Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, контрольная работа
Любая национальная экономика является самодостаточной, если она имеет в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. Совместно со средним и малым бизнесом она позволяет любой стране обеспечить устойчивый во времени рост валового национального продукта и жизненного уровня населения. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев. Одним из наиболее широко применяемых путей развития крупного бизнеса в Российской экономике стало создание большого числа диверсифицированных компаний.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Стратегия диверсификации предприятия 5
1. Определение диверсификации и ее причины 5
2. Интеграция и диверсификация 8
3. Методы и мотивы диверсификации 11
4. Объединение как принцип интеграции и диверсификации 14
5. Управление диверсифицированным предприятием 16
6. Диверсификация как условие повышения эффективности 20
7. Возможные пути диверсификации 23
8. Выгоды и издержки диверсификации 25
ГЛАВА II. Стратегия диверсификации предприятий ОПК 28
1. Причины разработки стратегии диверсификации ОПК 28
2. Диверсификация судостроительной и судоремонтной 31
отрасли на примере предприятий Северодвинска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФИЛИАЛ
Федерального
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»в г. Северодвинске
(Филиал
СЗАГС в г. Северодвинске (
по дисциплине: «Стратегический менеджмент»
Тема:
«Диверсификация»
Студент | Лобанова Олеся
Валентиновна |
Группа | 5ГМТ-1 |
Научный
руководитель |
Хатунцев Вячеслав |
Оценка |
Северодвинск
2010
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Стратегия диверсификации предприятия 5
1. Определение диверсификации и ее причины 5
2. Интеграция и диверсификация 8
3. Методы и мотивы диверсификации 11
4. Объединение как принцип интеграции и диверсификации 14
5. Управление
диверсифицированным предприятием
6. Диверсификация как условие повышения эффективности 20
7. Возможные пути диверсификации
8. Выгоды и издержки диверсификации 25
ГЛАВА II. Стратегия диверсификации предприятий ОПК 28
1. Причины разработки стратегии диверсификации ОПК 28
2. Диверсификация судостроительной и судоремонтной 31
отрасли на примере предприятий Северодвинска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Любая национальная экономика является самодостаточной, если она имеет в своем составе высокоэффективную, крупную промышленность. Совместно со средним и малым бизнесом она позволяет любой стране обеспечить устойчивый во времени рост валового национального продукта и жизненного уровня населения. В условиях рыночной экономики крупные промышленные предприятия развиваются в различных организационно-правовых формах в соответствии с целями развития своих владельцев. Одним из наиболее широко применяемых путей развития крупного бизнеса в Российской экономике стало создание большого числа диверсифицированных компаний.
Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.
Стратегия диверсификации это распределение хозяйственной деятельности на новые сферы, такие как расширение товарного ассортимента производственных изделий, видов и услуг, географической сферы деятельности и др. В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи и функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в отраслевые комплексы. Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий как эффект разнообразия. В современных условиях он оттесняет на второй план эффект массового производства однородной продукции. Суть эффекта разнообразия состоит в том, что производство многих видов продукции в пределах одного предприятия выгоднее, чем их производство на многих мелких предприятиях1.
Одной из причин перехода к стратегии диверсификации является снижение хозяйственных рисков, что способствует увеличению инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных инвесторов.
В России диверсификация возможна, прежде всего, на предприятиях, так или иначе связанных с процессом конверсии военно-промышленного комплекса, так как сама по себе конверсия представляет одну из форм диверсификации. Также потенциальным объектом диверсификации могут служить холдинги и финансово-промышленные группы. Но на пути проведения диверсификационных программ в России встает ряд проблем, основными из которых являются:
В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен.
Объектом исследований является предприятие оборонно-промышленного комплекса.
Предметом
исследования является стратегия диверсификации
предприятия оборонно-промышленного комплекса.
В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация.
В отечественной экономической литературе под диверсификацией понимают «проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности».
Диверсификация — это вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она вносит более эффективный менеджмент либо новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации - добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресурсов2.
Общее определение, данное известным ученым И. Ансоффом, уделившим большое внимание этой проблеме, выглядит следующим образом: «Диверсификация — это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих»3.
Дополним данное определение двумя замечаниями. Во-первых, этот процесс касается перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения, кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, требующей новых финансовых инвестиций. Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность ее функционирования независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая при этом не столько задачи выживания компании, сколько обеспечения ее устойчивого поступательного роста. Причем если продукты компании имеют узкое применение, то она не является специализированной, если они находят разнообразное применение, то это диверсифицированная компания.
Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируя от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).
В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы. И. Ансофф считает, что основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности.
И. Ансофф выделяет следующие причины диверсификации производства4:
1.
Фирмы диверсифицируются,
Если говорить о ближайших целях и долгосрочной рентабельности, причинами диверсификации могут стать насыщенность рынка, общее уменьшение спроса, конкуренция или устаревание продуктов фирмы. Обычные симптомы этого - уменьшение нормы возврата инвестиций, «высыхание» потока новых возможностей.
Если говорить о гибкости, причиной диверсификации может быть непропорционально большая часть объема продаж, приходящаяся на одного покупателя, узкий рынок или ограниченная технологическая база, появление новых технологий.
4. Компании
нередко страдают синдромом «хорошо там,
где нас
нет». Не обладая достаточно надежной
инфомацией об альтернативах
диверсификации, такие компании вместо
тщательного сравнения возможностей переходят
к немедленным практическим действиям.
Гораздо более дешевой и оправданной является
заблаговременная покупка надежной информации.
И. Ансофф делает вывод, что «по причинам 2 и 3 компании будут пытаться диверсифицироваться, когда появляется возможность поставить более высокие цели. В случае 1, если анализ возможностей показывает, что диверсификация не может улучшить позицию фирмы, цели пересматриваются с точки зрения их уменьшения».
Таковы основные причины диверсификации, они вызваны необходимостью повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент времени или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу, т. е. связаны с принятием стратегических решений.
Разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию, которую иногда называют латеральной диверсификацией. В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной или горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятия.
Виды диверсификации зависят от способов ее осуществления. Можно выделить следующие три вида диверсификации5: