Предварительная
стадия переговоров, по мнению западных
специалистов, важна для всего
для всего переговорного процесса.
Она создает как бы основу для
последующих формальных переговоров
по заключению коммерческого контракта,
быстрое и успешное проведение которых
во многом облегчается эффективностью
переговоров на первоначальной стадии.
Однако
важнейшей стадией переговорного
процесса все же являются формальные
переговоры. После принятия повестки
дня и общего подхода сторон к
переговорам обычно начинается обсуждение
представительного продавцом проекта
контракта по отдельным пунктам.
Выясняется готовность сторон идти на
взаимные уступки и выявляется, какой
стратегии будут придерживаться стороны
переговоров: жесткой, мягкой или средней.
В последнем случае (так называемая справедливая
стратегия), а тем более при мягкой стратегии
можно рассчитывать на успешное завершение
переговоров и заключение контракта. Если
же стороны будут стоять на жесткой позиции,
то переговоры, очевидно, будут затяжными,
причем даже не исключается, что они не
закончатся подписанием контракта. В
ходе переговоров каждая из сторон имеет
возможность взять на себя инициативу
по согласованию отдельных пунктов контракта.
Если одна из сторон обнаруживает готовность
другой стороны к уступкам по тому или
иному пункту обсуждаемого контракта,
то ей не стоит сразу давать согласие,
а продолжить переговоры с целью возможного
получения еще большей уступки.
В
ходе переговоров продавец должен надлежащим
образом учитывать культурные традиции
и другие особенности страны особенности
страны покупателя. В частности, при
ведении переговоров с торговыми
партнерами из Японии, Китая и других
стран востока рекомендуется
проявлять по отношению к ним
особую вежливость. Если партнер является
представителем развивающейся страны,
то к нему следует относиться с
большим уважением (что не всегда
делают представители крупных западных
стран).
На
стадии формальных переговоров по заключению
коммерческого контракта большое значение
имеет гибкость сторон, особенно по вопросам
условий платежа, сроков поставки и, конечно,
цен.
Успешное
завершение переговоров с подписанием
контракта в значительной мере зависит
и от создания сторонами благоприятного
климата и доверительной атмосферы.
Это подчеркивают многие западные специалисты.
В
этом случае не рекомендуется формировать
слишком большие переговорные команды,
число участников которых следует
уменьшать до разумных пределов. Важным
является также, чтобы участники
переговорного процесса обладали всеми
необходимыми полномочиями и были достаточно
компетентны в решении тех
или иных вопросов, возникающих в
ходе обсуждения контракта (возможно привлечение
консультантов, не включаемых в состав
делегаций).
При
этом уровень делегаций должен быть
одинаков с обеих сторон.
Переговоры
должны проводиться, как правило, делегациями
в постоянном составе. Западные фирмы
отмечали, что в переговорах по
заключению контрактов с организациями
восточноевропейских стран трудности
часто возникали из-за того, что последние
полностью заменяли свои первоначальные
делегации, в результате чего обсуждение
условий контракта приходилось начинать
снова.
Коммерческие
переговоры между контрагентами
часто заканчиваются с подписанием
контракта. Западные специалисты считают,
что при заключении экспортных и
импортных контрактов, где риски и неопределенность
значительно больше, чем в сделках на внутреннем
рынке, требуется контролирование заключенного
соглашения, что предполагает и соответствующие
переговоры между сторонами. Более того,
в практике многих стран, особенно развивающихся,
подписания контракта скорее является
лишь рамочным соглашением, детали которого
могут обсуждаться и уточняться в период
действия соглашения. Однако в большинстве
стран внешнеторговые контракты обсуждаются
еще до их подписания во всех деталях.
Это хотя и затрудняет сторонам вступать
в последующие переговоры с целью изменения
тех или иных согласованных условий контракта.
2.3
Значение деловых переговоров
с зарубежными странами
для РФ на примере ВТО.
Европейское
направление занимает важное место
во внешнеполитическом курсе современной
России.
Переговоры
о присоединении России к ВТО
носят крупномасштабный характер. В
них вовлечены несколько десятков
ведомств и правительственных органов,
они требуют организации и
координации переговорного процесса.
Уже на начальной стадии переговоров
определилась проблема четкого определения
баланса национальных экономических
интересов России (обеспечивающих ее
национальную экономическую безопасность
и целостность) и интересов отдельных
групп предпринимателей, производителей
и потребителей всех форм собственности.
Наряду с общими принципиально важными
вопросами стратегического характера
и долгосрочными экономическими
проблемами в орбите переговоров
оказались узкие конкретные, иногда
технические вопросы, от решения
которых во многом будет зависеть
эффективность работы механизма
внешнеэкономических связей страны,
возникли проблемы и вопросы на уровне
законодательных и исполнительных
властей, федеральных и региональных
органов власти, на уровне производителей
и потребителей. Наконец, ход и итоги
переговоров во многом будут зависеть
не только от позиции России и хода переходных
процессов, но и от того, как пойдет процесс
становления Всемирной Торговой Организации
и какова будет действенность новых международных
правовых и организационных структур,
создаваемых в рамках ВТО.
Ведение
переговоров базируется на двух основных
принципах:
- немедленно
с момента присоединения Россия не снижает
ставки пошлин действующего тарифа ни
по одной позиции, а по истечении переходного
периода используемые Россией ставки
ввозных пошлин (конечный уровень связывания)
могут быть несколько ниже его уровня,
но исключительно в тех секторах экономики,
где снижение ставок либо не оказывает
существенного влияния на отечественных
товаропроизводителей (отсутствующие
или не производимые в достаточном количестве
в Российской Федерации виды сельскохозяйственного
и промышленного сырья или полуфабрикатов),
либо там, где российская сторона заинтересована
в поступлении зарубежных товаров (прогрессивное
технологическое оборудование, компьютерная
техника, медицинское, научное и контрольно-измерительное
оборудование).
- присоединение
России к какой-либо необязательной секторальной
договоренности или инициативе в принципе
не может быть предварительным условием
присоединения России к ВТО. Однако по
результатам двусторонних переговоров
Россия может приблизиться к условиям
какой-либо из таких договоренностей.
Но это ни в коем случае не должно означать,
что Россия согласна стать участником
такой секторальной договоренности.
Обязательства,
принимаемые Российской Федерацией
в рамках указанных протоколов, сформированы
на базе утвержденных Правительством
РФ Директив делегации Российской Федерации
на переговорах по присоединению России
к ВТО в части условий доступа иностранных
товаров на российский рынок.
Уступки
в отношении тарифных запросов указанных
стран осуществлялись, исходя из общих
принципов сравнения конкурентоспособности
отечественного и иностранного товаров,
соображений необходимости присутствия
того или иного товара на российском
рынке для целей модернизации
производства (товары, не производимые
в России или производимые в недостаточном
количестве, высокотехнологичное оборудование
и т.п.)
Результатом
достигнутых договоренностей является
возможность для России иметь
уровень тарифной защиты внутреннего
рынка не ниже ныне действующего. По
ряду товаров, относящихся к чувствительным
к импорту секторам, в особенности
к сельскому хозяйству, предусматривается
возможность дополнительной защиты
по сравнению с ныне действующей.
Для
адаптации соответствующего производства
к либерализованному доступу
иностранных товаров на российский
рынок по каждому товару предусмотрен
переходный период, который составляет,
в зависимости от степени чувствительности
производства данного товара к импорту,
от 1 до 5 лет, в отдельных случаях
- 6-7 лет.
В
целях защиты отечественного сельскохозяйственного
производства в отношении отдельных
товаров предусмотрена возможность
использования механизма тарифного
квотирования.
Сохранена
возможность использования комбинированных
ставок таможенных пошлин, являющихся
как инструментом борьбы с занижением
таможенной стоимости при осуществлении
таможенного оформления внешнеторговых
поставок, так и, в определенной мере,
дополнительным средством защиты отечественного
рынка от массированных импортных
поставок дешевых товаров, оказывающих
серьезное конкурентное давление на
отечественное производство.
Сохранена
и возможность применения экспортных
пошлин, использующихся как для регулирования
объемов вывоза сырья и полуфабрикатов,
необходимых для производства на
внутреннем рынке, так и для обеспечения
поступлений в федеральный бюджет
дополнительных («незатратных») доходов
от экспорта, образующихся на базе разницы
внутренних и экспортных цен.
Завершение
двусторонних переговоров с заинтересованными
членами Рабочей группы – необходимое
условие процесса присоединения
страны к ВТО. В этой связи результаты
недавних российско-американских переговоров,
безусловно, важны, но не меньшее значение
имеет и многосторонний диалог между Россией
и членами Рабочей группы. Договоренности
с США будут отражены в проекте Доклада
Рабочей группы, который будет представлен
на рассмотрение всех членов Рабочей группы.
(Доклад Рабочей группы – документ, в котором
фиксируются обязательства присоединяющейся
страны по системным вопросам).
Российская
сторона продолжает вносить изменения
и дополнения в проект Доклада
Рабочей группы в связи с формированием
Таможенного союза России, Беларуси
и Казахстана. Из 32–33 разделов, которые
требуется обновить, переработаны 15
разделов: пять были рассмотрены членами
Рабочей группы в ходе сентябрьских
консультаций, а десять обсуждались
на консультациях 25 октября. Оставшиеся
разделы планируется рассмотреть
в ходе многосторонних консультаций,
запланированных на 6 декабря.
Помимо
Доклада Рабочей группы, неотъемлемой
частью Протокола о присоединении
России к ВТО станут также консолидированные
перечни обязательств по доступу
на российские рынки товаров и
услуг. Работа над подготовкой консолидированного
перечня по доступу на рынок товаров
еще продолжается, тогда как консолидированный
перечень по доступу на рынок услуг
был разослан членам Рабочей группы
в начале октября 2010 года. В случае
возникновения разногласий относительно
какого-либо зафиксированного в перечнях
обязательства могут потребоваться
дополнительные консультации и переговоры
российской делегации с заинтересованными
членами ВТО.
Большая
информационная работа по обсуждению
российской позиции на переговорах
по присоединению ВТО проводится
с представителями российских деловых
кругов. Начиная с 2000 года, представители
Минэкономразвития России провели около
600 встреч по этой тематике
с различными союзами экспортеров, импортеров
и объединениями товаропроизводителей.
Регулярно проводятся также консультативные
встречи с Российским союзом промышленников
и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной
палатой Российской Федерации (ТПП), представителями
научных и общественных организаций.
В
течение 2001 - 2008 годов состоялось более
380 мероприятий (круглых столов, конференций,
семинаров) по проблематике ВТО, поддержке
экспорта, доступу российских товаров
на зарубежные рынки во всех федеральных
округах и в 64 субъектах Федерации,
включая Москву. Мероприятия были
организованы Минэкономразвития России
при участии комитетов Государственной
думы, РСПП, ТПП, региональных администраций
и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг.
Министерство провело обучение госслужащих
47 субъектов Федерации в 44 регионах по
практическим аспектам предстоящего участия
в ВТО.
На
сегодняшний момент российскими
учеными и экспертами подготовлено
большое количество коллективных работ,
представляющих анализ последствий
присоединения России к ВТО. Некоторые
из них, подготавливались независимыми
экспертами по заказу Минэкономразвития
России. Из общего числа исследований
можно выделить несколько работ:
«Народнохозяйственные последствия
присоединения России к ВТО» Национального
Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Разработка
прогнозов социально-экономических последствий
вхождения России в ВТО» Государственного
Университета - Высшей Школы Экономики,
2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических
последствий присоединения Российской
Федерации к ВТО для наиболее чувствительных
отраслей и секторов российской экономики
с учетом соответствующих региональных
аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам
завершившихся двусторонних переговоров
2007г.
Общие
выводы независимых экспертов показывают,
что системных проблем присоединение
к ВТО не вызовет ни в одном
из секторов российской экономики. В
краткосрочной перспективе могут
возникнуть проблемы у отдельных
предприятий, неконкурентоспособных
уже сейчас. Однако влияние этого
фактора на темпы роста экономики
в целом и ее отдельных отраслей
ожидается незначительным, часто
не превышая значения статистической
погрешности. Другие факторы, такие, как
изменения валютных курсов, состояние
мировой экономической конъюнктуры,
инвестиционная активность будут влиять
на российскую экономику гораздо
в большей степени. Вместе с тем,
все эксперты сходятся в том, что
в долгосрочной перспективе фактор
участия России в ВТО будет
оказывать безусловное положительное
воздействие на экономический рост
в России, содействуя развитию торговли
и инвестиций, стимулируя конкуренцию
на внутреннем рынке, создавая четкие
международно-правовые рамки для
проведения внутренней политики в сфере
регулирования внешней торговли.