Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 18:13, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть теоретический материал по теме «Делегирование полномочий».
Задачами данной работы являются:
1) Выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.
2) Рассмотреть централизацию и децентрализацию управления.
3) Разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.
4) Научиться различать полномочия и власть. Их понятия и функции.
Введение………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность делегирования полномочий……………………...5
1. Понятие делегирования и его значения……………………….11
2. Метод делегирования полномочий……………………………15
3. Централизованная и децентрализованная система
управления……………………………………………………………..18
Глава 2. Полномочия и власть……………………………………….. 26
2.1. Понятия «полномочия». Классификация полномочий……….. 28
2.2. Власть и её виды………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………43
Эффективность
процесса делегирования полномочий
во многом определяется разумным сочетанием
интересов организации или
Руководитель
должен обеспечивать организационную
сторону процесса делегирования
полномочий, например, первоочередным
предоставлением необходимых
При распределении управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, о которых необходимо упомянуть:
1.
Полномочия должны быть
2.
Полномочия каждого субъекта
должны увязываться с
3.
Полномочия в организации
4.
Исполнители должны
1.1. Понятие делегирования и его значение.
Чтобы планы были реализованы, кто-то, очевидно, должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей. Постановка целей и обеспечение их политикой, стратегией, процедурами и правилами способствует решению этой задачи. Мотивация и контроль также играют существенную роль в обеспечении эффективности выполнения заданий. Однако организация как процесс представляет собой функцию, которая наиболее очевидно и непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, соответственно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Организация - это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.
Имеется два основных аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям. Это то, что многие ошибочно принимают за весь организационный процесс. Более фундаментальный, хотя часто менее осязаемый аспект устройства организаций - взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
Под делегированием в общем смысле понимается передача подчиненным задачи или деятельности из сферы действий руководителя. С точки зрения организации бизнеса это ориентация на то, как максимально эффективно достигать реализации поставленных целей, используя человеческие ресурсы.
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Цели делегирования:
|
|
Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Процесс делегирования полномочий состоит из следующих этапов:
I
этап - поручение работникам
II
этап - предоставление
III
этап - формулирование обязательств
подчиненных выполнить
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Поскольку ответственность представляет собой обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы. Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.
Переход к децентрализованной форме управления осуществляется, прежде всего, крупными диверсифицированными фирмами, насчитывающими значительное число производственных предприятий, выпускающими широкую номенклатуру товаров, работающими на обширные рынки сбыта и имеющими непосредственные связи с конечными потребителями их продукции.
В теории и практике управления существуют два подхода к реализации управленческих решений: ориентация на то, как лучше добиться конечных результатов, и ориентация на то, как лучше готовить эти решения. Оба подхода трудно «стыкуются», но если доминирует второй, то конечных результатов добиваться оказывается легче. Если же доминирует первый подход, то это свидетельствует о том, что принятию управленческих решений уделяется мало внимания. Методом, который может соединить оба подхода, является делегирование полномочий работникам.
Критическая роль делегирования обозначена в самом его определении. Оно представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является, как заметила когда-то Мэри Паркер Фоллетт (один из классиков менеджмента) - то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.
Делегирование,
несмотря на свое фундаментальное значение,
является одной из наиболее непонятых
и неправильно применяемых концепций
управления. Не понимая полностью необходимости
делегирования или того, что требуется
для роста его эффективности, многие блестящие
предприниматели терпели неудачу именно
в то время, когда их организации становились
большими. Чтобы только приблизиться к
пониманию того, как эффективно осуществлять
делегирование, необходимо понять связанные
с этим концепции ответственности и организационных
полномочий.
1.2. Метод делегирования полномочий.
Метод делегирования полномочий формирует организационный диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения (см. таблицу 1).
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата.
Таблица 1. Преимущества метода делегирования полномочий
Узкие организационные рамки руководителя | Широкие организационные рамки руководителя | |
1. Выдача заданий в пределах обязанностей работников | 1. Выдача заданий в расширенных пределах обязанностей | |
2. Повседневная передача поручений | 2. Разовая передача поручений | |
3. Принятие мелких управленческих решений на ходу | 3. Право работников на свободу маневра | |
4. Передача дополнительных разъяснений | 4. Отладка постоянной «обратной связи» с работниками | |
5. Дополнение уже принятых решений новыми | 5. Право работников решать на месте. | |
6. Торможение
тех решений, которые |
6. Самоувязка управленческих решений в новые звенья | |
7. Принятие на себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика | 7. Принятие на
себя ролей советчика, |
|
8. Организационная
среда наполнена |
8. Организационная
среда наполняется теми |
|
9. Руководитель «ворочает камни», которые подрывают проявление творческих возможностей | 9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые расширяют поле его творческих возможностей | |
10. Личностный
ресурс руководителя « |
10. Личностный
ресурс руководителя |
|
Отношения
собственности оказывают
1.3. Централизованная и децентрализованная система управления.
Система управления называется централизованной, если все вопросы решаются на высшем уровне управления. И наоборот, система управления называется децентрализованной, если значительная часть проблем и вопросов решается на среднем и низших уровнях управления.
Решать все вопросы из центра можно на небольшом предприятии. При увеличении размеров предприятия это становится затруднительным и руководителю приходится делегировать часть своих полномочий на нижестоящие уровни, то есть происходит децентрализация управления. В реальной жизни не существует только централизованной и децентрализованной систем управления. Как правило, можно говорить лишь об определенном соотношении вопросов, которые решаются централизованно или на средних и низших уровнях управления. Тем не менее, можно выделить достоинства и недостатки централизованной и децентрализованной систем управления.
Информация о работе Делегирование полномочий. Соотношение власти филиалов и штаб-квартиры