Дивидендная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:43, реферат

Описание

Дивидендная политика - составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости компании.
Роль дивидендной политики:
-оказывает влияние на отношения с инвестором и размер внешнего финансирования;
-воздействует на движение денежных средств компании.

Содержание

Введение. 3
1. Дивидендная политика, ее сущность и значение: теоретический аспект. 4
1.1 Понятие дивидендов и дивидендной политики. Показатели, характеризующие дивидендную политику. 4
1.2 Этапы формирования дивидендной политики. 9
1.3 Теоретические исследования, связанные с формированием дивидендной политики. 15
2. Организация дивидендных выплат: понятие, тенденции и перспективы крупных российских компаний. 18
2.1 Порядок и учет начисления дивидендов. 18
2.2 Дивидендные выплаты на примере некоторых крупных российских компаний: тенденции и перспективы. 23
Заключение 29
Библиография 30
Приложение 1. – Методики дивидендных выплат 30
Приложение 2. – Пример начисления дивидендов 32
Приложение 3. – Пример заполнения раздела А листа 03 33
Приложение 4. – Дивидендный выплаты крупнейших российских компаний 35

Работа состоит из  1 файл

див политика.doc

— 457.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение.

 

Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что дивидендная  политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.

С теоретической точки  зрения выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

 

· Влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства  акционеров?

· Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

 

Большинство практиков  считает проблему оптимизации дивидендной  политики чрезвычайно актуальной. Однако признается и тот факт, что какого-то единого алгоритма в выработке  дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

 

а) максимизации совокупного  достояния акционеров;

б) достаточного финансирования деятельности компании.

Эти задачи ставятся во главу  угла при рассмотрении всех основных элементов дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др.

 

Цель курсовой  работы состоит в раскрытии и изучении темы сущности и значения дивидендной политики предприятия.

 

Задачами курсовой работы являются:

Исследование понятия дивидендной политики, содержания, типов;

Анализ эффективности  дивидендной политики предприятия;

Изучение организации  дивидендных выплат;

Анализ дивидендных  выплат крупных российских компаний.

В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.

  1. Дивидендная политика, ее сущность и значение: теоретический аспект.

    1. Понятие дивидендов и дивидендной политики. Показатели, характеризующие дивидендную политику.

 

Для начала скажем, что  русское слово "дивиденд" происходит от латинского слова divideN dus - подлежащий разделу.

Определение дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексом РФ, причем в налогообложении его значение гораздо шире.

Исходя из положений  пункта 1 статьи 43 НК РФ - Дивиденды и  проценты,

1. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

К дивидендам также относятся  любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.

2. Не признаются дивидендами:

1) выплаты при ликвидации  организации акционеру (участнику)  этой организации в денежной  или натуральной форме, не превышающие  взноса этого акционера (участника)  в уставный (складочный) капитал  организации;

2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;

3) выплаты некоммерческой  организации на осуществление  ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской  деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.

3. Процентами признается  любой заранее заявленный (установленный)  доход, в том числе в виде  дисконта, полученный по долговому  обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Таким образом, дивиденд представляет собой часть чистой прибыли общества с ограниченной ответственностью, распределяемой учредителями в соответствии с размерами их долей и выплачиваемой им деньгами или имуществом.

Очень часто оказывается, что те или иные понятия, которые  используются в НК РФ, не имеют в  нем собственного определения. В  этом случае налоговики и налогоплательщики должны обращаться к другим отраслям законодательства, чтобы определить, как правильно трактовать тот или иной термин. Поступать так им предписывает пункт 1 статьи 11 НК РФ.

Но в случае с определением понятия "дивиденд" картина обратная. Это понятие в НК РФ, как мы видим, имеется. Поэтому именно оно должно использоваться при решении вопроса об отнесении или неотнесении тех или иных произведенных выплат к дивидендам в целях налогообложения.

 

Под дивидендной политикой  понимается политика распределения прибыли на дивиденды и капитализируемую часть.

 

Дальнейшее распределение  части прибыли, направленной на выплату  дивидендов, представляет собой механизм формирования личных доходов акционеров в соответствии с размером их участия в капитале предприятия. Дальнейшее распределение капитализируемой части прибыли в зависимости от стратегических целей предприятия может быть направлено на финансирование как текущих операций, так и инвестиций.  

Как известно, доход инвестора  от владения акциями делится на доход от роста курсовой стоимости акций (capital gain) и на текущий доход, получаемый в виде дивидендов (dividend payments). При этом акции, где преобладающим видом дохода является доход от роста курсовой стоимости, называются акциями роста, а акции, приносящие основной доход в виде дивидендов, - акциями дохода.  
    Существует две точки зрения на значение дивидендной политики для общей оценки фирмы и осуществления задачи максимизации богатства акционеров: одна состоит в том, что дивиденды не играют роли при общей оценке фирмы (теория отсутствия значимости), а другая утверждает, что дивиденды имеют большое значение для оценки фирмы (теория значимости). 
    Главными защитниками теории отсутствия значимости являются Модильяни и Миллер, которые утверждали, что структура капитала не имеет значения для стоимости фирмы. Теория Модильяни-Миллера (далее - ММ) основывается на ряде ограничительных допущений, включающих совершенную информацию и отсутствие налогов и транзакционных издержек. ММ утверждают, что если средства, не выплаченные в виде дивидендов, инвестируются в проекты, то любое сокращение дивидендов, вероятно, будет переведено в доходы от прироста стоимости капитала. Если акционеры предпочитают наличные средства, то они могут продать часть своих акций. Таким образом, акционеры, если захотят, могут создать свои собственные дивиденды. 
    Доказательства в пользу значимости дивидендов для стоимости фирмы базируются на следующих аргументах:

  • Информационное содержание дивидендов. Выплата дивидендов и сравнение размеров выплаты с предыдущей рассматривается инвесторами как показатель будущих перспектив фирмы.
  • Предпочтение инвесторами текущего дохода. Многие инвесторы предпочитают получить текущий доход от своих капиталовложений, чем полностью полагаться на прибыли от прироста капитала. При этом продажа акций на рынке для получения текущего дохода (в соответствии с рекомендацией ММ) менее предпочтительна в связи с транзакционными издержками.
  • Качество дохода, полученного в форме дивидендов. Из-за неопределенности будущей стоимости потенциальных доходов от прироста капитала существует качественное различие между доходом, полученным сейчас в форме дивиденда, и эквивалентным потенциальным доходом от прироста капитала.
  • Колебания рыночной стоимости акций. Возможные рыночные колебания цены акции по не зависящим от компании причинам (например, в связи с резким снижением мировых цен на нефть) могут затруднить акционеру ее продажу по «справедливой» цене. Таким образом, утверждение ММ, что сумма, эквивалентная дивидендному доходу, может быть получена за счет продажи акций на рынке, не учитывает риски ликвидности акций.

 

Целью дивидендной политики является установление оптимального, т.е. такого соотношения между дивидендами (как текущим потреблением прибыли) и капитализируемой частью (как инвестируемой с целью получения прибыли в будущем), которое могло бы:

1) максимизировать рыночную  стоимость предприятия;

2) обеспечить его стратегическое  развитие.

Действительно, от пропорций  распределения чистой прибыли на дивиденды и капитализируемую часть зависят инвестиционные возможности предприятия:

1) чем больше дивиденды,  тем меньше инвестиционные возможности  предприятия;

2) чем меньше дивиденды,  тем больше инвестиционные возможности  предприятия.

При этом:

1) увеличение выплачиваемых дивидендов в текущем периоде сокращает не только инвестиционные возможности предприятия, но и будущую прибыль и, соответственно, будущие дивиденды;

2) уменьшение выплачиваемых  дивидендов в текущем периоде 
увеличивает не только инвестиционные возможности предприятия, но и будущую прибыль и, соответственно, будущие дивиденды (конечно, при условии, что инвестиционные проекты будут не только реализованы, но и окажутся рентабельными).

Очевидно, что решения  о выплате дивидендов, принимаемые  в краткосрочном периоде, оказывают влияние на финансовое состояние предприятия и, следовательно, благосостояние его владельцев (акционеров) в долгосрочном периоде.

Эффективность дивидендной  политики:

1) определяется соответствием  краткосрочных (тактических) решений  стратегическим (долгосрочным) целям развития предприятия, что выражается в оптимальном распределении прибыли на дивиденды и капитализируемую часть;

2) зависит от сглаживания  противоречий в интересах предприятия и его номинальных собственников — акционеров.

Как известно, доход акционера от владения акцией состоит из двух элементов:

1) доход от прироста  курсовой стоимости (разница между  ценой продажи и ценой покупки  акции);

2) процентный доход  (дивиденды).

Таким образом:

1) с одной стороны,  благосостояние акционеров повышается с повышением курсовой стоимости акций (акционер при продаже акции, выросшей в цене, получит сумму большую ранее вложенной);

2) с другой стороны,  благосостояние акционеров повышается  с увеличением размера дивидендов (рост дивидендов способствует росту курсовой стоимости акций и является для существующих и потенциальных акционеров своего рода индикатором, свидетельствующим об успешной деятельности и хорошем финансовом состоянии предприятия).

Основное противоречие между интересами акционеров (как владельцев предприятия) и самого предприятия в текущем периоде заключается в том, что выплата дивидендов:

1) является притоком  денежных средств для акционеров;

2) оттоком денежных  средств для предприятия.

Исходя из этого, при  разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать как интересы акционеров, так и интересы самого предприятия. Предпочтения акционеров. Предположим, что:

1) инвесторы, как владельцы  предприятия, одинаково воспринимают решения и о выплате дивидендов, и о капитализации;

2) решения о капитализации  с последующим реинвестированием являются приоритетными, а дивиденды рассматриваются как пассивный остаток, выплата и величина которых зависят только от наличия перспективных инвестиционных проектов.

Исходя из этих предпосылок, предпочтения инвесторов будут распределяться следующим образом:

1) если прогнозный  уровень рентабельности инвестиционных  проектов превышает средний уровень,  инвесторы отдадут предпочтение капитализации;

2) если прогнозный  уровень рентабельности инвестиционных проектов равен среднему уровню, то выплата дивидендов и капитализация воспринимаются инвесторами одинаково;

3) если прогнозный  уровень рентабельности инвестиционных  проектов ниже среднего уровня, то инвесторы отдадут предпочтение выплате дивидендов.

Предпочтения предприятия. Как уже было сказано выше, выплата дивидендов означает отток денежных средств. Поэтому при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать влияние выплаты дивидендов на финансовое состояние предприятия. Исходя из финансового состояния предприятия в текущем периоде, необходимо решить:

1) стоит ли вообще  выплачивать дивиденды;

2) если стоит, то  определить их оптимальную величину;

3) определить источники  финансирования:

- инвестиционных решений,  если выплата дивидендов существенно снижает инвестиционные возможности предприятия;

- выплаты дивидендов, если предприятие не располагает  необходимыми для этого средствами.

К основным показателям, характеризующим дивидендную политику, можно отнести коэффициенты:

1) дивиденда на одну  акцию (Div);

2) чистой прибыли на  одну простую акцию (EPS);

3) выплаты дивидендов (DPR);

4) капитализации чистой  прибыли (b).

1. Коэффициент дивиденда  на одну акцию (Div) представляет  собой соотношение суммы выплачиваемых  дивидендов и количества простых акций в обращении.

К = Сумма выплачиваемых  дивидендов / Количество простых акций  в обращении

Количество простых  акций в обращении = общее количество выпущенных в обращение простых  акций - собственные простые акции  в портфеле предприятия

2. Коэффициент чистой  прибыли на одну акцию (EPS) определяется как соотношение чистой прибыли за минусом суммы дивидендов по привилегированным акциям и количества простых акций в обращении:

Информация о работе Дивидендная политика