Ценовая политика организации как экономический метод управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание

В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ценовая политика организации: цель, формирование, составляющие…….5
1.1 Понятие ценовой политики организации в трудах отечественных и зарубежных экономистов………………………………………………………5
1.2 Методы ценообразования организации…………………………………..8
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………14
2.2 Анализ финансовых результатов…………………………………………16
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия…..29
3.1 Расчет оптимальной цены товаров в условиях эластичного спроса… 29
3.2 Применение ценового стимулирования…………………………………35
3.3 Рекомендации по изменению ценовой политики……………………….36
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список литературы………………………………………………………………41

Работа состоит из  1 файл

кр основы менеджмента.doc

— 527.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 

курсовая РАБОТА 

Дисциплина «Основы менеджмента»

На тему:

«Ценовая  политика организации  как экономический метод управления» 
 
 
 
 

Выполнила                                 Ивлева Е.М.

Студентка                                          3 курса, день

Специальность                                          МО

№ зач. книжки                                         08ммб01014

Преподаватель                                                  Долганова Н.А. 

Брянск 2010г.

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях рынка ценообразование  представляет из себя весьма сложный  процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления  в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании, от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единую интегрированную систему.

     В настоящей курсовой работе будет исследоваться ценовая политики коммерческой организации.

     Обоснуем  актуальность выбранной темы исследования.

     Сейчас уже сложно найти компании, недооценивающей преимущества грамотного ценообразования; большинство компаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратных методов и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования. Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара и отлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.

     Цена  всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя.

     Каждая  фирма подходит к проблемам ценообразования  по-своему. В мелких фирмах цены обычно устанавливаются главным руководством. В крупных компаниях проблемами ценообразования как правило занимаются управляющие среднего уровня. Но и здесь высшее руководство дает общие установки, формирует цели политики цен, утверждает цены, предложенные руководителями низших эшелонов. В таких отраслях, где факторы ценообразования играют решающую роль, фирмы зачастую создают отделы цен, которые разрабатывают цены, либо помогают делать это другим подразделениям. На политику цен большое воздействие оказывают управляющие службой сбыта, заведующие производством, руководители службы финансов, бухгалтеры.

     Целью настоящей курсовой работы является анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Классик», занимающегося реализацией мужской одежды.

     Для достижения этой цели в дипломной  работе решаются следующие задачи:

     ввести  понятие ценовой политики предприятия, обозначить цели ценовой политики предприятия;

     описать ценовые стратегии и методы ценообразования;

     проанализировать  ценовую политику, использующуюся в  магазине «Классик»;

     выдвинуть рекомендации по совершенствованию  ценовой политики магазина «Классик».

     Объект  исследования – магазин «Классик» г. Брянска.

     Предмет исследования – ценовая политика магазина. 

     1. Ценовая политика  организации: цель, формирование, составляющие 

     1.1 Понятие ценовой  политики организации  в трудах отечественных  и зарубежных экономистов

     Ценовая политика организации - это исключительно важный инструмент организации-товаропроизводителя, однако его использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении с ним могут быть получены самые непредсказуемые и отрицательные по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо для фирмы отсутствие ценовой политики как таковой [4. с. 245].

     Под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для  достижения конечного генеральных  целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге - это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи.

     Сущность ценовой политики организации заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально возможного успеха в той или иной рыночной ситуации. Ценовая политика является в целом элементом общей маркетинговой политики предприятия [2, с. 12].

     Характер  целей и задач организации находит отражение в особенностях ценовой политики: чем масштабнее, разнообразнее и труднее для достижения общеорганизационные цели, стратегические установки и задачи в области маркетинга, тем сложнее цели и задачи ценовой политики, которая, кроме того, зависит от размеров организации, политики дифференциации продукта, отраслевой принадлежности организации.

     По  мнению Завьялова П.С. ценовая политика (политика цен) – это общие принципы, которыми компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. [12, c. 25]

     Примером  ценовой политики предприятия является поддержание цен ниже, чем у конкурентов, для обеспечения ускоренного темпа продаж и завоевать дополнительную долю рынка.

     Иванова Н.В. считает, что в любых условиях фирма не может позволить себе одного – устанавливать цены без  серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.[13, с. 76]

     Стратегия ценообразования – это набор методов, с помощью которых ценовая политика реализуется на практике.

     Различают активную и пассивную ценовую  политику на предприятии.[12, c. 247]

     При активной ценовой политике предприятие  пытается, используя свою цену, реализовать  все рыночные возможности и гибко реагировать на изменение цен конкурентами. В этом контексте цена является важной частью маркетинговой политики предприятия. С помощью цен предприятие может завоевать ту или иную долю на рынке конкурентов, получить большую прибыль.

     При пассивной ценовой политике цена не является важной частью маркетинга предприятия. Предприятие опасается  реакции конкурентов на свое изменение  цен, поэтому в отношении цен  следует исключительно за ценовым  лидером. Предприятие готово согласиться  на длительное время со своей долей рынка.

     Можно выделить основные факторы, косвенно или  прямо воздействующие на ценовую политику организации.[28, c. 169] Их перечень, представленный на рисунке 1 далеко не полон.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на ценовую политику

     Одним из важнейших факторов является тип  рынка товара. Если рынок данного  товара приближается к рынку совершенной  конкуренции, то роль ценовой политики для предприятия ничтожно мала, так  как у предприятия отсутствует  власть над ценой.[26, c. 124]

     В условиях монополии предложения  роль ценовой политики велика, хотя и не безгранична, так как цена устанавливается самим монополистом.

     Другой  фактор - это эластичность спроса (прямая, перекрестная, эластичность по доходу).

     При формировании ценовой политики организации необходимо учесть следующие несколько основных аспектов:[16, c. 208]

     - определение места цен среди других факторов рыночной конкуренции;

     - применение методов, помогающих оптимизировать расчетные доходы;

     - выбор стратегии лидерства либо стратегии следования за лидером при установлении цен;

     - определение характера ценовой политики на новые товары;

     - формирование ценовой политики, учитывающей фазы жизненного цикла товаров;

     - использование базовых цен при работе на разных рыночных сегментах;

     - учет в ценовой политике результатов сравнительного анализа соотношений «издержки/ прибыль» и «издержки/ качество».

     Таким образом, ценовая политика предполагает необходимость установления фирмой исходной цены товара, которую она  обоснованно варьирует при работе с посредниками и покупателями. 

     1.2 Методы ценообразования  организации

     Ценообразование при переходе к новым товарам  на практике осуществляется в нескольких формах:

     - политика «снятия сливок», выражающаяся в том, что первоначально цена устанавливается на высоком уровне и постепенно снижается по мере увеличения масштабов производства. Такая политика требует надежной патентной защиты нового товара;

     - политика «прорыва», применяемая в тех случаях, когда на новые товары нет широкого спроса, и они легко воспроизводимы. В этом случае цены первоначально устанавливаются на очень низком уровне, что стимулирует спрос, увеличивает прибыль, тормозит развитие конкуренции. Эта политика используется при проникновении на «занятые» рынки;

     - политика дифференцированных цен, т.е. установление разных цен для различных категорий покупателей, маневрирование ценами с учетом хода продаж и поведением спроса на рынке [37, с.239].

     Основные  задачи ценовой политики фирмы на выбранном рынке - это обеспечение  устойчивой запланированной прибыли и устойчивой конкурентоспособности ее продукции.

     Однако  эти задачи могут варьироваться  в зависимости от тех целей, которые  стоят перед фирмой в конкретный момент времени и на конкретном рынке.

     Разработка  ценовой политики начинается еще  до запуска товара в производства и продолжается на всех этапах жизненного цикла товара на рынке. Ценовая политика должна быть ориентирована на издержки, на спрос и на цены конкурентов.

     Фирмы используют различные виды ценовой  политики.

     - политика «издержки плюс прибыль» предполагает установление цены путем прибавления намеченной или запланированной прибыли к подсчитанным общим затратам на производство и сбыт товара. В этом случае решение о производстве товара будет принято, если прогнозная рыночная цена будет не меньше суммы издержек и намеченной прибыли. Однако на насыщенных конкурентных рынках не издержки определяют рыночные цены, а, наоборот, рыночные цены определяют издержки. Исходя из действующих рыночных цен принимается решение о производстве продукта с затратами, которые бы соответствовали такой цене. В этом случае фирма, зная свои издержки, может провести функционально-стоимостной анализ (ФСА) производства и сбыта товара.

Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления