Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа
В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ценовая политика организации: цель, формирование, составляющие…….5
1.1 Понятие ценовой политики организации в трудах отечественных и зарубежных экономистов………………………………………………………5
1.2 Методы ценообразования организации…………………………………..8
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………14
2.2 Анализ финансовых результатов…………………………………………16
3. Мероприятия по совершенствованию ценовой политики предприятия…..29
3.1 Расчет оптимальной цены товаров в условиях эластичного спроса… 29
3.2 Применение ценового стимулирования…………………………………35
3.3 Рекомендации по изменению ценовой политики……………………….36
Заключение…………………………………………………………………….…38
Список литературы………………………………………………………………41
- политика ценовой дифференциации. При принятии решений по ценам и выборе ценовой политики фирмы необходимо учитывать ценовую эластичность спроса. Важнейшей способностью продавца должно быть его умение дифференцировать цены, т. е. назначать высокие цены там, где спрос низкоэластичен, и снижать цены там, где спрос высокоэластичен. Так, спрос на небольшой грузовик, покупаемый фермерами, является более эластичным по цене, чем спрос на тот же грузовик, покупаемый предприятиями, поэтому и цена на грузовик для фермеров должна быть ниже.
Дифференцированными являются также цены в театрах, кинотеатрах. Люди с высоким доходом могут купить дорогие билеты — для них цена билета не так важна, как для людей с низким доходом, для которых она может существенно повлиять на решение о покупке билета. Так, цены на дневные сеансы в кинотеатрах устанавливаются значительно ниже, чем на вечерние, поскольку днем их посещают люди с низким доходом: пенсионеры, школьники, студенты, спрос которых характеризуется высокой эластичностью; вечером туда приходят люди, занятые днем на работе, имеющие более высокий доход и, соответственно, меньшую чувствительность к изменению цены билета. Скидки с цен билетов в различные музеи и на выставки, предоставляемые пенсионерам и студентам, показывают не благотворительность администрации, а желание увеличить выручку за счет привлечения тех групп населения, которые по высокой цене просто не пошли бы в музей. Цены на обеды в ресторанах в дневное время ниже, чем в вечернее. Днем в ресторан приходят, чтобы просто пообедать, а вечером — отметить какое-то событие, и высокая цена не будет для этого препятствием, т. е. спрос вечером — менее эластичен, чем днем.
Все приведенные примеры — это примеры политики ценовой дифференциации (дискриминации, сегментации). В соответствии с этой политикой нужно назначать высокую цену для тех потребителей, которые могут купить товар по высокой цене, и снижать цену для тех, кто по высокой цене его не купит. При этом необходимо соблюдать основное правило: низкая цена не должна «испортить» рынок, т. е. стать препятствием для продажи товара по высокой цене. Выполнение этого условия не является простым и зависит от способности продавца применить творческий подход в конкретных условиях. В самом деле, хорошо, когда различные сегменты потребителей разнесены географически или по времени, но чаще бывает так, что они находятся в одном географическом или временном пространстве.
Заметим, что политика ценовой дифференциации является самой распространенной в практике современных фирм.
- политика следования за лидером означает установление цен, ориентированное на уровень цен компании, являющейся лидером в отрасли. Как правило, такие компании имеют возможность провести рыночные исследования и определить эластичность спроса по цене на тот или иной товар. Другие фирмы, имеющие более ограниченные ресурсы, доверяют компании-лидеру и следуют за ней в своей ценовой политике.
- политика убыточного лидера применяется при комплексной продаже, когда основной товар (лидер) продается совместно с другими сопутствующими товарами. Например, станок продается с дополнительными приспособлениями, запчастями. На современных насыщенных конкурентных рынках продать основной товар достаточно трудно, поскольку вследствие большого числа конкурентов он является товаром высокой эластичности спроса.
Устанавливая низкую цену на сам станок для поднятия его конкурентоспособности, продавец стимулирует этим продажу всего комплекса оборудования по более высоким ценам, так как ценовая эластичность спроса на сопутствующие товары низка (потребитель готов заплатить высокую цену, например, за запчасти к трактору). Поэтому такого рода товары продаются, как правило, с высокой рентабельностью, что дает возможность компенсировать прибыль, упущенную при продаже основного товара.
- политика психологического ценообразования основана на знании психологии людей и применяется в основном на рынках потребительских товаров. Психологическое ценообразование используется при продаже в престижных магазинах по более высоким ценам. Однако высокая цена не всегда означает высокое качество, но создает такую иллюзию. Часто незначительно снижают цену, например, вместо цены в 8 долларов устанавливают 7 долларов 99 центов, — это тоже элемент политики психологического ценообразования.
- политика повышенных цен на товары с уникальными характеристиками. Предлагаемые товары и услуги отличаются от существующих на рынке по качеству, времени доставки потребителям, послепродажному сервису и т. д. Процесс определения надбавки к цене начинается со сравнения указанных характеристик с лучшими и худшими по отрасли с учетом мнения потребителей. По результатам сравнения определяется цена товара (услуги) повышенного качества. Причем надбавка к цене может достигать 15—20%. По некоторым данным, 92% продукции фирмы Procter & Gamble реализуется по повышенным ценам. Это не мешает фирме быть лидером на таком насыщенном рынке, как рынок моющих средств.
Многие
компании стараются снизить издержки
за счет повышения бездефектности своей
продукции. Это дает возможность
продавать продукцию с
- политика понижения цен проводится в целях стимулирования спроса и увеличения рыночной доли. Эта политика может быть эффективна в условиях расширяющегося спроса на этапе роста объема продаж. На этапе зрелости, т. е. в условиях нерасширяющегося спроса, проводить эту политику имеет смысл, если издержки конкурентов высоки и они не могут снизить цену, если в их товарах отсутствует элемент дифференциации, имеющий ценность для потребителя, а имидж марки товаров конкурентов невысок. Если дифференциация товаров фирмы незначительна и если конкуренты смогут снизить свои цены, то в условиях нерасширяющегося спроса нет смысла быть инициатором снижения цены, поскольку опять установятся те же доли рынка и прибыль всех упадет.
- политика повышения цен может проводиться, когда фирма уверена, что конкуренты готовы последовать за ней. Такое положение возможно, когда производственные мощности работающих на рынке фирм загружены полностью, а спрос продолжает расти.
Методы
расчета цен весьма многообразны.
Поэтому столь важно определение цены
с ориентацией на спрос, с учетом состояния
конкуренции на рынке. Хотя и хочется,
чтобы рассчитываемая цена покрывала
себестоимость и целевую прибыль, но если
она была определена с игнорированием
изменений и требований спроса, отражающего
покупательную способность рынка, то данное
обстоятельство нередко становится причиной
срыва планов финансовой деятельности
фирмы. Если дифференциация соответствующих
товаров и услуг принимается покупателями,
то оказывается возможным контролировать
и регулировать цену продажи, определять
ее на уровне, обеспечивающем получение
максимально возможных прибылей для фирмы.
2.
Анализ финансово-
2.1 Краткая характеристика предприятия
Объектом исследования выступает магазин «Классик». Предприятие представляет собой отдел мужской одежды и аксессуаров в Бежецком Универмаге города Брянска.
Магазин реализует мужскую одежду и галантерейные товары
Перечень товаров | Стоимость |
пальто (Россия, г.Санкт-Петербург) | 8000-13500 |
куртки, ветровки, плащи (*меуччи* - италия, *франк иден* - германия) | 1100-13000 |
пуховики (*меуччи* - италия) - натур.мех: песец, койот, енот, нерпа, норка | 10000-14000 |
костюмы (россия - *тривор*, германия - *канцлер*, *бекам*) | 3340-17000 |
трикотаж (джемперы, футболки, свитеры): *труссарди*, *роберто ковалли*, *пал зильери* - италия; *грин кост*, *навигаре* - Германия | 900-10000 |
сорочки (Россия, Италия, Германия) | 560-5000 |
брюки (Россия, Германия) | 900-4500 |
бельё (трусы, майки, кальсоны: *vis-a-vis*, *атлантик*) | 150-500 |
носки (Россия, Италия) | 60-450 |
головные уборы: бейсболки, кепи (кожа, драп, нерпа), спортивные шапочки, шапки-ушанки (овчина, нерпа) пр-во Россия, Германия | 660-5000 |
Галантерейные товары | |
Галстуки (Италия) | 120-1200 |
Ремни (Россия, Италия) | 200-6000 |
зонты (*zest* - Англия) | 450-1500 |
шарфы, кашне (100% шерсть, 100% шелк, хлопок, кашемир) | 400-4000 |
перчатки (Россия, Чехия) | 1500-2500 |
Часы работы – с 9 до 21, без выходных.
Организационно-правовая форма предприятия – индивидуальный предприниматель.
Индивидуальный предприниматель арендует торговое помещение по адресу: г. Брянск, ул. 3-го Интернационала д.8 на основании договора субаренды нежилового помещения, имеет в собственности торговое оборудование, осуществляет свою деятельность с использованием наемного труда, имеет один расчетный счет в АКБ «УРАЛСИБ», расчеты с заказчиками по договорам ведутся в основном безналичным способом.
Счета выписываются в установленном порядке, оказание услуг по договорам оформляется актами приема-передачи, подписываемыми ежемесячно исполнителем и полномочным представителем заказчика.
Индивидуальный предприниматель применяет ЕНВД, ежеквартально уплачивает налог и сдавал в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию при использовании единого налога на вмененный доход.
Организационная
структура предприятия
Рис. 2. Организационная схема управления предприятия
Директору магазина подчиняются главный бухгалтер, продавцы, кассиры и уборщица.
Главный бухгалтер является ответственным за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит: ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений. График работы бухгалтера – пятидневная рабочая неделя с 9.00 до 18. 00.
За организацию розничной торговли отвечают непосредственно продавцы и кассиры. График их работы два дня через два с 9.00 до 21.00.
Директор
руководит коммерческой деятельностью
предприятия, в его ведении находятся
вопросы организации технологических
операций и хозяйственного обслуживания,
осуществляет работу по закупке и реализации
товаров.
2.2 Анализ финансовых результатов
Численность персонала магазина составляет 9 человек (на начало 2009 года).
Основные экономические показатели деятельности фирмы представлены в таблице 1
Данные для анализа динамики основных экономических показателей деятельности фирмы за 2008- 2009 гг.
Показатели | 2008 | 2009 | Темп роста, % |
1. Товарооборот, тыс. руб. | 13745 | 15227 | 110,78 |
2. Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. руб. | 3436,3 | 3502,2 | 101,92 |
3. Уровень валового дохода к товарообороту, % | 25 | 23 | 92,00 |
4. Издержки обращения, тыс. руб. | 1965,5 | 2243,9 | 114,88 |
5. Уровень издержек, % | 13,5 | 14 | 103,70 |
6. Прибыль от продаж товаров, тыс. руб. | 1470,8 | 1258,3 | 86,70 |
7. Уровень прибыли от продаж к товарообороту, % | 11,50 | 8,99 | 78,17 |
8.
Сальдо внереализационных |
-8,6 | -9,7 | 112,79 |
9.Прибыль балансовая, тыс. руб. | 1462,2 | 1248,6 | 85,39 |
10. Активы предприятия, тыс. руб. | 2036 | 2199 | 108,01 |
11. Оборачиваемость капитала, коэфф. | 6,8 | 6,9 | 101,47 |
12. Рентабельность капитала, % (П бал./ капитал) | 71,8 | 56,8 | 79,11 |
Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления