Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:51, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является исследование в области управления персоналом, а именно, аттестация персонала.
Основные задачи, рассмотренные в курсовой работе:
- раскрыть сущность аттестации работников, её основные цели и задачи;
- характеристика процесса организации аттестации;
- анализ проведение аттестации руководителей и специалистов в вагонном депо Брест.
Предметом исследования является процесс организации и проведения аттестации специалистов и руководителей.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АТТЕСТАЦИИ
4
1.1 Определение и нормативное регулирование организации аттестации
1.2 Основные цели и задачи процесса аттестации
4
5
2
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ
7
2.1 Периодичность проведения аттестации работников и принятие решения о ее проведении
2.2 Методы проведения аттестации
2.3 Критерии оценки при аттестации персонала
7
8
10
3
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В «ВАГОННОМ ДЕПО БРЕСТ»
15
3.1 История развития и общая характеристика «Вагонного депо Брест»
3.2 Анализ существующей системы аттестации персонала в «Вагонном депо Брест»
3.3 Предложения по совершенствованию методов и приемов аттестации персонала в «Вагонном депо Брест»
15
17
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
29
В организациях
могут создаваться несколько
аттестационных комиссий [1], специализация которых зависит
от особенностей профессионально-
В «Типовом положении» не указан количественный состав аттестационной комиссии. В то же время данный вопрос, как и вопрос о персональном составе комиссии, решается руководителем организации. Практически количественный и персональный состав аттестационной комиссии формируются кадровой службой организации на основании мнения профсоюзного комитета (там, где профсоюзные организации созданы), а также с учетом мнения руководителей структурных подразделений и численности работников, подлежащих аттестации.
В состав аттестационной комиссии назначаются руководящие работники и высококвалифицированные специалисты организации. К их числу в основном относятся представители кадровой и юридической службы, специалисты соответствующей сферы деятельности. По уже сложившейся практике председателем аттестационной комиссии, как правило, назначается заместитель руководителя организации или кто-то из главных специалистов организации. Например, если в организации создано несколько аттестационных комиссий, то их может, к примеру, возглавлять главный инженер, главный бухгалтер, главный агроном и т.д. Также практика указывает на то, что секретарем аттестационной комиссии назначается работник кадровой службы или представитель юридической службы. В состав аттестационной комиссии могут входить представители вышестоящих государственных органов (организаций), а также профессиональных союзов.
2.2 Методы проведения аттестации
Применение современных
методов объективной оценки
2.2.1 Рейтинговые методы.
Наиболее распространенный
и наиболее простой метод
2.2.2 Сравнительные методы.
Сравнительные методы
заключаются в том, что
Есть несколько вариантов - ранжирование, парное сравнение. При ранжировании в список сначала вносятся сотрудники, чья деятельность является наилучшей и наихудшей, затем аналогично выбирается два сотрудника из оставшихся и т.д. По методу парных сравнений деятельность каждого сотрудника поочередно сравнивается с деятельностью остальных. Если деятельность сотрудника лучше, чем деятельность того, с кем сравнивают, он получает "1", если хуже - "О". Далее считается общая сумма баллов каждого сотрудника. Данный метод используется не только при проведении аттестации, но и при ранжировании различных объектов / задач. Однако его применение ограничено числом сравниваемых объектов, так как общее количество произведенных сравнений составляет пх (п-1) /2, где п - число сравниваемых объектов.
2.2.3 Письменные методы.
К письменным методам
относятся в первую очередь
характеристику сотрудника и
метод критических ситуаций. Характеристика
достаточно часто используется
как в сочетании с другими
методами, так и самостоятельно.
Важное условие для
2.2.4 Управление по целям (МВО - Management By Objectives).
Управление по целям - метод, получивший в последнее время наибольшее признание и развитие не только как метод аттестации, но и как метод управления, как философия менеджмента. Впервые понятие управления по целям было введено Питером Друкером в 1954 г.
Основная идея метода заключается в том, что управление и развитие является целенаправленным, т.е. не "искусство ради искусства", а достижение целей организации через постановку целей каждому сотруднику и их согласование. Это позволяет перейти от простого ежедневного выполнения должностных обязанностей (ориентации на процесс) к осознанной работе, нацеленной на важный для организации результат. [2, стр. 155]:
При подготовке и проведении аттестации по методу МВО надо учитывать следующее:
- необходимо определить цели и иерархию целей, в том числе цели для конкретных работников с учетом их знаний, желания, умений, способностей, и, пожалуй, это - самое сложное;
- чтобы обеспечить согласованность и взаимосвязанность целей на всех уровнях, рекомендуется начинать аттестацию "сверху вниз";
- во время первой аттестации по этому методу, естественно, нельзя оценивать достижение целей (так как они не были поставлены и зафиксированы ранее), следует обратить особое внимание на анализ деятельности и постановку целей на будущее;
- очень важная роль в эффективном проведении аттестации по методу МВО отводится аттестационному собеседованию. Руководителей необходимо специально к нему готовить;
- наиболее эффективна аттестация данным методом для управленческих и творческих или научных работников, а также в случаях, когда ограничена возможность установления количественных и качественных критериев оценки деятельности;
Как и любую аттестацию, МВО необходимо проводить не реже раза в год. В отличие от других методов МВО при налаженном процессе можно проводить и ежеквартально.
