Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 21:35, контрольная работа
Ресурсы – потенциал предприятия в достижении стратегических целей.
Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование бизнес процессов в организации.
Бюджетирование – инструмент планирования и контроля финансовых ресурсов.
Утверждённый бюджет и его влияние на распределение всех ресурсов в организации. Борьба за ресурсы.
Плюсы и минусы метода бюджетирования.
Развитие бюджетного управления на современном этапе. Интеграция систем KPI/BSC и бюджетирования в единый инструмент управления.
Компании по-разному подходят к внедрению управления бюджетом и KPI. Многие делают это разрозненно, так как заказчиком системы бюджетного управления выступает обычно финансовый директор, а системы KPI - другие топ-менеджеры, начиная от заместителя директора по стратегии и вплоть до генерального директора.
Если KPI и бюджеты обособлены и не рассматриваются в качестве единой системы, у компании неизбежно возникают две основные проблемы, связанные с разрывом между стратегическими целями и текущей деятельностью:
1. Противоречивость целевых значений долгосрочных KPI и плановых показателей годового (мастер-) бюджета.
При "оцифровке" (установлении целевых значений) выбранных KPI не остается документа, наглядно показывающего взаимосвязь бюджетных статей и KPI одновременно и на уровне компании, и на уровне подразделений - центров ответственности. Кроме того, поскольку годовые бюджеты строятся обычно "от достигнутого" и нацелены на достижение краткосрочных финансовых целей (ROE, прибыль и т. п.), в них не выделяются статьи затрат, связанные с выполнением соответствующих KPI. Это приводит к скрытому дефициту ресурсов для их выполнения. Например, в системе бюджетирования может существовать статья "Расходы на рекламу", а в системе KPI показатель "Количество новых клиентов". При этом планирование (и контроль) расходов на рекламу осуществляется независимо (например, "от достигнутого") от планирования и контроля KPI.
2. Низкая обоснованность
планирования затрат на
В процессе бюджетирования возникают значительные трудности в планировании затрат на мероприятия с отсроченным и труднооценимым эффектом (внедрение ERP-систем, программ повышения мотивации и квалификации персонала и т. п.). Как правило, их эффект становится очевиден в долгосрочной перспективе и на уровне компании в целом. Такие мероприятия в системе бюджетов планируются в отрыве от целей, на которые могут и должны воздействовать подобные инициативы. Одним из результатов этого является то, что в бюджет попадают программы тех подразделений, менеджеры которых "громче кричат".
Оторванность систем друг от друга становится причиной неэффективной мотивации руководителей подразделений к достижению стратегических целей. Как правило, после установления целевых значений KPI при конъюнктурных отклонениях (которые неизбежны) затраты на мероприятия урезаются, но целевые значения KPI высшим руководством если и пересматриваются, то с явной неохотой и без должного обоснования, что ведет к их невыполнению и в результате дискредитации самой идеи эффективного стратегического управления по KPI.
Устранить эти проблемы позволяет интеграция систем в единое целое. В табл. 1 показано, каким образом при осуществлении различных функций управления в единой системе проявляется синергетический эффект.
Функции управления |
Система бюджетирования |
Система KPI |
Единая система |
Планирование |
Распределение ресурсов компании на текущий период |
Конкретизация стратегических целей |
План целей и ресурсов для их достижения в количественном выражении |
Координация |
Жесткая связь бюджетов ЦФО и бюджетов компании |
Причинно-следственная связь KPI-подразделений и KPI-компании в целом |
Взаимосвязанные планы показателей по подразделениям и компании в целом |
Мотивация и контроль |
Экономия бюджетов по ЦФО |
Достижение целевых значений KPIподразделением |
Достижение целевых значений KPI центрами ответственности при экономии бюджетов |
Таблица 1. Синергетический эффект объединения систем KPI и бюджетирования.
Для того чтобы связать стратегические цели с бюджетированием, необходимо структурировать выполнение поставленных задач во времени и связать его с ресурсами, необходимыми для их осуществления. С этой целью используется специальный инструмент - стратегический бюджет, структура которого изображена на рис. 3.
Рис. 3. Структура стратегического бюджета.
В стратегическом бюджете планирование и контроль экономического эффекта (влияния на финансовую составляющую) от реализации затратных стратегических инициатив осуществляется через совместное выполнение бюджетных показателей и KPI, развернутое на стратегическом временном горизонте. Архитектура бюджета предусматривает два взаимозависимых компонента:
Формализация причинно-
При этом на разных уровнях управления взаимосвязь между KPI и бюджетами строится похожим образом:
KPI подразделения - центра ответственности соответствуют инициативам и затратам данного центра на их реализацию в рамках компетенции подразделения.
В практике многих компаний
функция долгосрочного
Следует отметить, что в отличие от такого же долгосрочного инвестиционного (капитального) бюджета, в котором планируются проектно обособленные чистые денежные потоки, разнесенные по времени выполнения каждого проекта, стратегический бюджет предполагает использование структуры взаимосвязей между KPI и бюджетными показателями для компании в целом.
Для руководителей высшего звена, тратящих значительные усилия на формирование стратегии, принципиальным является вопрос ее осуществимости. В то же время стратегическое планирование, даже с использованием методологий KPI, не гарантирует достижение стратегических целей. Однако, используя стратегический бюджет как механизм связи системы KPI с бюджетированием, можно существенно снизить риск невыполнения поставленных стратегических задач.
При составлении стратегического бюджета можно выделить следующие операции:
Рис. 4. Промежуточные точки контроля.
Одним из возможных показателей риска является соотношение объема экономического эффекта от мероприятий и затрат на их осуществление с учетом временного фактора и силы связи между показателями. Очевидно, что, чем больше этот критерий, тем больше запас прочности, заложенный в осуществление стратегии. Этот критерий является определяющим для отбора отдельных инициатив и принятия бюджета в целом, так как предполагается, что выбранная стратегия переводит компанию в качественно новое состояние при условии сопоставления суммы стратегических затрат и долгосрочного эффекта от реализации стратегических инициатив. Тем не менее каждая компания может предусмотреть особенности расчета показателя риска исходя из структуры собственного стратегического бюджета.
Центрами ответственности в традиционной системе бюджетирования являются центры доходов, затрат, прибыли, прибыли/инвестиций, т. е. центры, сформированные на основе финансовых KPI.
В системе KPI, где обязательно
присутствуют и нефинансовые характеристики,
в основе выделения центров
Поэтому при выделении
центров ответственности на основании
организационной структуры
Если при формировании ЦФО отдел снабжения мог быть включен в ЦФО "Администрация" из-за незначительной суммы затрат и слабой степени влияния на них руководителя отдела, в единой системе отдел снабжения будет выделен в отдельный центр ответственности, в котором помимо KPI будут контролироваться затраты на их выполнение.
В то же время руководители единых центров ответственности несут ответственность и за выполнение текущего бюджета в пределах полномочий, соответствующих их центру ответственности (доходы, расходы, прибыль, прибыль/инвестиции), т. е. являются также и руководителями ЦФО в классическом понимании.
Для успешной мотивации в единой системе управления главное - обеспечить соответствие полномочий и ответственности в рамках центра ответственности. Механизм мотивации проявляется следующим образом:
При этом, как правило, центр затрат, прибыли, прибыли/инвестиций отчитывается по соответствию запланированным затратам, прибыли, соотношению прибыли и инвестиций;
Контроль и поощрение руководителей ставится в зависимость от результатов выполнения KPI их центрами ответственности при условии выполнения подразделением бюджета развития.
Как уже было сказано,
основными функциями
Рис. 5. Карта целепологания.
Затем происходит распределение показателей по центрам ответственности с учетом их функциональной специфики, составляются карты KPI руководителей подразделений для дальнейшей выработки подразделениями затратных инициатив, направленных на выполнение KPI. Поскольку подавляющее большинство инициатив стратегического характера являются в своей основе затратными, необходимо выделение этой стратегической составляющей в обособленный бюджет развития, включающий в себя затраты как капитального, так и некапитального характера.
После формирования инициатив (программ мероприятий) под конкретные целевые значения KPI происходит формирование стратегического бюджета, в котором затраты на инициативы сопоставляются с эффектом от их реализации в долгосрочном периоде.
Информация о работе Бюджетирование как метод распределения ресурсов в стратегическом менеджменте