Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:43, реферат
Дивидендная политика - составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости компании.
Роль дивидендной политики:
-оказывает влияние на отношения с инвестором и размер внешнего финансирования;
-воздействует на движение денежных средств компании.
Введение. 3
1. Дивидендная политика, ее сущность и значение: теоретический аспект. 4
1.1 Понятие дивидендов и дивидендной политики. Показатели, характеризующие дивидендную политику. 4
1.2 Этапы формирования дивидендной политики. 9
1.3 Теоретические исследования, связанные с формированием дивидендной политики. 15
2. Организация дивидендных выплат: понятие, тенденции и перспективы крупных российских компаний. 18
2.1 Порядок и учет начисления дивидендов. 18
2.2 Дивидендные выплаты на примере некоторых крупных российских компаний: тенденции и перспективы. 23
Заключение 29
Библиография 30
Приложение 1. – Методики дивидендных выплат 30
Приложение 2. – Пример начисления дивидендов 32
Приложение 3. – Пример заполнения раздела А листа 03 33
Приложение 4. – Дивидендный выплаты крупнейших российских компаний 35
Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
С теоретической точки зрения выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:
· Влияет ли величина дивидендов
на изменение совокупного
· Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?
Большинство практиков считает проблему оптимизации дивидендной политики чрезвычайно актуальной. Однако признается и тот факт, что какого-то единого алгоритма в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами. Поэтому каждая компания должна выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего, из присущих ей особенностей. Вместе с тем можно выделить две основополагающие задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:
а) максимизации совокупного достояния акционеров;
б) достаточного финансирования деятельности компании.
Эти задачи ставятся во главу
угла при рассмотрении всех основных
элементов дивидендной политики
Цель курсовой работы состоит в раскрытии и изучении темы сущности и значения дивидендной политики предприятия.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия дивидендной политики, содержания, типов;
Анализ эффективности дивидендной политики предприятия;
Изучение организации дивидендных выплат;
Анализ дивидендных выплат крупных российских компаний.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
Для начала скажем, что русское слово "дивиденд" происходит от латинского слова divideN dus - подлежащий разделу.
Определение дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексом РФ, причем в налогообложении его значение гораздо шире.
Исходя из положений пункта 1 статьи 43 НК РФ - Дивиденды и проценты,
1. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
2. Не признаются дивидендами:
1) выплаты при ликвидации
организации акционеру (
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой
организации на осуществление
ее основной уставной
3. Процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Таким образом, дивиденд представляет собой часть чистой прибыли общества с ограниченной ответственностью, распределяемой учредителями в соответствии с размерами их долей и выплачиваемой им деньгами или имуществом.
Очень часто оказывается, что те или иные понятия, которые используются в НК РФ, не имеют в нем собственного определения. В этом случае налоговики и налогоплательщики должны обращаться к другим отраслям законодательства, чтобы определить, как правильно трактовать тот или иной термин. Поступать так им предписывает пункт 1 статьи 11 НК РФ.
Но в случае с определением понятия "дивиденд" картина обратная. Это понятие в НК РФ, как мы видим, имеется. Поэтому именно оно должно использоваться при решении вопроса об отнесении или неотнесении тех или иных произведенных выплат к дивидендам в целях налогообложения.
Под дивидендной политикой понимается политика распределения прибыли на дивиденды и капитализируемую часть.
Дальнейшее распределение части прибыли, направленной на выплату дивидендов, представляет собой механизм формирования личных доходов акционеров в соответствии с размером их участия в капитале предприятия. Дальнейшее распределение капитализируемой части прибыли в зависимости от стратегических целей предприятия может быть направлено на финансирование как текущих операций, так и инвестиций.
Как известно, доход инвестора
от владения акциями делится на доход от роста курсовой стоимости
акций (capital gain) и на текущий доход, получаемый
в виде дивидендов (dividend payments). При этом
акции, где преобладающим видом дохода
является доход от роста курсовой стоимости,
называются акциями роста, а акции, приносящие
основной доход в виде дивидендов, - акциями
дохода.
Существует две точки зрения на значение
дивидендной политики для общей оценки
фирмы и осуществления задачи максимизации
богатства акционеров: одна состоит в
том, что дивиденды не играют роли при
общей оценке фирмы (теория отсутствия
значимости), а другая утверждает, что
дивиденды имеют большое значение для
оценки фирмы (теория значимости).
Главными защитниками теории отсутствия
значимости являются Модильяни и Миллер,
которые утверждали, что структура капитала
не имеет значения для стоимости фирмы. Теория Модильяни-Миллера (далее - ММ) основывается на ряде ограничительных
допущений, включающих совершенную информацию
и отсутствие налогов и транзакционных
издержек. ММ утверждают, что если средства,
не выплаченные в виде дивидендов, инвестируются
в проекты, то любое сокращение дивидендов,
вероятно, будет переведено в доходы от
прироста стоимости капитала. Если акционеры
предпочитают наличные средства, то они
могут продать часть своих акций. Таким
образом, акционеры, если захотят, могут
создать свои собственные дивиденды.
Доказательства в пользу значимости дивидендов
для стоимости фирмы базируются на следующих
аргументах:
Целью дивидендной политики является установление оптимального, т.е. такого соотношения между дивидендами (как текущим потреблением прибыли) и капитализируемой частью (как инвестируемой с целью получения прибыли в будущем), которое могло бы:
1) максимизировать рыночную стоимость предприятия;
2) обеспечить его стратегическое развитие.
Действительно, от пропорций распределения чистой прибыли на дивиденды и капитализируемую часть зависят инвестиционные возможности предприятия:
1) чем больше дивиденды,
тем меньше инвестиционные
2) чем меньше дивиденды,
тем больше инвестиционные
При этом:
1) увеличение выплачиваемых дивидендов в текущем периоде сокращает не только инвестиционные возможности предприятия, но и будущую прибыль и, соответственно, будущие дивиденды;
2) уменьшение выплачиваемых
дивидендов в текущем периоде
увеличивает не только инвестиционные
возможности предприятия, но и будущую прибыль
и, соответственно, будущие дивиденды
(конечно, при условии, что инвестиционные
проекты будут не только реализованы,
но и окажутся рентабельными).
Очевидно, что решения о выплате дивидендов, принимаемые в краткосрочном периоде, оказывают влияние на финансовое состояние предприятия и, следовательно, благосостояние его владельцев (акционеров) в долгосрочном периоде.
Эффективность дивидендной политики:
1) определяется соответствием
краткосрочных (тактических)
2) зависит от сглаживания
противоречий в интересах
Как известно, доход акционера от владения акцией состоит из двух элементов:
1) доход от прироста
курсовой стоимости (разница
2) процентный доход (дивиденды).
Таким образом:
1) с одной стороны, благосостояние акционеров повышается с повышением курсовой стоимости акций (акционер при продаже акции, выросшей в цене, получит сумму большую ранее вложенной);
2) с другой стороны,
благосостояние акционеров
Основное противоречие между интересами акционеров (как владельцев предприятия) и самого предприятия в текущем периоде заключается в том, что выплата дивидендов:
1) является притоком
денежных средств для
2) оттоком денежных средств для предприятия.
Исходя из этого, при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать как интересы акционеров, так и интересы самого предприятия. Предпочтения акционеров. Предположим, что:
1) инвесторы, как владельцы
предприятия, одинаково
2) решения о капитализации
с последующим
Исходя из этих предпосылок, предпочтения инвесторов будут распределяться следующим образом:
1) если прогнозный
уровень рентабельности
2) если прогнозный уровень рентабельности инвестиционных проектов равен среднему уровню, то выплата дивидендов и капитализация воспринимаются инвесторами одинаково;
3) если прогнозный
уровень рентабельности
Предпочтения предприятия. Как уже было сказано выше, выплата дивидендов означает отток денежных средств. Поэтому при разработке и проведении дивидендной политики необходимо учитывать влияние выплаты дивидендов на финансовое состояние предприятия. Исходя из финансового состояния предприятия в текущем периоде, необходимо решить:
1) стоит ли вообще выплачивать дивиденды;
2) если стоит, то
определить их оптимальную
3) определить источники финансирования:
- инвестиционных решений, если выплата дивидендов существенно снижает инвестиционные возможности предприятия;
- выплаты дивидендов,
если предприятие не
К основным показателям,
характеризующим дивидендную
1) дивиденда на одну акцию (Div);
2) чистой прибыли на одну простую акцию (EPS);
3) выплаты дивидендов (DPR);
4) капитализации чистой прибыли (b).
1. Коэффициент дивиденда
на одну акцию (Div) представляет
собой соотношение суммы
К = Сумма выплачиваемых дивидендов / Количество простых акций в обращении
Количество простых акций в обращении = общее количество выпущенных в обращение простых акций - собственные простые акции в портфеле предприятия
2. Коэффициент чистой прибыли на одну акцию (EPS) определяется как соотношение чистой прибыли за минусом суммы дивидендов по привилегированным акциям и количества простых акций в обращении: