Ценовая политика организации как экономический метод управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги.
Как устанавливают цены? Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они в конце концов сходились на взаимоприемлемой цене.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Цена, как основной элемент рыночной экономики. Ценовая политика организации:
Цена: сущность и функции……………………………………………….5
Классификация цен……………………………………………………...12
Ценовая стратегия: виды и выбор………………………………………15
Методы ценообразования……………………………………………….19
Глава 2. Анализ ценовой политики исследуемого предприятия:
2.1. Анализ ИП Христофорова Н.В………………………………………....23
2.2. Механизм установления окончательной цены………………………...26
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………...36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Моя Курсовая по Менеджменту!!!.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

           Так, регулирующую (уравновешивающую) функцию между спросом и предложением  выполняет цена, стимулирующая увеличение  предложения при нехватке товаров  и понижающая спрос при их  избытке. [1, c.20-22]

          3. Распределительная (перераспределительная)  функция цены заключается в том, что посредством цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода (чистого дохода), т.е. вновь созданной стоимости, между отраслями, секторами национальной экономики, различными формами собственности, регионами (районами) страны, социальными группами населения, производителями и потребителями, фондами накопления и потребления. И тем самым происходит регулирование доходов отраслей, предприятий разных форм собственности, населения.

          С помощью цены при отклонении  ее от стоимости перераспределяется  национальный доход. При этом перераспределение доходов осуществляется через уровень цен, их структуру, соотношение цен различных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей, промышленности и сельского хозяйства, сырья, топлива.

          Распределительная функция цены  проявляется через акцизы на  отдельные группы товаров (алкоголь, табак, рыбные деликатесы), налог  на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды и решение социально-бытовых задач общества.

          В перераспределении национального  дохода между фондами накопления и потребления определяющую роль играет уровень розничных цен товаров народного потребления и тарифов на непроизводственные услуги. Рост розничных цен (тарифов) товаров и услуг более высокими темпами, чем рост доходов населения, ведет к сокращению фонда потребления и, наоборот, снижение розничных цен и повышение доходов населения позволят увеличить фонд потребления.

           С помощью цены осуществляется  перераспределение создаваемой  стоимости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем), отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. [1, c.23]

           Отклонения цены товара от  его стоимости носят массовый характер из-за множества совершаемых торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности таких отклонений для конкретных товаров. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

          4. Способствующая рациональному размещению производства функция цены заключается в том, что с помощью механизма формирования цен происходит перелив капиталов из одного сектора экономики в другой, т.е. вложение капиталов в развитие таких производств, где норма прибыли более высокая, что осуществляется предприятиями (фирмами) самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса.

           Предприятия определяют, в какую  сферу деятельности, в какую отрасль  или область экономики инвестировать  свой капитал. При принятии  решений о вложении капитала  проводятся маркетинговые исследования, т.е. глубокое изучение рынка и рыночных цен.

         Значение функции цены, способствующей  рациональному размещению производства, по мере совершенствования рыночных  отношений, предпринимательства  и конкуренции постепенно будет  возрастать и она станет играть важную роль в развитии производительных сил и национальной экономики страны.

          5. Стимулирующая функция цены  заключается в том, что посредством  системы цен реализуются экономические  интересы всех участников процесса  воспроизводства и общества в целом. При этом сущность данной функции выражается поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена стимулирующе влияет на производителя и потребителя через величину заключенной в ней прибыли, размеры надбавок и скидок. В процессе хозяйственного управления на всех уровнях данная функция цены воздействует на все стадии, направления, отрасли расширенного воспроизводства.

         Цены влияют на показатели деятельности предприятий (объем выпускаемой продукции, качество и ассортимент, себестоимость, прибыль и т.д.). Они стимулируют и улучшение общественной организации производства, углубление и развитие специализации, кооперирование производства в отраслях экономики, рациональное размещение производительных сил. [1, c. 25]

          Посредством механизма формирования  цен можно стимулировать:

  • научно-технический прогресс (внедрение новых техники, передовой технологии, применение современных энергоносителей, производство новых видов продукции и т.д.);
  • экономию затрат ресурсов;
  • улучшение и совершенствование качества продукции, ассортимента товаров и их полезности;
  • изменение структуры производства и потребления.

          Стимулирующая функция характерна  прежде всего для рыночной  цены, которая позволяет производителю выгодно реализовывать свою продукцию.[1, c.26]

           Стимулирующая функция цены проявляется  в том, что ее уровень служит  материальным стимулом к применению  прогрессивных и экономичных  форм и методов общественного  производства и наиболее эффективному использованию всех видов ресурсов общества.

         6. Социальная функция цены заключается  в том, что с помощью цен  регулируется объем потребления  товаров и услуг, происходит  перераспределение национального  дохода между фондами накопления  и потребления, различными социальными группами населения. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения.

          Особенно важную роль в осуществлении социальной функции при государственном регулировании цен выполняют розничные цены.

          Государство, устанавливая посредством  низких цен и налогов разного  рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды социального развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения. [1, c. 27]

          Рассмотрев функции цен, следует отметить, что цена – это прежде всего инструмент регулирования экономических процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции (товаров и услуг), при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

     Между различными функциями цены имеется  взаимосвязь, которая проявляется  как в единстве, так и в противоречии. [1, c.28] 
 
 
 

          1.2. Классификация цен 

         Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков (рис.1).

Ценовая система
 

         

Дифференциация  цен по отраслям и сферам обслуживания
Дифференциа-

ция цен  по характеру ценовой информации

Дифференциа-

ция  цен по транспортной составляющей

Дифференциация  цен по стадиям ценообразования
Дифференциация  цен по степени участия государства в ценообразовании

 
 Рис.1. Ценовая система

          Дифференциация цен по отраслям  и сферам обслуживания экономики  строится на основе учета особенностей  отдельных отраслей национального  хозяйства и включает следующие  виды цен:

  • оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым  промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от норм собственности;
  • закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);
  • цены на строительную продукцию представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м жилой площади и т.д.);
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
  • цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населения, предприятиям и организациям;
  • тарифы на услуги – это система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;
  • внешнеторговые цены – это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от определения национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные;
  • экспортные цены – это цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;
  • импортные цены – это цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги – акциз и налог на добавленную стоимость.

         При дифференциации цен по  степени участия государства  в процессе ценообразования цены  подразделяются на рыночные и  регулируемые.

         Рыночная цена товара, работ, услуг – это цена, которая складывается в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые цены.

         Регулируемая цена – это цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

         Дифференциация цен по стадиям  ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Они подразделяются на оптовые цены изготовителя, оптовые отпускные цены, оптовые цены закупки и розничные цены.

          Дифференциация цен по транспортной  составляющей осуществляется в  зависимости от порядка оплаты  транспортных расходов. На практике  это отражается в системе франкирования  цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены (табл.1).

          Дифференциация цен по транспортной  составляющей подразделяются на: цены франко-склад поставщика, цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станция отправления, цены франко-вагон станция назначения и цены франко-склад потребителя.

Таблица 1

Виды  транспортных расходов, включаемых в  цену продукции 

Цена  продукции на складе поставщика Расходы по доставке продукции на станцию отправления Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции  отправления Расходы по транспортировке  до станции назначения Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции  назначения Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя
Франко-склад  поставщика          
Франко-станция  отправления
Франко-вагон  станция отправления      

Информация о работе Ценовая политика организации как экономический метод управления