Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса подготовки и техники ведения деловых совещаний, переговоров, бесед и других форм делового общения, а также выявление их особен¬ностей и способов повышения их эффективности.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Ознакомиться с сущностью и ролью общения в деловой и общественной жизни человека.
2. Изучить технику подготовки и проведения деловых совещаний.
Введение 3
1. Теоретические основы делового общения 5
1.1. Сущность и роль общения в общественной и деловой жизни человека 5
2. Организационные формы управленческих контактов на примере гостиницы ООО «Турист-Сервис Плюс» 11
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации 11
2.2. Деловые совещания как форма принятия рациональных решений 14
2.3. Техника подготовки и ведения деловой беседы 18
2.4. Переговоры, как способ разрешения конфликтов 22
2.5. Правила ведения телефонных разговоров 25
2.6. Обход рабочих мест и прием посетителей, как форма оперативного управления организацией 27
2.7. Факторы повышения эффективности делового общения 30
Заключение 31
Список литературы 34
Приложения 35
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в городе Твери
Кафедра общепрофессиональных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент
на тему: Деловое общение как фактор успешного управления предприятием гостиничного хозяйства
и туристского бизнеса
Выполнила: Алексеева Н.А.
студентка 4 курса 417Б группы
спец. 080502.65 «Экономика и
управление на предприятии туризма
и гостиничного хозяйства»
№ зачетной книжки 363
Руководитель:/преподаватель,
Никитина Т.И.
Оценка _________________________
Дата «____» _____________2006г.
Проверил:
(должность, ученое звание, подпись, Ф.И.О.)
Тверь
2006
Рег. №________________
Содержание
Введение
1. Теоретические основы делового общения
1.1. Сущность и роль общения в общественной и деловой жизни человека
2. Организационные формы управленческих контактов на примере гостиницы ООО «Турист-Сервис Плюс»
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации
2.2. Деловые совещания как форма принятия рациональных решений
2.3. Техника подготовки и ведения деловой беседы
2.4. Переговоры, как способ разрешения конфликтов
2.5. Правила ведения телефонных разговоров
2.6. Обход рабочих мест и прием посетителей, как форма оперативного управления организацией
2.7. Факторы повышения эффективности делового общения
Заключение
Список литературы
Приложения
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, и в ближайшие годы станет наиболее важным ее фактором.
В настоящее время город Тверь становится все популярнее не только у российских, но у зарубежных туристов. За последние годы здесь прошло множество конференций, выставок, спортивных соревнований и кинофестивалей. Интерес туристов к области также подтверждается тем, что за последние десять лет в городе отреставрировано и открыто более десяти гостиниц и мини-отелей. Но не стоит забывать, что помимо интереса у туристов также возросли требования, предъявляемые к уровню комфорта гостиниц, к обслуживанию. Все это привело к ужесточению конкуренции на рынке гостиничных услуг.
Сможет ли предприятие противостоять напору конкурентов, выжить и развиваться в таких условиях зависит от умения руководителя разрешать производственные вопросы, быстро принимать рациональные решения, грамотно общаться с партнерами, уметь всегда с достоинством выходить из сложившихся конфликтных ситуаций. Поэтому актуальность данной темы несомненна, ведь деловое общение постоянно присутствует в гостинице. Персоналу постоянно приходится общаться с клиентами, руководству гостиницы – с персоналом, поставщиками, руководителями других фирм и от того, на сколько правильно и грамотно будут организованы все этапы деловых переговоров, бесед и совещаний, будет зависеть имидж гостиницы, уровень её загрузки, чистая прибыль, получаемая предприятием и, конечно же, конкурентоспособность.
В данной работе деловое общение будет рассмотрено, как фактор успешного управления предприятием в условиях рыночной экономики на примере гостиницы «Турист».
Целью данной курсовой работы является изучение процесса подготовки и техники ведения деловых совещаний, переговоров, бесед и других форм делового общения, а также выявление их особенностей и способов повышения их эффективности.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:
1. Ознакомиться с сущностью и ролью общения в деловой и общественной жизни человека.
2. Изучить технику подготовки и проведения деловых совещаний.
3. Проанализировать подготовку и ведение деловых бесед и переговоров.
4. Изучить правила ведения телефонных разговоров.
5. Рассмотреть обход рабочих мест и прием посетителей как форму оперативного управления организацией.
6. Выявить факторы повышения эффективности делового общения.
Общение - основная форма человеческого бытия, извечное свойство человека. Отсутствие или недостаток общения деформирует человеческую личность. Общение - важнейшая форма взаимодействия людей. Оно лежит в основе практически всего, что мы делаем. В жизни большинства людей процессы общения занимают до 70 % времени, а менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80 % своего рабочего времени.
Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией, а с замкнутыми - стараются вообще не общаться, лишь в случае крайней необходимости.
Общение служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением, потому как общение - это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми.
Любой вид общения представляет собой постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать организационные цели, обеспечивать обратную связь и вносить коррективы. Общая модель процесса представлена на рис. 1.[1]
Рис.1. Модель процесса общения
В едином процессе любого общения выделяют три стороны: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.[2]
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но понята и осмыслена. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу индивидуальных особенностей. В результате такого непонимания возникают барьеры общения, которые служат причиной непонимания собеседников и могут создавать предпосылки конфликтного поведения.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. При интерактивном взаимодействии партнеров различают:
• Сотрудничество — общение, при котором оба партнера содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности;
• Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей;
• Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного сотрудничества;
• Однонаправленное содействие — один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
• Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, который активно противодействует ему;
• Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содействуют друг другу на компромиссной основе.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре.
Наибольшее значение уделяется коммуникативной стороне общения, потому что в ее основе лежит сама коммуникация - процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Вообще, трудно переоценить роль эффективных коммуникаций в управлении организацией. Совершенно ясно, что, если люди не смогут обмениваться идеями, мыслями и чувствами, они просто не сумеют работать вместе.
Важным направлением коммуникационной деятельности организации является деловое общение.
Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).[3]
Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т. е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации. Однако деловое общение — понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах.
Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:
• организация совместной деятельности;
• формирование и развитие межличностных отношений;
• познание людьми друг друга.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы воздействия на людей - заражение, внушение, убеждение, принуждение.[4]
Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.
Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, поступков.
Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным последствиям.
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения.
В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используются такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание.
Основные этические требования к поощрениям — их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности.
Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег по работе. Критика должна быть объективной и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, вдохновлять на лучшую работу.
Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основное этическое требование к наказаниям — их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические (приветственная речь, торговая речь (реклама), доклад) и диалогические (деловой разговор, беседа, переговоры и др.)
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, инструкция, распоряжение и др.
Деловое общение может осуществляться в различных стилях. Выделяют три основных стиля делового общения:[5]
• ритуальный стиль - главная задача партнеров заключается в поддержании связи с обществом, подкрепление представления о себе как о члене этого общества. В таком виде общения партнер - необходимый атрибут, социальная и профессиональная роль которого весьма существенна;
• манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения целей;
• гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.
Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.
Помимо всего вышеперечисленного не стоит забывать об нравственных общепринятых требованиях предъявляемых к общению в целом, которые неразрывно связанны с признанием неповторимости, ценности каждой личности. Наиболее важными из них являются вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.