2.3 Критерии
оценки при аттестации
Оценка является
неотъемлемым и важнейшим
Оценка управленческих работников помогает руководству определить, кому следует повысить зарплату, кого - повысить в должности, а кого - уволить. Она побуждает работников работать более результативно и служит юридической основой для переводов, продвижений по службе, награждений и увольнений, дает материал для разработки вопросов по найму, позволяет получить необходимую информацию для определения размеров зарплаты и вознаграждения работникам.
Сегодня
в некоторых организациях
По общему
признанию специалистов в
- знание производства - его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;
- знание экономики - методов планирования, экономического анализа и т.п.;
- умение выбирать методы и средства достижения наилучших результатов деятельности организации при наименьших финансовых, энергетических и трудовых затратах;
- наличие специальных знаний в области организации и управления производством и умение применять их в своей практической деятельности;
- способность рационально подбирать и расстанавливать кадры;
- умение мобилизовать коллектив на решение поставленных задач и способность поддерживать дисциплину, также отстаивать интересы дела;
- распределять права, полномочия и ответственность между подчиненными;
- координировать деятельность всех служб и подразделений как единой системы управления организацией;
- умение планировать и организовывать личную деятельность, сочетать в ней основные принципы управления, применять в зависимости от ситуации наиболее целесообразные и эффективные стиль и методы работы;
- умение проявлять высокую требовательность к себе и подчиненным, а также быть конкретным и четким в решении оперативных вопросов;
- стимулировать работников, принимать на себя ответственность в осуществлении своих решений и др.
В условиях рыночной экономики предъявляются повышенные требования и к личностным качествам управленческого работника. В кадровой работе ряда организаций методические материалы содержат перечень таких качеств управленческих работников, как:
- Честность, справедливость;
- Умение работника наладить доброжелательные отношения с подчиненными;
- Выдержанность и тактичность при любых обстоятельствах;
- Целеустремленность, принципиальность, решительность в принятии управленческих решений, а также настойчивость и энергичность в их реализации;
- Умение отстоять свое мнение, а также самокритичность в оценках своих действий и поступков;
- Умение выслушивать советы подчиненных;
- Правильное восприятие критики с умением делать соответствующие выводы;
- Умение держать слово;
- Умение пользоваться своими правами и полномочиями, особенно в случаях применения административного и организационного воздействия, а также умение личным примером и поведением в повседневной жизни положительно воздействовать на подчиненных и др. [11]
Оценка результатов труда - это важный этап управления кадрами, решающий целый ряд задач, которые могут быть охарактеризованы как административные, информационные и мотивационные.
1. Решение административных
задач означает, что результаты
оценки дают информацию о
2. Решение информационных задач означает, что оценка служит источником информации об эффективности работы сотрудников, как для руководителей, так и для самих работников. Имея такую информацию, руководители могут принимать решения или осуществлять определенные воздействия на подчиненных. Например, сотрудника, у которого выявлен недостаток знаний, могут направить на учебу, повышение квалификации; сотрудника, у которого выявлены способности, которые раньше были в "тени", могут перевести на другой участок работы для того, чтобы он мог реализовать их.
3. Решение мотивационных задач обеспечивается за счет того, что положительные результаты оценки, как правило, вызывают у человека чувство удовлетворения, гордости, уверенности в своих силах. Кроме того, со стороны руководителя по результатам оценки работник может получить вознаграждение или благодарность, со стороны коллег - признание и уважение. Отрицательные результаты оценки могут подвигнуть работника на улучшение результата его труда.
Следует
отметить, что к оценке персонала
могут привлекаться как
Все методы
оценки можно разделить на
методы индивидуальной оценки
работников, которые основаны на
исследовании индивидуальных
Едва ли не самое сложное при проведении аттестации - выработать критерии оценки. Предметами оценки могут быть:
- выполнение должностных обязанностей;
- особенности поведения;
- эффективность деятельности;
- уровень достижения целей;
- уровень компетентности;
- особенности личности и т.п.
При выборе
предмета оценки следует
Основными
объектами оценки при
1. Результаты труда за определенный период времени.