
гласность результатов ее выполнения
развивают инициативу, развивают
чувство ответственности и
«Оценка служит юридической
основой переводов, продвижений
по службе, наград, наград и увольнений.
Она дает материал для разработки
вопросников по найму. Оценка позволяет
получить необходимую информацию для
того, чтобы определить зарплату и
вознаграждения работникам. Она является
естественным поводом для продолжительной
беседы между руководителем и
подчиненным о проблемах
И, наконец, оценки могут быть использованы при разработке средств отбора кадров, например, тестов.
Наличие такого количества преимуществ официальной оценки убеждает в ее целесообразности и даже необходимости.
Аттестация как метод изучения кадров в настоящее время страдает неполнотой данных об аттестуемом, отсутствии четких требований к характеризующим материалам. Поэтому, оценка кадров при аттестации очень полезна. Аттестация – процесс систематический, со строго регламентированной, периодичностью. Необходимо, чтобы была определена четкая система выводов по результатам оценки, которая давала бы возможность сопоставлять выводы и накапливать данные о каждом работнике. Выводы по аттестации должны фиксироваться везде, однако необходимо четкое толкование каждого вывода, с тем, чтобы было понятно содержание, вложенное в тот или иной вывод. Особое значение выводов при аттестации заключается в том, что они могут служить источником концентрированной информации о работнике/ помогающей принять решение о возможностях его дальнейшего использования, например, выдвижение в резерве, подбор и назначение на вышестоящую должность, то есть оценивать потенциальные возможности работников.
ГЛАВА 2. АТТЕСТАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ В АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОРУССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1 Нормативно – правовая база аттестации муниципальных служащих
Аттестация муниципальных
служащих проводится в соответствии
с Федеральным законом от 2 марта
2007 года № 25 – ФЗ «О муниципальной
службе в Российской Федерации», областным
законом от 25 декабря 2007 года № 240 –
ФЗ «О некоторых вопросах правового
регулирования муниципальной
Проблемы правового
В справочной юридической литературе сказано, что должностная аттестация – это определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности.
В данном определении, хотя и не совсем обстоятельно, но все же упоминается о служебной роли аттестации – определение уровня профессиональной подготовки работника.
Специалисты в области трудового права к основным признакам аттестации относят следующие:
- аттестация всегда вытекает из трудовых правоотношений;
- субъектами аттестации
являются работники
- периодичность проведения;
- аттестация осуществляется
в специальной организационно-
- результаты аттестации
всегда имеют под собой
- она является одним из средств расстановки кадров руководителей и специалистов.
Приведенные характеристики
аттестации выделяют ряд особенностей
этого правового явления. Однако,
если оценивать их с позиции ныне
действующего законодательства, то становится
очевидным, что в целом эти
характеристики не являются достаточными.
Такое положение обязывает
Как уже было сказано, аттестация означает проверку профессиональной подготовки на предмет соответствия работника занимаемой должности. Такое назначение установлено, например, областным законом от 25 декабря 2007 года № 240 – ФЗ «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области».
При этом следует подчеркнуть, что в соответствии с этим и некоторыми другими правовыми актами работник обязан пройти аттестацию. Иначе говоря, он должен совершить установленные правовыми актами действия, чтобы показать уровень своей квалификации и на этой основе подтвердить свое право на выполнение работы по занимаемой должности согласно заключенному трудовому договору.
С другой стороны, проведение
аттестации – это право администрации
организации, которое она может
реализовать в отношении
Аттестация не является самоцелью.
Это - средство, с помощью которого
обеспечивается формирование высокопрофессионального
кадрового состава
Рассматривая сущность правового
регулирования аттестации работников,
следует, прежде всего, подчеркнуть, что
одним из главных ее назначений является
создание благоприятных условий
для правильного решения
- сохранение содержания трудового договора в прежнем виде;
- изменение содержания
трудового договора вследствие
предстоящей корректировки